Магжан Ауэзов: Для ForteBank объединение – пройденный этап

«Для банков Казахстана наступило время заниматься внутренними вопросами. В ForteBank этот этап пройден. Мы сфокусированы на клиентах». О своей деятельности в АФК, переходе в ForteBank и о планах развития банка в интервью изданию рассказал председатель правления банка Магжан Ауэзов, назначенный на эту должность в конце 2016
Фото: архив пресс-службы
Магжан Ауэзов.

После того, как вы возглавили АФК, вы дали большое интервью, в котором говорили, что будете работать над антикризисной программой сектора. Достигнута ли, по вашему мнению, эта цель?  

- Я возглавил совет Ассоциации финансистов Казахстана весной прошлого года. В конце февраля 2017 общее собрание ассоциации приняло мой отчет о проделанной за год работе и в связи с назначением на должность председателя правления ForteBank разрешило мне перейти с позиции председателя совета на позицию члена совета ассоциации. Таким образом, я остаюсь в стратегическом руководстве ассоциации и планирую продолжать активно участвовать во всех обсуждениях и работе в отношении реформы сектора.

Теперь коротко о результатах работы АФК за 2016.  

Задачей, требовавшей немедленного решения после моего избрания, было обеспечить ассоциацию ресурсной базой для стабильной работы. Мы расширили состав совета АФК, пригласив первых руководителей и акционеров крупнейших финансовых организаций страны, представлявших как банки, так и фондовый и страховой рынки.  Далее, при личном участии членов совета мы провели фандрейзинг, по результатам которого смогли обеспечить ассоциацию финансовыми ресурсами на несколько лет вперед. Так, согласно аудированной отчетности (АФК с 2016 проходит годовой аудит компанией «большой четверки»), активы ассоциации в 2016 выросли в десять раз до 590 млн тенге., а капитал составил 529 млн тенге (в 2015 – соответственно 61 млн тенге и 48 млн тенге), операционный доход в 2016 составил 987 млн тенге, увеличившись более чем в четыре раза по сравнению с 2015г, а совокупный доход за год (эквивалент чистой прибыли в коммерческих компаниях) составил 481 млн тенге по сравнению с убытком 50 млн тенге годом ранее.  

Ассоциация переехала в большой светлый и современный новый офис в пяти минутах ходьбы от Национального банка РК, также был расширен и переоборудован офис ассоциации в Астане.  Заработные платы сотрудникам были приведены к рыночным для сильных специалистов финансового сектора. Самое главное, был заложен резерв по финансированию на годы вперед.  Если на конец 2015 у ассоциации на счету было 36 млн тенге, то 31 декабря 2016, на счетах уже было 378 млн тенге.

Что дало привлечение дополнительных средств в АФК?

- Решив задачу по материальному обеспечению работы АФК, мы смогли сконцентрироваться на ключевых задачах.

Первое, в прошлом году значительно повысилась роль и видимость ассоциации. Председатель совета вошел в состав советов директоров Фонда проблемных кредитов, Казахстанского фонда гарантирования депозитов, в консультативный совет по вопросам налогообложения при правительстве, в совет по конкурентоспособности при правительстве, в Steering Committee Международного финансового центра Астана, стал постоянным приглашенным заседаний правительства РК.  Активно велась работа в рамках научно-консультативного совета при Верховном суде и комиссии по контролю за расходованием средств, выделенных из Национального фонда РК. АФК получила бессрочную аккредитацию в Национальном банке РК, а в Министерстве финансов и Министерстве экономики – на три года, что обеспечило Ассоциации участие на стадии разработки в обсуждении всех законопроектов и регуляторных инициатив, имеющих отношение к сектору.  

Это позволило добиться ряда важных для отрасли практических результатов. Предложения финансового сектора были учтены при внесении изменений в Налоговый кодекс (продление на десять лет возможности банков использовать механизм ОУСА для управления стрессовыми активами), в Законе о платежах (по вопросам применения платежных требований – поручений и структуры межбанковской платежной системы), при обсуждении проведения обзора качества активов сектора (AQR) Национальным банком, при принятии нормативного постановления Верховного суда РК по вопросам практики по взысканию проблемной задолженности и многим другим.

АФК были собраны и направлены в Национальный банк предложения и рекомендации по вопросам развития банковского, фондового и страхового рынков, реформы пенсионной системы. Радует, что многие из них нашли отражение в большой работе, которую регулятор ведет по реформе сектора в рамках четырех кодексов (налоговый, гражданский, гражданский процессуальный, Кодекс по административным правонарушениям) и двадцати девяти законам.

Второе, в отдельный блок была выделена работа по разработке отраслевых стандартов и обсуждению лучших практик. В 2016 приоритетной была отработка механизмов по противодействию легализации (отмыванию) денег, полученных преступным путем и финансированию терроризма (ПОДФТ). АФК были проведены восемь обучающих семинаров для сотрудников банков, 165 специалистов были сертифицированы. Совместно с Национальным банком и комитетом по финансовому мониторингу при Министерстве финансов РК была проведена конференция по вопросам ПОДФТ. Важной оценкой нашей работы в этом направлении, считаем то, что Евразийской группой по ПОДФТ была поддержана инициатива АФК по разработке региональной программы совместно с Международным учебно-методическим центром финансового мониторинга Российской Федерации. Схожая работа проводилась по вопросам практики в части FATCA и электронным платежам.

Третье, большое внимание было уделено вопросам коммуникаций. Мы запустили цикл авторских передач по повышению финансовой грамотности на телеканале Atameken Business Channel. Организовали лекции и обсуждения по вопросам развития финансового рынка для казахскоязычных журналистов. Полностью обновлен сайт АФК с целью максимального удобства пользования, в том числе с мобильных телефонов. Создан аналитический центр, который теперь на постоянной основе готовит обзоры рынка и аналитику.  

Есть ли вопросы, которыми планировали заняться, но не успели?

- Важный вопрос, по которому получилось сделать меньше, чем хотелось – это обсуждение развития перспективных финансовых технологий, как дополнения и альтернативы традиционным банковским продуктам. На этом я готов сконцентрироваться уже в роли члена совета АФК в будущем.

Основную часть вашей карьеры вы проработали в Казкоме – крупнейшем на тот момент банке страны. Какие задачи поставили перед Вами, приглашая возглавить Forte, на тот момент 8-й по размеру активов и начинающий развиваться банк? 

- В 2017 год ForteBank вступил с самым высоким показателем достаточности капитала в отрасли, большим запасом ликвидности, сильной и профессиональной командой. С начала года мы уже поднялись на две позиции в рейтинге по активам.

Я ни в коем случае не соглашусь с тезисом, что ForteBank является только начинающим развиваться банком. Напротив, в фундаменте финансового института – стратегическое видение акционера банка, Булата Жамитовича Утемуратова, и опыт команды, которая под его руководством построила АТФБанк, на момент продажи группе UniCredit, являвшийся одним из первых и наиболее инновационных и успешных коммерческих банков страны. В ДНК ForteBank - опыт пионера розничного кредитования в Казахстане – Альянс Банка, наработки в работе с малым и средним бизнесом Темир Банка, а теперь и навыки ключевой коммерческой команды Казкоммерцбанка.  

Сегодня банковский сектор вступает в беспрецедентный процесс консолидации.  В этой связи, ForteBank находится в уникальной ситуации.  В отличие от коллег, мы не начинаем, а уже завершили работу по объединению.  Сложнейшие процессы интеграции IT-платформ, миграции баз данных, оптимизации персонала, поиска продуктовой синергии и пр. – для нас уже пройдены. Сейчас банк нацелен на работу с клиентами, разработку и предложение технологичных и современных продуктов. Мы готовы к конкуренции и обеспечим результат.  В этом я вижу свою основную задачу. 

Каковы приоритетные направления развития банка в 2017?

- Важной задачей 2017 года является модернизация филиальной сети. Первый этап уже завершен – количество отделений сокращено до оптимального. Этот процесс занимает время, требует большого управленческого внимания и нашим коллегам в объединяющихся банках это еще предстоит. Второй этап - глубокое переоборудование и перестройка филиалов – сегодня в фазе активной реализации. Концепция была разработана для нас дизайнерским бюро DINN (Италия) в соответствии с самыми современными требованиями к банковскому обслуживанию и в 2016 году была отмечена среди двенадцати лучших дизайн проектов банковских отделений в мире по версии издания The Financial Brand (США). С марта этого года каждую неделю мы открываем филиалы нового формата по всей стране. Они уже принимают клиентов в Астане, Алматы, Шымкенте, Каскелене, Таразе, Костанае, Кокшетау, Усть-Каменогорске, Семее и Петропавловске. В течение двух недель к ним добавятся Караганда и Уральск, и к осени – остальные города западного Казахстана.  Уверен, что новый формат отделений ForteBank с этого года станет отраслевым стандартом, с которым клиенты будут сравнивать филиалы всех банков.  

Второе, как и все банки, думающие о будущем, мы уделяем исключительное внимание развитию новых технологий, в особенности развитию мобильного и интернет банкинга. Мобильное приложение ForteBank разработано мировым лидером в этой сфере – английской компанией Monitise, решениями которой пользуются Visa и Mastercard, Samsung и Virgin, банки RBS и Santander и даже FIFA. Я хорошо знаю сильные и слабые стороны мобильных приложений лидеров рынка, например, Homebank, и уверен, что наше решение более чем конкурентоспособно за счет удобства для пользователя, отличного интерфейса и работы над постоянным обновлением, которую мы ведем с Monitise. В активной работе у нас ряд уникальных предложений для юридических лиц, которые мы представим до конца этого года.

Третье, в этом году мы делаем особый акцент на работе с предприятиями малого и среднего бизнеса и корпоративными клиентами. Мы усилили этот блок кадрово и организационно, выделили отдельную группу юристов и администраторов, специализирующуюся на кредитовании, сократили время рассмотрения кредитных заявок, внедрили ряд новых и доработали существующие продукты.  При этом мы сознательно стараемся избегать разовых крупных кредитных сделок, которые могут позволить стремительно нарастить активы, но в случае ухудшения финансового состояния заемщика существенно повлияют на уровень неработающих займов.

Отдельно хотел бы отметить направление Premier banking, представляющее эксклюзивный сервис для VIP-клиентов в специальных отделениях банка в Астане, Алматы и Шымкенте. Основной фокус в этом блоке – расширение спектра продуктов и услуг для наших самых требовательных клиентов, чтобы VIP-обслуживание не ограничивалось предложением по сути стандартных операций в красивом офисе и парой бантиков, таких как скидки в ресторанах или магазинах. Так, например, с прошлого месяца мы совместно с нашим партнером – компанией «большой четверки» - предлагаем клиентам консультационные услуги по налоговым вопросам, что на мой взгляд особенно актуально с учетом завершившейся легализации. Недавно мы заключили партнерское соглашение с одним из крупнейших private -банков Азии.  Уверен, что возможности партнеров заинтересуют наших клиентов и помогут им в управлении активами.

Какие результаты банк продемонстрировал за 5 месяцев текущего года?

- Очевидно, что клиенты верят в ForteBank.  По состоянию на 1 мая с начала года наша депозитная база выросла на 7% на фоне общерыночного снижения на более чем 4,5%. Активы банка выросли более чем на 5%, на фоне общерыночного падения на 2,6%. Как следствие, ForteBank с начала года уже поднялся в ренкинге по размеру активов на две позиции, с восьмого на шестое место.

Количество пользователей мобильного банкинга с начала года удвоилось. Выпуск Fortecard вырос на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2016, а обороты по активным картам за пять месяцев превысили обороты за весь 2016 год. Количество POS-терминалов также удвоилось, а обороты по ним увеличились в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2016.

В блоке по работе с юридическими лицами мы также видим значительный рост. С начала года свыше 7 500 предприятий малого и среднего бизнеса открыли счета в ForteBank, по сравнению с 4 451 за аналогичный период прошлого года (рост на 69%), а объем комиссионных доходов от операционного обслуживания этих компаний вырос на 65%. Объем кредитных выдач за пять месяцев вырос более чем на 35% по сравнению с аналогичным периодом 2016.  При этом объем одобренных кредитных заявок уже превысил показатель за весь 2016. По такому востребованному клиентами продукту как «гарантии для предприятий малого бизнеса» результаты тоже радуют. С начала года мы выпустили более 10 500 гарантий на сумму свыше 13 млрд тенге, при этом за аналогичный период 2016 было выдано 4 150 гарантий на сумму 4,3 млрд тенге.

В результате, комиссионные доходы по всем направлениям бизнеса ForteBank за пять месяцев выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 55%, а чистая прибыль банка на 150%.  Насколько мне известно, ForteBank - единственный из крупных банков страны, который смог выплатить в 2017 дивиденды акционерам.

Сейчас в банковском секторе РК происходят глобальные изменения. Мы видим, что некоторые банки приостанавливают деятельность, лишаются лицензий, другие объединяются, на рынке появляются новые зарубежные игроки. Как изменится ландшафт банковского сектора и каким образом он будет развиваться в дальнейшем?

- Вы совершенно правы. Количество банков в стране сократится по трем причинам.

Первое, требования по достаточности капитала будут только ужесточаться. Для многих банков внедрение стандарта МСФО9, проведение оценки качества активов (AQR) и ряд других инициатив, с которыми я хорошо знаком по работе в АФК, приведут к необходимости увеличения капитала со стороны акционеров, либо к поиску синергии через консолидацию, либо к закрытию.

Второе, доходность банковских операций продолжит снижаться по всем продуктам под давлением конкуренции и вхождению на рынок небанковских игроков (финтех). Мы уже видим, какое количество услуг банками предоставляется бесплатно, широко применяются кэшбеки по карточным операциям и так далее. Нормализация ситуации на денежном рынке значительно снизила доходность казначейских операций, а стабилизация тенге к доллару США снижает объем доходов от конверсионных и обменных операций и так далее. Для сохранения минимальной приемлемой прибыльности банкам необходимо постоянно предлагать новые продукты и повышать их технологичность. Это требует высоких фиксированных расходов на разработку и постоянные инновации.  Укрупнение может частично помочь решить эту проблему за счет экономики масштаба.

Есть еще один, субъективный, но на мой взгляд, важный фактор. Рост конкуренции как в секторе, так и со стороны небанковских игроков и ожиданий в отношении сервиса и продуктов со стороны клиентов ведут к постоянно возрастающим требованиям к профессионализму и знаниям менеджмента. Не исключаю, что в некоторых случаях, менеджмент может рекомендовать акционерам объединение, как альтернативу сложной и кропотливой работе, которую иначе надо проводить самостоятельно. Такие объединения не будут успешными, поскольку не решают фундаментальных задач.

По иностранным банкам – за исключением по-прежнему активного присутствия на рынке государственных российских банков и разовой сделки по продаже доли в Алтын Банке китайским инвесторам, на мой взгляд, оснований ожидать притока иностранного капитала в банковский сектор нет.  

Таким образом, ландшафт изменится в сторону сокращения количества банков и более жесткой продуктовой и ценовой конкуренции между остающимися игроками.

Как консолидация может отразиться на клиентах?

- Для клиентов объединяющихся банков – к сожалению, вполне возможно, что отрицательно.

Что имеется в виду под объединением банков c управленческой точки зрения? На период от года до двух менеджмент будет сфокусирован на сокращении расходов, увольнении персонала, закрытии дублирующих функций и подразделений, решении юридических вопросов, объединении IT платформ, миграции баз данных, ребрендинге, унификации продуктовой линейки, внутренних нормативных документов, процессов и процедур, а также на неизбежно возникающих в такой ситуации внутренних конфликтах.

Уходящая команда (а одна неизбежно уходит) решений уже не принимает, а новой требуется время для знакомства с бизнесом и клиентами, при этом ей надо заниматься всеми вопросами выше. В результате, есть риск возрастания сроков рассмотрения обращений клиентов, увеличивается риск ошибок, а разработка продуктов и поддержание качества обслуживания на практике может отойти на второй приоритет.   

Профессионализм менеджмента, ответственного за объединение, заключается, в том числе, в правильном управлении описанными выше рисками, которые могут привести к серьезным негативным последствиям для клиентов, а, следовательно, и для банка.

Что из себя представляет ForteBank сегодня?

- Сегодня ForteBank – это профессиональный универсальный банк, с уникальными конкурентными предложениями, основанными на огромной работе, проведенной коллективом под руководством Тимура Исатаева и Талгата Куанышева в предыдущие годы.  Банк успешно работает в розничном сегменте и все активнее в сегментах МСБ, крупного корпоративного бизнеса и Premier-банкинга.

По уровню достаточности капитала К-1, банк занимает первое место среди крупнейших банков страны (20,1% при нормативе в 5,5%). Показатель ликвидности К-4 составляет 253% при нормативе не менее 30%.  Это говорит о том, что банк уверенно стоит на ногах и имеет достаточно средств, чтобы кредитовать бизнес и население.

3500 специалистов работают в ForteBank в 19 филиалах и 120 отделениях по всей стране. С начала года я посетил все наши филиалы, некоторые – более нескольких раз, каждый раз встречаюсь с клиентами и подробно разговариваю с коллегами.  Убежден, что у нас оптимальная по покрытию филиальная сеть, а отделения нового формата качественно отличаются от конкурентов.

В 2016 ForteBank получил повышение рейтинга от международного агентства Moody’s до уровня (В3), прогноз стабильный, а по результатам прошедшего года был признан самым быстрорастущим розничным банком в стране по версии Global Banking & Finance Review Awards.

ForteBank работает с ЕБРР по программам финансирования малого и среднего бизнеса и соответствует всем требованиям ЕБРР к банкам-партнерам.

Банк активно участвует во всех государственных программах финансирования и в ряде регионов является одним из лидеров по освоению этих средств.

Управленческая команда высоко профессиональна, имеет большой опыт работы в ведущих отечественных и международных компаниях.  Из восьми членов правления банка четверо были в разное время первыми руководителями или исполняли обязанности первого руководителя в банках Казахстана, шесть из восьми работали в международных банках.

Суммируя, могу с уверенностью сказать, что ForteBank – это современный банк с энергичным и знающим свое дело коллективом и четким планом работы, готовый к серьезному росту.

Мы понимаем, что сейчас для многих банков наступило время заниматься внутренними вопросами. Для нас этот этап пройден. Мы сфокусированы на клиентах.