Mastercard развивает в Алматы региональный хаб

Глобальный бренд расширяет бизнес в Центральной Азии, выбрав Казахстан отправной точкой экспансии

Фото: Mastercard

Генеральный директор Mastercard в Казахстане и Центральной Азии Санжар Жамалов рассказал о развитии бизнеса в Казахстане. Опытный банкир до назначения в Mastercard работал в системе голландского ING Bank N.V., в европейских офисах и в Казахстане.

Перед Жамаловым стоят задачи стимулировать позиции Mastercard в регионе, укреплять сотрудничество с партнерами и развивать новые направления деятельности.

Санжар, вы недавно возглавили офис Mastercard в Казахстане, Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане. Какие цели поставлены перед вами в плане развития бизнеса?

— Mastercard принципиально поменял подход к развитию бизнеса в Казахстане и Центральной Азии, создав алматинский хаб. Мой приход связан с этапом локализации бизнеса в Казахстане, и одна из задач — выстраивание местного офиса для расширения бизнеса в регионе. Мы начинаем набирать больше локальных специалистов, которые из Алматы будут обеспечивать работу бизнеса Mastercard в Центральной Азии, а частично и в СНГ. Происходит серьезная трансформация операционной деятельности.

Наши глобальные цели и ценности не меняются. Mastercard — глобальная технологическая компания в области платежей. Наша основная задача — способствовать развитию цифровой экономики, создавая условия для безопасных, простых, умных и доступных платежей.

В Казахстане происходит цифровая трансформация. Мы видим развитие 5G-технологий одними из первых в СНГ, меняется технологичная инфраструктура, развиваются финансовые экосистемы и маркетплейсы, МСБ расширяет деятельность в онлайне. Электронная коммерция растет на десятки процентов в год — объем рынка e-com в Казахстане в прошлом году составил более 2,4 трлн тенге.

Mastercard принимает активное участие в цифровой трансформации Казахстана. Наши приоритеты — это предоставление партнерам доступа к международной экспертизе, расширение сети приема карт и внедрение инновационных продуктов. Особое внимание уделяем внедрению гибких мультирельсовых решений для платежей и переводов, чтобы соответствовать растущим ожиданиям банков и держателей карт. Mastercard присутствует больше чем в 210 странах, и мы стараемся принести сюда наш опыт и лучшие практики, которые реализовали с различными финансовыми институтами.

Фото: Mastercard

Наша философия «Doing well by doing good» продолжает оставаться путеводной нитью в развитии продуктов и технологий, которые мы внедряем в Казахстане вместе с партнерами. В Казахстане, как и во всем мире, мы постоянно стремимся к тому, чтобы создавать бесценные возможности для каждого, будь то человек или целая страна.

Почему для локализации хаба выбран Алматы?

— Казахстан является одним из приоритетных рынков для Mastercard. В стране высокий уровень безналичных платежей — по этому показателю Казахстан является лидером региона. Мы видим стремление правительства к развитию цифровой экономики, это и наша задача, и мы вместе идем к ее решению. В стране большая доля молодого населения, наиболее восприимчивого к новым технологиям, а в Алматы высокое качество человеческого капитала — большое количество молодых специалистов с международным образованием и опытом работы. Поэтому нахождение здесь — достаточно логичное, мы знаем, что сможем нанять нужных квалифицированных специалистов и масштабировать деятельность.

Из своего опыта хочу заметить, что 10-15 лет назад иностранных портфельных инвесторов в Казахстане интересовали ресурсные истории — нефть, газ, металлы. Сейчас мы наблюдаем трансформацию, и инвесторов в регионе интересуют другие компании. Казахстанские финтехкомпании осваивают зарубежные биржи и становятся очень интересными для глобальных инвесторов. Это то, о чем мы говорим: создавая цифровую экономику, Казахстан создает новый плацдарм для развития бизнеса и привлечения инвесторов. И глобальный опыт Mastercard по поддержке и консультированию местного бизнеса очень востребован.

Фото: Mastercard

Насколько эффективно в Казахстане развивается финтехрынок?

— На сегодняшний день главным драйвером развития финансовых и платежных технологий по-прежнему остается банковский сектор. Но при этом мы видим, что за последние пять лет число небанковских финтехов выросло в четыре раза. Появляется все больше направлений: криптобиржи, антифрод, диджитал-кредитование. Среди главных трендов, формирующих финтехрынок страны прямо сейчас, мы выделяем внедрение ИИ, GovTech, новые цифровые финансовые продукты для МСБ, сервисы рассрочки (BNPL), цифровой тенге, развитие открытого банкинга, цифровые финансовые активы.

О зрелости казахстанского финтехрынка также свидетельствует и синергия традиционных банков со стартапами, финтехами, e-commerce и другими, где банки выступают ключевыми партнерами и инвесторами. Доля венчурных инвестиций в финтех в 2023 году составила 40% от всего венчурного финансирования в РК.

Недавно совместно с RISE Research, Национальной платежной корпорацией и Tarlan Payments мы провели масштабный анализ финтехрынка Казахстана. Можно с уверенностью утверждать, что сейчас Казахстан находится в авангарде развития цифровизации финансов среди стран СНГ и Европы.

Ссылка на исследование

Что ждет банковский рынок Казахстана? Как будет развиваться индустрия в среднесрочной перспективе?

— Несмотря на то что каждый житель страны имеет в среднем две банковские карты, мы все еще видим довольно большое пространство для маневра в части роста персонализации. Мы видим, как быстро меняется конъюнктура выпуска и использования карт. Мы видим сегментацию рынка: разные клиентские группы пользуются разными платежными услугами. Студентам нужно одно направление, экологически ответственным людям — другое, премиальным клиентам — третье. У нас действуют уже два экопродукта в Казахстане. Наполнение и создание карточных продуктов — большая работа, мы видим по статистике, например, что премиальные клиенты больше выбирают не платежные услуги, а experience, который мы создаем для них. Они много путешествуют и пользуются нашими глобальными предложениями, вип-лаунджами, быстрыми проходами в аэропортах, нашими кешбэками в разных странах. Мы много работаем с трансграничными платежами — чтобы они были удобными, быстрыми и безопасными. Мы уделяем большое внимание безопасности, и, когда клиент видит логотип Mastercard, он доверяет нам деньги, а мы очень ценим эти ожидания.

Кроме того, людям важен UX. Онлайн-выпуск карты за несколько секунд, который мы называем Digital First, бесшовность, простой доступ к функционалу кредита или рассрочки — все это драйвит рынок сейчас и будут продолжать в ближайшем будущем.

Очевидно, будет развиваться МСБ и туризм. Сейчас в Казахстане пять крупных банков пользуются нашими бизнес-картами для МСБ. Карты привязаны к счету юрлица и дают возможность оплачивать товары и услуги для компании, командировочные расходы, помогают выстроить контроль за закупками и собственнику и бухгалтеру. Держатели могут пользоваться скидками программы EasySavingsSpecial на различные онлайн-сервисы.

Еще одно наше направление — аналитика больших данных для более глубокого понимания потребительского поведения, чтобы предлагать лучшие условия держателям наших карт и партнерам.

Большую работу мы ведем и по внедрению цифрового банкинга. Продолжаем сотрудничать с Национальным банком по блокчейну и цифровому тенге. В прошлом году Евразийским банком была выпущена CBDC-карта в цифровом тенге на платформе Mastercard. По нашим исследованиям, в мире 93% наших клиентов рассматривают возможность использования новых способов оплаты, поэтому мы считаем такой функционал перспективным.

Надо сказать, что Mastercard — это давно не только платежи. Мы уделяем огромное внимание обеспечению кибербезопасности и помогаем в этом направлении всем участникам рынка.

Mastercard работает по Программе цифрового партнерства в Казахстане (Kazakhstan Digital Country Partnership). О каких результатах можно уже говорить?

— Работа идет параллельно во многих направлениях, поэтому результатов много. Mastercard проводит мероприятия в поддержку GovTech, включая подготовку обзоров, лучших практик, организацию воркшопов. Мы осуществляем постоянную консультационную поддержку в части Real-time Payments, Open Banking, развития проектов на блокчейне в стране. Мы работаем над имплементацией в стране платформы Risk Recon и других решений в области кибербезопасности.

Mastercard является партнером по развитию туризма в стране, поддерживая казахстанские туристические организации технологиями и глобальной экспертизой.

Мы создали платформу Mastercard Tourism Insights, на которой собирается аналитика по мировому туризму. Платформа помогает увидеть путь туриста от планирования поездки до отзывов после её завершения, на основе анализа транзакций и смежных данных соцсетей и турсервисов. Мы видим, что фокус интереса почти 30% тех, кто ищет туристическую информацию по Центральной Азии, смещен на Алматы. 20% гостей Алматы обязательно посещают Шымбулак, что показывает значимость этого объекта, то есть именно там надо развивать инфраструктуру. Мы также получаем информацию по въездному туризму: из каких стран приезжают в Казахстан и на каком месте мы для них находимся. Например, из ОАЭ приезжает больше туристов, чем из Германии. Понимая аналитику, можно определить, где и как себя позиционировать и рекламировать, привлекать туристов. Наша аналитика уникальна, так как позволяет акимату планировать турпоток и видеть потребности гостей города. Например, создавать под турпоток определенную инфраструктуру: увеличивать автобусный парк, развивать пропускную способность улиц, объекты быта и т. д.

Нам важно, чтобы путь держателя нашей карточки был бесшовным и мягким. Клиент, имея карточку Mastercard в пластике или в телефоне, может расплатиться в любом месте своего следования — ему не нужно искать обменники и возить с собой кеш.

Фото: © Shutterstock

Одновременно мы рекламируем Казахстан на нашей платформе Priceless.com, чтобы больше туристов захотело посетить нашу страну.

В целом мы оптимистично смотрим на будущее Mastercard в регионе. Мы считаем, что есть отличное поле для деятельности и сотрудничества, для совместного развития цифровой экономики, для продвижения стран Центральной Азии на международном рынке с нашей помощью.