Как скажется переход к углеродной нейтральности на ВВП Казахстана?

Глава отдела АБР по региональному сотрудничеству Лязиза Сабырова считает, что декарбонизация откроет новые возможности для страны

Лязиза Сабырова
Лязиза Сабырова
Фото: архив пресс-службы АБР

По оценке Азиатского банка развития, 2023 год стал самым теплым за всю историю наблюдений. Наводнения, землетрясения, таяние ледников и другие природные катаклизмы, которые происходят сегодня в разных частях планеты - в большинстве своем являются следствием нарушений глобальной экосистемы. Масштабные разрушительные паводки в Казахстане – это тоже яркий пример климатических изменений, подтверждает руководитель отдела АБР по региональному сотрудничеству и интеграции в Центральной и Западной Азии Лязиза Сабырова.

По ее словам, если пессимистический сценарий АБР - повышение температуры к 2090 году в странах региона на 7 градусов Цельсия - сбудется, то наступление экологической катастрофы неизбежно.

Тот факт, что Казахстан первым в Центральной Азии ратифицировал Парижское соглашение и внедрил Систему торговли выбросами (квотами) парниковых газов (СТВ), а также принял Стратегию углеродной нейтральности до 2060 года, эксперт международного финансового института оценивает высоко. Однако, принимая во внимание сырьевую зависимость страны, не приведет ли отказ от ископаемого топлива к замедлению темпов роста экономики?

По прогнозам Азиатского банка развития, рост валового внутреннего продукта Казахстана в 2024 году ожидается на уровне 3,8%, при этом очевидно, что на дальнейшую динамику ВВП напрямую будут влиять объемы добычи нефти.

F: Лязиза, скажите, действительно ли переход к углеродной нейтральности может негативно отразиться на ВВП Казахстана? Делая оценку экономического роста страны, учитывает ли АБР последствия этого фактора?

- Конечно, учитывает. На самом деле движение в сторону зеленой экономики не должно восприниматься негативно. Напротив, мы считаем, что декарбонизация откроет новые возможности, в том числе для диверсификации экономики и создания дополнительных рабочих мест.

Да, Казахстан пока сильно зависит от нефти и газа. Поэтому перед страной стоит задача сделать так, чтобы не просто добывать сырье, а встроиться в региональные цепочки добавленной стоимости. Мне бы хотелось обратить внимание на то, что Казахстан обладает огромными запасами так называемых критических минералов. (Критические минералы – это редкоземельные элементы, стратегические металлы и другие минералы, которые широко используются в производстве солнечных панелей, ветряных турбин, электромобилей и других высокотехнологичных продуктов, необходимых для перехода к углеродной нейтральности - F.) И это его преимущество, которое дает возможность стать частью глобальных цепочек.

В свою очередь, если мы говорим про реальную диверсификацию, то для нее нужны макроэкономическая стабильность, свободная конкуренция, транспарентность и справедливые суды. Все вместе это послужит толчком для развития бизнеса, причем я говорю не только про крупные или средние предприятия, но и малые и даже микробизнес.

Безусловно, любые реформы сначала будут сопрягаться с определенными трудностями, но надо смотреть на них комплексно, чтобы уже сейчас менять систему образования, готовить молодежь к плавному переходу на зеленую экономику. В противном случае можно опоздать и не вписаться в общемировую повестку.

F: Тем временем уголь пока остается основным источником производства электроэнергии в Центральной Азии. Вы знаете, что в Казахстане доля угля в выработке электроэнергии составляет около 70%, а угольная промышленность является важным источником занятости. Более того, несколько монопромышленных городов построены вокруг угледобывающих предприятий…

- Действительно, легко сказать: откажитесь от угля и переходите сразу на чистые источники энергии, но трудно сделать, особенно странам, которым по наследству досталась энергетическая система.

Со своей стороны, мы уже начали тесно прорабатывать с правительством Казахстана Energy Transition Mechanism (ETM) – механизм, который позволит обеспечить плавный переход от угля к более чистой энергетике. Чтобы это не легло тяжелым бременем на население, мы должны сделать этот переход справедливым для всех людей, обеспечив наличие эффективных гарантий и поддержки. Я говорю сейчас в том числе и о повышении тарифов. Что касается инициативы Казахстана по Just Energy Transition Partnership (JETP), то АБР готов поддержать ее посредством ETM и способствовать переговорному процессу через свои финансовые инструменты.

В рамках ETM проведен предварительный отбор казахстанских предприятий, работающих на угле, для которых в этом году мы планируем приступить к разработке ТЭО и провести полную инвентаризацию.

Если же вернуться к вопросу человеческого капитала, который непосредственно затронет весь этот процесс, то здесь мы предлагаем целую программу реформ, позволяющую работникам предприятий переобучаться либо получать соответствующего размера компенсацию.

Мы понимаем, что реформы - это всегда дорого, особенно если они связаны с высвобождением рабочей силы. Однако нынешние реалии свидетельствуют о том, что эти реформы неизбежны, и мы готовы к сотрудничеству с правительством Казахстана, чтобы двигаться в этом направлении вместе, как в плане финансирования, так и экспертизы.

В то же время мы знаем, что у Казахстана есть свои значительные фискальные резервы, которые могут быть направлены на решение данных задач.

В конечном итоге мы уверены, что переход к углеродно нейтральной экономике может сделать города более пригодными для жизни.

F: Что касается финансирования, то на днях АБР объявил о пополнении Азиатского фонда развития на $5 млрд. Известно, что средства будут выделены более чем 20 странам, включая Узбекистан, Кыргызстан и Таджикистан, для борьбы с климатическим кризисом. Почему в списке нет Казахстана, который в текущем году пострадал больше всех стран ЦА от паводков?

- В данном случае речь идет о грантах, выделяемых странам с низким уровнем дохода на душу населения. Казахстан - это страна с самым высоким уровнем дохода на душу населения в регионе ЦАРЭС. В свое время РК даже стала одним из первых в нашем регионе доноров Азиатского фонда развития.

F: Некоторые аналитики утверждают, что через пять лет Центральная Азия может столкнуться с хроническим дефицитом воды. Согласны ли вы с этим утверждением? И что бы вы рекомендовали странам ЦА, чтобы не допустить такого дефицита?

- Я не могу сейчас подтвердить или опровергнуть какие-либо исследования, проведенные не нами. Но сам факт, что регион идет к этому, имеет место. Когда мы говорим про Центральную Азию, то дефицит воды - это одна из самых серьезных проблем в регионе, поэтому в будущем он может стать не только экономическим, но и геополитическим вопросом.

Эта проблема опять-таки тесно связана с изменением климата. К 2050 году, по экспертной оценке, мы ожидаем повышение температуры на 1,5% в Центральной Азии, соответственно это приведет к еще большему осушению значительной части водоемов.

На ближайшей конференции АБР в Стамбуле, посвященной первой очной встрече рабочей группы по водным ресурсам стран ЦАРЭС, мы планируем, помимо прочего, обсудить объемы инвестиций, которые потребуются, чтобы не допустить дефицита воды. Но прежде необходимо провести хорошую аналитику по региону. Мы уже создали отдельный кластер по сельскому хозяйству и водным ресурсам. Другие международные институты, в том числе и Всемирный банк, также ведут активную деятельность в данной области.

Одним из решений проблемы нам представляется переход на водосберегающие технологии. Здесь мы смотрим на опыт таких стран, как Япония, Южная Корея, Израиль, Сингапур, где нет своей питьевой воды, но которые не испытывают дефицита в ней, потому что используют последние инновационные решения и инвестируют в технологии.

При этом не стоит забывать, что существует и другой риск для наших стран, это трансграничный налог на выбросы углерода – Carbon Border Adjustment Mechanism (CBAM), который Европейский союз собирается ввести уже с 2026 года. Нашему региону надо уже сегодня готовиться к этому, пока еще есть время.

F: С 1 января текущего года председательство в ЦАРЭС перешло от Грузии к Казахстану. Что это даст нашей стране?

- В этом году мы планируем провести много мероприятий в Казахстане, в том числе Министерскую конференцию (высший орган, принимающий решения в ЦАРЭС - F) и другие мероприятия, посвященные теме так называемого Среднего коридора (Транскаспийского международного транспортного маршрута), или второго (из шести коридоров ЦАРЭС), проходящего через Центральную Азию и Кавказ, который связывает Азию с Европой. Для диверсификации страны, развития транспортных и транзитных маршрутов это очень важно. Все понимают, что в изоляции ни одно государство в мире не сможет существовать, только вместе мы сможем привлечь в регион инвестиции - как в частный сектор, так и в крупные инфраструктурные проекты.

Еще раз хотелось бы подчеркнуть, что Казахстан - это страна с лидирующей экономикой в регионе; развиваясь сам, Казахстан может стать локомотивом, который потянет за собой другие страны ЦАРЭС. Но тут, конечно, многое будет зависеть от действий правительства и наших совместных усилий.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте