Налоговый и таможенный аудит в Казахстане: эффективность падает, риски растут

Аудиторы выявили финансовых нарушений на 747 млн тенге, а также потери бюджета по сборам и пошлинам на 2 млрд тенге

Зона таможенного и пограничного контроля. Территория между Казахстаном и Китаем
Фото: © depositphotos.com/LyazaTretyakova

В Казахстане завершился государственный аудит эффективности налогового и таможенного администрирования. Его итоги подведены на заседании Высшей аудиторской палаты.

Проверка выявила основную проблему: при увеличении количества контрольных мероприятий их реальная отдача продолжает снижаться. Так, 70% доначислений приходится на комплексные проверки. Однако проверки на основе системы управления рисками (СУР) оказались существенно менее результативными, чем внеплановые проверки по решению КГД и в рамках уголовных дел.

«При проверке более 900 предприятий, отобранных СУР, доначислено всего 46 млрд тенге. Автоматизация отбора недостаточно эффективная: из плана на I полугодие 2024 года вручную исключен 61% налогоплательщиков, из плана на II полугодие — 97%», — приводят данные ВАП.

По таможенным проверкам также отмечается снижение эффективности. 70% начислений пришлось всего на одного участника внешнеэкономической деятельности. Проверки на основе СУР также заметно уступают внеплановым.

Как следует из аудиторского заключения, таможенное администрирование не в полной мере учитывает требования техрегламентов при ввозе товаров: в 2024 году шесть крупных импортеров одежды из Турции ввезли товар на $145 млн, приложив 150 сертификатов стран ЕАЭС, 104 из которых не значатся в официальных реестрах.

«Это указывает на имеющиеся риски ввоза поддельных товаров, что создает угрозу здоровью населения», — считают аудиторы.

Работа по мониторингу 354 крупных налогоплательщиков показывает эффективность только в отношении недропользователей — 105 компаний. По остальным ситуация требует внимания. За отчетный период лишь 33 компаниям было направлено 35 извещений и требований. Результативными оказались всего шесть, по которым поступило 643 млн тенге — это 0,01% от всего объема налоговых поступлений 249 крупных налогоплательщиков. Таким образом, работа по мониторингу требует систематизации.

Что касается НДС, в 2024 году его несвоевременный возврат составил 420 млрд тенге, что несет риски предъявления пени почти на 5 млрд тенге. Также выявлен необоснованный возврат НДС на 375 млн тенге.

Аудиторы отметили, что Казахстан уступает по количеству маркируемых товаров другим странам ЕАЭС. В республике по-прежнему нет утвержденной методики, которая бы показывала, какие товары нужно маркировать в первую очередь.

Например, пять лет назад была введена маркировка табачных изделий, однако нелегальную продукцию продолжают ввозить в Казахстан. В 2024 году изъято свыше 16 млн пачек контрабандных табачных изделий — в 4,5 раза больше, чем 3 года назад.

По обуви наблюдается неоднозначная ситуация: ее импорт за 4 года снижается, но в 13 раз вырос импорт заготовок для обуви. Их массово завозят компании, которые не являются производителями обуви, реализуя впоследствии физлицам. Значительное ежегодное увеличение импорта заготовок для обуви при отсутствии соответствующего объема их производства свидетельствует о возможном ввозе обуви под видом заготовок с целью уклонения от уплаты таможенных пошлин.

КГД недостаточно использует данные системы маркировки. В настоящее время отсутствие на упаковках кодов Data Matrix позволяет выявлять контрабанду табачных изделий. Однако, несмотря на это, в 2024 году на специальное мобильное приложение поступило 246 обращений по случаям контрабанды табачной продукции. При этом ни одно из них не было отработано. Потенциал маркировки остается нераскрытым.

Более того, несмотря на недостатки и проблемы, Минфин в 2024 году отчитался о положительных результатах: за счет снижения плана доля налогов в ВВП была уменьшена с 20,2% до 17,2%, что позволило отчитаться о выполнении плана. Для сравнения: в 2023 году показатель был 19,6%.

Всего по итогам аудита установлено:

  • финансовых нарушений на 747 млн тенге;
  • потерь бюджета по доходной части более чем на 2 млрд тенге;
  • а также 34 процедурных нарушения и 29 системных недостатков.

По всем выявленным проблемам ВАП разработаны рекомендации по их устранению. Эта работа будет находиться на постоянном контроле.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте