Метро Алматы соединят с аэропортом и добавят новую ветку из восьми станций

По планам, строительство начнут в 2027 году

Станция «Сайран» в метро Алматы
Станция «Сайран» в метро Алматы
Фото: metroalmaty.kz

Новая линия метрополитена будет подземной и протянется от действующей станции «Жибек Жолы» вдоль улицы Гоголя до Центрального парка культуры и отдыха, далее по ВОАД с переходом на Кульджинский тракт и с поворотом в аэропорт. Об этом пишет портал Kolesa.kz, со ссылкой на техническую документацию проекта. Станции этой ветки будут расположены по следующим адресам:

  • № 1 — рядом со станцией «Жибек Жолы», восточнее проспекта Назарбаева, с организацией пересадочного узла на первую линию;
  • № 2 — в районе Центрального парка культуры и отдыха;
  • № 3 — в районе пересечения улицы Кумай с ВОАД;
  • № 4 — рядом со спорткомплексом «Халык Арена»;
  • № 5 — на территории транспортного пересадочного узла «Восточный» напротив рынка «Жетысу»;
  • № 6 — рядом с ТРЦ «Апорт-2» и автосалоном;
  • № 7 — в районе микрорайона Нуршашкан;
  • № 8 — рядом с аэропортом;
  • электродепо — севернее станции № 7.

Протяжённость линии в двухпутном исполнении — 14 км.

схема новой ветки метро
Схема новой ветки метро
Иллюстрация: kolesa.kz

В данное время объявлен конкурс на разработку технико-экономического обоснования проекта. Завершить ТЭО должны будут к сентябрю 2025 года. Таким образом, строить новую ветку подземки могут начать уже в 2027 году. 

Предполагаемые маршруты для алматинского метро меняются уже много лет. В 2010-х намеревались проложить линию на север по пр. Сейфуллина до железнодорожного вокзала Алматы-1 (станции «Жансугурова», «Большой алматинский канал», «Стадион», «Жумабаева», «Будённого», «Алматы-1»). Рассматривали варианты и подземных, и надземных станций. В июне 2023 года аким Алматы Ерболат Досаев заявил, что эту ветку проложат рядом с железной дорогой вдоль пр. Суюнбая. На брифинге в СЦК он сказал: «У нас есть один проект от Алматы-1 до Алматы-2. Там у нас одноколейная железная дорога исторически есть, которая не позволяла расшириться. Мы нашли предварительно пути, как можно построить вторую колею».

Решение о строительстве Алматинского метрополитена принято в 1978 году. Подготовку к прокладке (снос зданий и пр.) начали в 1981 году. Активное строительство запущено в 1988-м. Первая очередь метро была введена в эксплуатацию 1 декабря 2011 года. Это были семь станций: «Райымбек», «Жибек жолы», «Алмалы», «Абай», «Байконур», «Театр Ауэзова» и «Алатау». Тогда в «Алматыметрокурылыс» расходы за 23 года строительства оценивали в 166 млрд тенге. В апреле 2015-го ввели в эксплуатацию станции «Сайран» и «Москва», в мае 2022-го — «Сарыарка» и «Бауыржан Момышулы». В декабре 2015 года экс-глава метро Алматы Мурат Укшебаев был приговорен к 9 годам лишения свободы за хищение 2,5 млрд тенге бюджетных средств.

В настоящее время ведется строительство станции «Калкаман», предполагаемая дата открытия — 2026 год, проект утвержден в 2017-м. Есть планы по прокладке ещё трех станций до рынка «Барлык», где к 2030 году должен быть создан транспортно-пересадочный узел, включающий автовокзал Западный, станции LRT и метрополитена.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте