Можно ли превратить холст в инвестиционный портфель
Как работает долевое инвестирование в искусство

Сколько раз в своей жизни вы слышали, что искусство — это инвестиция? Арт-дилеры и консультанты наперебой рассказывают невероятную историю «одного шедевра», который принес владельцу миллионы. Тезисом «искусство как инвестиция» легко жонглировать на таком непрозрачном и закрытом рынке, как рынок искусства. И вот уже сегодня новые инвесторы рассматривают художественные произведения как способ диверсификации портфеля и потенциального заработка. Стартапы обещают не только демократизировать арт-рынок, но и сделать его более транспарентным, а искусство — доступным. Один из таких инструментов — долевое (дробное) владение. Что это? Революция на арт-рынке или иллюзия? Может ли работа принадлежать всем и никому одновременно? Вопросов много.
Что такое дробное инвестирование в искусство?
Представьте, что вы хотели бы купить работу Пикассо, Дали или Бэнкси, но у вас нет таких средств. И тут у вас появляется уникальная возможность выкупить часть (долю) арт-объекта, да еще и заработать на этом. Нет, конечно, работа художника не будет порвана на куски, как это делал Тузик с грелкой. Вы покупаете произведение вскладчину вместе с такими же розничными инвесторами, как вы, (art shares) и владеете долей дорогостоящего арт-объекта, не покупая его целиком. Это похоже на покупку акций компании, то есть вы становитесь совладельцем ценного актива и получаете свою долю от его роста в стоимости. Звучит заманчиво, не правда ли? И вполне можно сказать, что арт-рынок вступил в новую эру своего развития.
Как это работает?
Сделать это можно через специальные платформы, где предлагают уже выкупленные произведения, делят их на акции, которые можно купить. Обычно на таких площадках уже есть несколько вариантов работ художников, из которых вы можете выбрать, в какой именно объект вложить свои деньги. При этом у вас нет права предложить свое видение. Вы берете то, что уже выбрано внутренними экспертами платформ.
Одним из самых известных игроков на рынке долевого инвестирования в искусство является платформа Masterworks. Основанная в 2017 году, компания позволяет инвестировать во многомиллионные арт-объекты таких художников, как Баския, Уорхол, Моне, Рихтер. Компания ставит цель сделать искусство доступной инвестицией для всех. На сегодняшний день у Masterworks более 1 000 000 пользователей со всего мира (от начинающих инвесторов до опытных коллекционеров), $1,2 млрд привлеченного капитала, владение более чем 450 произведениями искусства. Через дочернюю компанию Level & Co платформа владеет галереей в верхнем Ист-Сайде Нью-Йорка, где проводит выставки, а также экспонирует свой фонд во всем мире. Основатель стартапа Скотт Линн — серийный предприниматель в сфере технологий — обладает собственной коллекцией абстрактного экспрессионизма.
Самую первую свою продажу Masterworks провела в 2019 году, продав «Мону Лизу» Бэнкси за $1 500 000, а купив ее за год до этого за $1 039 000. Площадка взимает 1,5% годового сбора за управление коллекцией. Кроме того, они получают 20% прибыли при продаже произведения. Инвестиционный минимум определен в размере $15 000. С момента основания Masterworks выплатила инвесторам более $60 млн. Успех компании, конечно, зависит от превращения пользователей (людей, зарегистрировавшихся на платформе) в инвесторов, купивших акции произведений искусства.
Сегодня существует два основных способа инвестировать в art shares. Первый способ — через блокчейн (наиболее распространённый вариант), когда физическое произведение искусства оцифровывается и превращается в NFT (цифровой сертификат подлинности). Затем NFT делится на множество токенов. Эти токены торгуются на специализированных платформах, как и криптовалюта.
Второй способ — через биржевые компании. Схема довольно проста. Произведение искусства оформляется как актив, а компания выпускает акции на него. Инвесторы покупают эти акции через фондовый рынок как обычные ценные бумаги. Компания приобретает произведение искусства и регистрирует под него отдельную юридическую структуру. Затем она выпускает биржевые акции, соответствующие долям в этой работе. Инвесторы могут покупать и продавать эти акции или дождаться, пока сама платформа организует продажу всей работы, чтобы получить свою часть прибыли.
Почему Blue-Chip?
Для снижения уровня рисков такого вложения обычно стартапы предлагают так называемые Blue-Chip-произведения (по аналогии с голубыми фишками на фондовом рынке). Blue-Chip в арт-среде называют работы художников, чья ценность подтверждена временем, критиками, музеями, аукционами и т. д. Попросту говоря, шедевры признанных художников, которые со временем становятся еще более ценными. У Blue-Chip обычно выше не только ликвидность, но потенциальная доходность.
Кто все эти люди?
Экономика совместного пользования, несомненно, более привлекает молодое поколение коллекционеров (35 лет и младше), которые открыты для новых моделей инвестирования. Как правило, такие вкладчики технологически подкованы, комфортно чувствуют себя в мире нетрадиционных инвестиций и высоко оценивают простоту, удобство и открытость.
По данным отчета Deloitte Private и ArtTactic «Art & Finance» за 2023 год, интерес к долевому владению среди молодых коллекционеров на 50% выше, чем у коллекционеров старшего возраста. «Они также ясно дают понять свои предпочтения: 41% проявляют интерес к инвестициям в искусство и ищут стратегии (по сравнению с 31% в 2021 году). Они движимы цифровыми достижениями и инновационным подходом. Эти коллекционеры не просто энтузиасты, а скорее стратегические инвесторы, меняющие рынок», — говорится в отчете.
В том же отчете Deloitte рынок долевого владения произведениями искусства и предметами коллекционирования оценивается в $1 млрд, а активы нескольких наиболее известных платформ начиная с 2020 года ежегодно удваиваются.
Каковы плюсы?
Во-первых, фракционное владение искусством демократизирует арт-рынок. Благодаря этой модели великие произведения искусства перестают являться эксклюзивной привилегией HNWI (High Net Worth Individuals — лица с высоким уровнем дохода). Эта инновационная система позволила инвестировать в искусство практически любому желающему, понизив порог входа на арт-рынок. Инвестиции могут начинаться со скромных $100–500 и доходить до нескольких десятков тысяч долларов, что делает искусство более доступным классом активов для людей даже с небольшим капиталом.
Во-вторых, удобство. Инвесторы избавлены от таких сложностей, как хранение, обслуживание, страхование физического объекта. Это на себя берет площадка. Благодаря цифровым платформам инвесторы могут оперативно продать свою долю, повышая ликвидность своей инвестиции.
В-третьих, доступность и диверсификация портфеля. Доступность, как и число участников рынка, достигается за счет снижения барьера входа, что может благотворно сказаться и на вторичном рынке. Вместо крупных вложений в единственное произведение искусства инвесторы теперь могут распределить свои инвестиции между несколькими работами, снижая риски.
Каковы минусы?
Инвесторы не участвуют в управлении активом. Решения о продаже произведения, выборе стратегии и других ключевых аспектах принимает площадка. Поэтому совладельцам всегда надо быть готовыми к компромиссу.
Вторичный рынок тоже пока не достиг зрелости. Как следствие, чтобы получить прибыль, инвесторы вынуждены сохранять доли в течение длительного срока фактически до момента продажи физического произведения самой площадкой. Например, компания Masterworks ставит временные сроки от 3 до 10 лет. Но справедливости ради надо сказать, что и традиционное вложение в искусство — это всегда «длинные деньги». Это такая особенность арт-рынка. И да, арт-рынок может быть нестабильным и непредсказуемым.
Еще один минус — чрезмерная коммерциализация искусства. Акцент смещается с творческой составляющей на финансовую. Аналогичная трансформация происходит и с мотивацией коллекционеров. Традиционно покупатель искусства выступал в роли мецената — его связь с произведением и художником носила глубокий характер. Это было в первую очередь эмоциональное и культурное вложение, а не просто финансовая операция.
Если платформы долевого владения искусством не смогут культивировать в своем сообществе подлинную страсть к искусству, они столкнутся с угрозой перенасыщения рынка и его превращением в площадку для финансовых спекуляций. Без системы «культурного иммунитета» (образовательных программ, кураторского контроля и сообществ истинных ценителей) долевые платформы рискуют превратить многовековую традицию меценатства в подобие криптовалютного трейдинга, где цена шедевра определяется трендами.
Вместо заключения
Исследуя тему фракционного владения искусством, задаешься многими вопросами. И хотя финтех привносит в арт-рынок прозрачность, демократизацию и новые возможности, но вопросы гуманитарного и этического характера становятся одними из главных. Не превратится ли искусство в товар и не станет ли оно средством для финансовых манипуляций?
Но, с другой стороны, консервативно настроенным представителям арт-среды надо осознать, что art-tech только набирает обороты и новые предложения на рынке искусства будут появляться все время. Беспрецедентная передача богатства (и коллекций в том числе) только началась, и новое поколение коллекционеров совсем по-другому смотрит как на сам процесс коллекционирования, так и на процесс приобретения искусства. И скорее всего у них также будет расти интерес к альтернативным способам диверсификации портфелей. А сегодняшние игроки в сфере долевого владения, первопроходцы и экспериментаторы, в принципе предлагают эту альтернативу. И во всей этой гонке главное для инвесторов и стартаперов - не забывать, что есть еще один игрок, без которого бы ничего не произошло. Это художник и само искусство. Собственно, с этого и начинается вся эта интересная история.