Научить творчеству: как работает Первая креативная школа имени Бибигуль Тулегеновой

Первая креативная школа имени Бибигуль Тулегеновой сочетает высокие академические стандарты и творческий подход к учёбе

Фото: © Арлан Олжабай

Определения креативности, которые можно прочитать в разных источниках, содержат такие критерии, как открытость идеям и эксперименту, готовность создавать нечто новое, имеющее ценность, — словом, проявлять то, о чем принято говорить как о творческом подходе.

«Знания, эмоциональный интеллект, жизненный опыт человека, соединяясь, порождают креативность, причем это относится не только к так называемым творческим профессиям. Креативность может проявиться в математике и физике точно так же, как в музыке и изобразительном искусстве, и наша школа — подтверждение этому. Ребенок у нас может попробовать себя в самых разных направлениях и… открыться с совершенно неожиданной стороны», — говорит генеральный директор Первой креативной школы имени Бибигуль Тулегеновой (BTCS) Арнур Маденов.

Школа приняла первых учеников в сентябре прошлого года. Для самого Маденова, болашаковца, окончившего Robert Gordon University, University of Sussex, эксперта Совета международных школ, имеющего за плечами богатый опыт работы в образовании, включая Назарбаев Интеллектуальные школы (НИШ), руководство BTCS во многом стало совсем необычной и от этого еще более интересной историей. Его предыдущий опыт в образовании в основном касался работы с детьми, у которых был талант к точным наукам, но уже тогда Маденов заметил, что занятия музыкой и рисованием, походы в театры и музеи хорошо влияют на успеваемость по физике и математике.

«Можно сказать, вся моя предыдущая работа закладывала фундамент для Первой креативной школы. Было логично предположить, что имя выдающейся оперной певицы будет носить школа с музыкальным уклоном. Но мы решили пойти по другому пути и предложили создать креативную школу как часть стратегии, направленной на развитие креативной экономики. Это место, где ребенок, будь то технарь или гуманитарий, сможет придумывать и пробовать новое, творить, стартовая площадка для его будущих больших проектов. У нас много необычных, нестандартно мыслящих учеников. Возможно, в обыкновенной школе их назвали бы белыми воронами, но наша школа именно для таких детей», — говорит директор.

Арнур Маденов
Фото: из личного архива

Здание школы, рассчитанной на 1058 мест, располагается на площади 14 000 кв. м. Программа рассчитана на 11-летнее обучение, но в первый учебный год состоялся набор учащихся 1–10-х классов. В учебной программе Первой креативной школы воплощена новая, не совсем обычная для отечественной системы образования концепция обучения, интересная для родителей, учеников, педагогов и для учредителя проекта, известного казахстанского медиаменеджера, владельца TAN Media Group Арманжана Байтасова (№ 20 рейтинга 50 самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan – 2024).

«По сути, Арманжан Байтасов был одним из тех, кто основал креативную индустрию современного Казахстана в конце 1990-х, когда и понятия такого у нас не было. Он побывал во многих странах, видел много таких креативных школ и университетов и загорелся идеей реализовать такой же проект в Казахстане. Инвестор — душа любого начинания, и я очень ценю, что Арманжан Байтасов горит проектом BTCS, рассматривает его как долгосрочный, уделяет школе много внимания, заряжается энергией коллектива и учеников. Даже свои подкасты он записывает в нашей подкаст-студии, когда находится в Астане», — говорит Арнур Маденов.

В системе образования ставка на физико-математическое направление всегда ценилась больше, чем на творческое, гуманитарное. В BTCS решили отойти от стандарта и добавить в программу занятия творчеством и искусством, не опуская планку подготовки по математике, химии или биологии, сделав это в большом масштабе, который соответствовал бы масштабу личности Бибигуль Тулегеновой. Хотелось бы, отмечает директор, чтобы в этом BTCS со временем стала примером для других школ.

В основу развития креативного подхода, уверен собеседник, должна быть заложена сильная академическая база, поэтому большое внимание уделяется качественной подготовке по общеобразовательным предметам. В активе 80% педагогов, преподающих общеобразовательные дисциплины, имеется опыт работы в НИШ, что свидетельствует о высоком уровне подготовки.

В специализированных школах при сильной подготовке по профильному направлению все остальные предметы довольно часто проседают. «На наш взгляд, такого перекоса, когда есть основной предмет и все остальные, быть не должно. Образованный человек должен быть наполнен знаниями, как сосуд. Даже если говорить о творческих профессиях, то хороший музыкант должен иметь фундаментальные знания по истории, разбираться в литературе. У нас сильные учителя по математике, физике и химии, историки, биологи и географы. BTCS — это школа с действительно серьезной подготовкой по всем общеобразовательным предметам», — отмечает Маденов. Учебная программа объединяет академические дисциплины, преподаваемые на основе национальных и международных образовательных стандартов, и предметы креативного блока. Выпускники наряду с казахстанским аттестатом о среднем образовании получат диплом специализированных курсов креативного блока и международный диплом Cambridge Programme IGCSE.

За подготовку по креативной части отвечают четыре факультета, именно они и представляют собой ту самую изюминку, что отличает Первую креативную от других школ. На факультете Music школьники изучают сольфеджио и теорию музыки, основы композиции, исполнительского искусства и хореографии. Курсы на факультете Art включают изучение изобразительного искусства и дизайна, актерского мастерства и истории искусств. Факультет цифровых технологий, или Digital, предлагает широкий круг программ по компьютерным наукам и информационным технологиям, а STEM-факультет охватывает широкий спектр дисциплин, связанных с наукой и техническими областями. Каждый факультет возглавляет декан, специалист в профильной области, он формирует преподавательский состав и учебную программу по своему направлению. Декан музыкального факультета Сергей Лизунков, например, — профессиональный аранжировщик-звукорежиссер, лауреат международных конкурсов, имеет более чем 20-летний опыт преподавания и руководства музыкальной школой, и обучение на факультете построено по программе музыкальной школы.

Обучение построено таким образом: учебный день начинается в 8:00 и заканчивается в 18:00. Что касается академических предметов, то здесь школа работает по программе, утвержденной Министерством просвещения РК. В рамках программы четырех перечисленных выше факультетов как раз и появляется возможность для эксперимента и креатива. При этом, отмечает директор, дети могут пробовать свои силы и проявлять таланты в разных направлениях: юные скрипачи или домбристы, обучающиеся по интенсивной программе на музыкальном факультете, могут дополнительно заниматься робототехникой.

«Один из наших учеников, серьезно занимающийся скрипкой, пришел на факультет STEM и недавно в составе школьной команды победил в чемпионате республики по робототехнике. В этом и заключается суть нашей школы — помочь ученикам раскрыть свой потенциал с неожиданной стороны. В рамках школы они относятся к занятиям более серьезно и ответственно, чем, например, в привычных нам кружках, которые ребенок бросает, как только ему надоедает увлечение. А значит, и результат будет более показательным», — уверен Маденов.

Для реализации самых дерзких творческих проектов в Первой креативной школе полностью укомплектована соответствующая материальная база: 32 лаборатории, в том числе по физике, химии и биологии, полноценная студия звукозаписи. Музыкальный факультет оснащен всеми инструментами, факультеты Digital и STEM — мощными компьютерами и оборудованием для инженерии и робототехники. Словом, сделано всё, чтобы школьникам было удобно учиться и творить.

Материальная база — важная, но не единственная составляющая успешной учебы, не менее важен психологический комфорт. Арнур Маденов убежден, что школа — то самое место, где ребенок должен иметь право на ошибку, не бояться принимать неверные решения и начинать новые. Без ошибок не бывает больших проектов, а задача школы заключается в том, чтобы создать среду, в которой у ребенка будет чувство плеча, где взрослые помогут и подскажут, а одноклассники не будут смеяться. Формирование такой обстановки невозможно без работы над общим уровнем культуры. К слову, рассказывает директор, легендарная Бибигуль Тулегенова, присутствовавшая на церемонии открытия, высказала одно пожелание — чтобы школа, носящая ее имя, помогала воспитать поколение по-настоящему культурных людей.

«Воспитание культуры — процесс долгий и кропотливый, и в него должны быть вовлечены и школа, и семья. Не секрет, что в нашем обществе частные школы зачастую воспринимают исключительно как компании, поставляющие услуги, хотя и учителя, и администрация — это люди, профессионально занимающиеся образованием. Родители, отдавая в школу своего ребенка, должны быть уверены, что мы с ними на одной стороне и интерес у нас общий — успех ребенка», — отмечает Маденов.

Ценностные установки администрации школы в полной мере разделяет учредитель. «Мы на 100 % совпадаем и в видении дальнейшего проекта, и в личных моментах, многие из которых могут показаться удивительными. Например, в начале 2000-х я участвовал в проекте Superstar.kz, в жюри которого был Батырхан Шукенов, мы много общались во время и после проекта. Став директором школы, я узнал, что Батырхан был другом Арманжана Байтасова, близко общался с Бибигуль Тулегеновой. И когда мы открыли в школе студию звукозаписи, ни у меня, ни у Арманжана Мерекеевича не было сомнений, что ей нужно присвоить имя Батырхана Шукенова», — рассказывает директор школы.

Перед запуском проекта администрация задалась вопросом — каким должен быть идеальный учитель Первой креативной школы? В итоге заинтересованность в успехе учеников наряду с профессиональным знанием своего предмета стала главным критерием отбора. «Мы хотели привлечь учителя, который будет видеть себя ментором для ребенка, наставником, заинтересованным не только в успеваемости, но и в воспитании личностных качеств, человеком, с которым ребенок сможет поговорить о своем будущем. В свою очередь и наши учителя чувствуют поддержку руководства школы. Мы — одна команда, которая стремится работать в унисон, и мы радуемся достижениям наших педагогов так же, как и наших воспитанников», — говорит директор.

Несмотря на то, что школа работает всего шесть месяцев, ее ученики занимали призовые места в республиканских музыкальных и литературных конкурсах, на олимпиадах по математике, английскому и русскому языкам, команда по робототехнике одержала победу в региональном чемпионате. «Наши ученики на равных соревновались со сверстниками из специализированных школ, это свидетельствует о том, что у нас сильный уровень подготовки по разным дисциплинам. Большие и маленькие победы учеников приближают нас к главной цели: сформировать концепт и масштабировать его, показав пример того, как можно развивать современную школу», — комментирует собеседник.

По словам Арнура Маденова, в планах BTCS — прохождение аккредитации Совета международных школ (CIS), которая поможет стандартизировать процессы и вывести школу на новый уровень.