Казахстанский бизнесмен построил в Швейцарии бизнес с оборотом в сотни миллионов долларов

Бывший спортсмен развивает международный агротрейдинг и логистику

Альсенов
Алмаз Альсенов
Фото: © Андрей Рындыч

В Казахстане 43-летнего Алмаза Альсенова (№ 53 рейтинга богатейших бизнесменов Казахстана) больше знают как спортсмена и мецената, учредителя и председателя попечительского совета первого профессионального спортклубa дзюдо Jenys.

В декабре 2023-го он был назначен советником президента Международной федерации дзюдо, и СМИ тогда отмечали, что Альсенов стал первым казахом в руководстве этой авторитетной спортивной организации.

В качестве бизнесмена его на родине знают гораздо меньше, потому что уже больше 10 лет он работает за пределами Казахстана. Штаб-квартира трейдингово-логистической Harvest Group SA с годовым оборотом более $450 млн (по итогам 2023 года) зарегистрирована в Швейцарии. В прошлом году Алмаз Альсенов вместе со своей сестрой Анель (занимается операционной частью бизнеса) стали финалистами странового этапа конкурса EY «Предприниматель года-2023» в Швейцарии в категории «Услуги и торговля».

Интервью у бизнесмена пришлось брать онлайн, поскольку они с супругой ждут первенца. «Никогда себе не прощу, если пропущу это событие», — улыбается собеседник.

Конец мечты

Альсенов родился в Караганде в семье интеллигенции, где играть на фортепиано и знать иностранные языки было обязательной составляющей воспитания. Занятия спортивными единоборствами не только не поощрялись, но были в запрете. Тем не менее одиннадцатилетний Алмаз случайно попал на тренировку по дзюдо. «Отец друга привел нас в зал, сказав, что покажет самооборону без оружия. Я сразу влюбился в этот спорт и после музыкальной школы бежал на дзюдо», — вспоминает бизнесмен. Несмотря на возражения отца, кандидата технических наук, всю жизнь проработавшего на кафедре горного оборудования Карагандинского политехнического университета, он продолжил занятия спортом — помогло то, что мама, тоже профессор и доктор технических наук, поддержала сына.

В 14 лет Алмаз попал в национальную юношескую сборную. Говорит, что помог случай — он проиграл в финале спартакиады, но его включили в команду вместо травмированного победителя. Потом неоднократно становился чемпионом Казахстана, участвовал в Универсиадах, стал бронзовым призером чемпионата Азии среди молодежи. Жил и тренировался в Астане, там же поступил в Евразийский гуманитарный институт имени А. К. Кусаинова на специальность «финансы и кредит». Совмещал учебу с многочисленными сборами и соревнованиями по всему миру.

Однако в 2004 году 22-летнему парню, на тот момент члену олимпийской сборной, пришлось оставить большой спорт и мечту стать чемпионом Олимпиады из-за серьезных травм. «Дзюдо мне дало очень многое. Три принципа — адаптация, наилучшее использование физической и умственной энергии, командная работа, которые я освоил в этом спорте, идут со мной по жизни, их я использую и в бизнесе», — говорит мастер спорта РК, обладатель черного пояса пятого дана.

Первый миллион

После вынужденного завершения спортивной карьеры Альсенов решил дальше развивать бизнес, который начал еще студентом совместно с двоюродным братом. «В олимпийской сборной я получал зарплату $100 в месяц. Для того времени это были нормальные деньги, но мы были молодые, хотелось чего-то большего. Занялись перепродажей металлопроката, оцинкованных листов металла для крупных предприятий Карагандинской области. Первые $50 тыс. для закупки взяли взаймы у дяди. У нас была амбициозность, присущая спортсменам, но знаний по большому счету никаких. Просто покупали, накручивали цену и продавали», — вспоминает собеседник.

Альсенов
Алмаз Альсенов с сестрой Анель
Фото: © Юрий Чичков

Рост объема продаж потребовал расширения деятельности. Узнав, что центральная металлобаза Караганды площадью около 45 га, с железнодорожными развязками, кранами, оборудованием для обработки металлолома, выставлена на продажу, молодые предприниматели решили не упускать шанс. «База стоила $600 тыс., тогда для нас это были огромные деньги. Но у нас уже сформировался капитал в $200 тыс. и было понимание, как использовать такую площадь. Недостающее мы с помощью того же дяди взяли в кредит в Казкоммерцбанке», — рассказывает бизнесмен. Так на базе компании семьи Альсеновых, ТОО «Karaganda Engineering» братья создали свою. Дела шли в гору, закупки продукции начали осуществляться из соседних стран, среди клиентов появились такие гиганты, как «Казахмыс» и Темиртауский металлургический завод, добавилось и экспортное направление — продажа лома в Китай.

По словам Альсенова, их компания стала одной из четырех крупнейших по торговле металлом в регионе, она и принесла ему первый миллион долларов. Но со временем рынок начал укрупняться, и предприятия перешли на тендерные закупки, а это резко снизило маржу. Братьям, привыкшим к высокой доходности, достигавшей временами 300 %, торговля металлопрокатом нравиться перестала. «Мы владели базой до 2009 года. На момент выхода из бизнеса ее стоимость, по оценке банка, составила $5,5 млн», — говорит собеседник.

Уроки бизнеса

В 2005-м в поисках новых знаний Альсенов поступил на программу MBA в университет МАБ (ныне AlmaU). К тому времени он успел вложиться в кирпичный завод в Алматинской области, откуда удачно вышел и переехал в Москву, где инвестировал в переработку макулатуры. «Однажды позвонил родственник из Алматы и говорит: «У меня хозяйство, построил бойню, много охлажденного мяса, которое надо сбывать». Я вышел на «Черкизово» (крупнейшее предприятие в России по производству мяса. — Прим. авт.) и договорился о поставках 50 тыс. тонн мяса в месяц. Тогда опыта было мало, и то, что это колоссальный объем для нашего рынка, я понял только потом — родственник мог поставлять лишь 200–300 тонн в месяц», — рассказывает бизнесмен. Оставшийся объем он пошел искать по другим хозяйствам, пока не убедился, что Казахстан сам импортирует мясо.

Увидев в этом для себя хорошую нишу, Альсенов начал искать возможности. В 2009-м на базе одного из ключевых мясокомбинатов Жамбылской области — «Мерке-Ет», который находился в предбанкротном состоянии, создал Kazakh Beef Company. Вложив с партнером $400 тыс., модернизировал мясоперерабатывающий комплекс по стандартам халал. И уже в сентябре 2010-го заключил контракт на экспорт мяса мелкого и крупного рогатого скота с иранской компанией Diba Sun на $15 млн. В ноябре того же года на всех новостных порталах прогремела новость: «Kazakh Beef Company осуществила первый забой скота для поставок мяса в Иран». «Мы хотели продавать охлажденное мясо. На него цена значительно выше, чем у замороженного. Это был первый экспорт завода с 1993 года. Я забукировал самолет молдавских авиалиний. Всего мы отгрузили в Иран больше 20 самолетов», — вспоминает Альсенов.

Для сбыта была создана дистрибьюторская компания в Алматы, через которую шла реализация во все розничные сети. «Я понял, что нужно масштабироваться, а для этого надо инвестировать в пастбища. Тогда субсидий еще не было. Нужны были инвестиции — более $50 млн», — вспоминает бизнесмен. По его словам, инвесторы из кругов, приближенных к родственникам руководства страны, вышли на него сами. Альсенову предложили оставить себе 20 % и управление. Предложение изначально не выглядело привлекательным, но вера в себя и желание реализовать проект взяли верх. Впоследствии партнеры создали все условия, чтобы Альсенов вышел из бизнеса, а его доля была выкуплена за сумму, не покрывающую сделанные им вложения. Также по условиям соглашения он не мог создавать им конкуренцию. «Сейчас я понимаю, что это была такая схема, от который пострадали многие. Они преподнесли мне хороший урок. После того случая я никогда не захожу в бизнесы без контроля», — говорит собеседник.

Из Дубая в Женеву

Четыре года управления мясным направлением не прошли даром — у Альсенова накопился существенный опыт работы с хозяйствами в логистике, а также связи. Он сконцентрировался на зерновом трейдинге. Первая партия ячменя была отгружена вагонами в Иран. Доходность была хорошая, но конкурировать с крупными предприятиями, которые поддерживались государством и кредитовались на льготных условиях, было непросто. Финансовые институты работали слабо, объединяться с кем-либо желания не было. И Альсенов решил открыть головной офис компании в Дубае и еще один в Гонконге. В этот период компания активно работала на рынках России, Казахстана и Украины, покупая там зерновые и бобовые культуры, семена и масла подсолнечника и сафлора. Товар большей частью реализовывался в страны Ближнего Востока и Азии.

В 2015 году бизнесмен решил перевести головной офис Harvest Group в Женеву. «В 2014-м друг пригласил в Швейцарию на одно мероприятие. Я люблю горы, и мне очень понравилась страна, — объясняет свой выбор Альсенов. — Потом ко мне переехали сестра и мама».

Сегодня он считает, что это было правильным решением для развития бизнеса. Дубай, несмотря на выгодные налоговые условия, всё же во всём остальном проигрывает Швейцарии — одной из лидирующих площадок для международной торговли. В Женеве сразу решился вопрос с кадрами, с чем было достаточно сложно в Дубае. Понимание швейцарскими банками специфики трейдингового бизнеса облегчило бизнес-процессы. «В Дубае нам приходилось по многу раз объяснять, что нам нужно. Здесь нас не только понимают, но и могут подсказать, как лучше поступить в той или иной ситуации, — объясняет Альсенов. — Аналогичный сервис можно получить и от страховых компаний».

При этом собеседник признает, что вести бизнес в Швейцарии дорого, налоговая нагрузка достигает 40 %. Но уровень сервиса всё оправдывает. «Как бизнесмен я вырос именно здесь, потому что очень много вещей пришлось перестраивать. У нас были сильные консультанты — иностранные специалисты. Мы очень много денег потратили на консалтинг», — говорит Альсенов.

Окно в Африку

Сейчас Harvest Group работает в 40 странах и имеет 15 офисов по всему миру. В компании трудятся более 100 сотрудников, более 1000 человек задействованы в смежных организациях. Клиентская база составляет более 100 компаний, из которых 20 — основные мировые покупатели: египетская госкорпорация GASC, американская продовольственная компания Cargill, бразильский крупнейший производитель сельхозпродукции Amaggi.

Флот Harvest Group состоит из 28 судов. Это 20 судов вместимостью 50 тыс. тонн, из которых два в прошлом году компания приобрела в собственность, остальные — в долгосрочной аренде. Также в аренде восемь сухогрузных судов класса «река-море» объемом в среднем 3 тыс. тонн.

В 2020 году Harvest Group вышла на рынки Южной Америки. Там годовой оборот уже достигает $250 млн. Альсенов прогнозирует, что есть потенциал увеличить его до $1 млрд. У группы эксклюзивные соглашения с крупными производителями на отгрузку подсолнечного масла и соевых бобов объемом 2 млн тонн в год. По словам бизнесмена, бизнес в Бразилии развивается очень хорошо. Кроме того, идет работа в Аргентине. «У нас линейка достаточно большая, и мы каждый раз ее расширяем. Идем в рамках поддержки food security — продаем кукурузу, ячмень, сою, масло. Например, некоторым покупателям в Анголе мы поставили их первую кукурузу из Аргентины, — рассказывает он. — Наша цель быть глобальными игроками, только так можно выдержать конкуренцию в Африке и на Ближнем Востоке. Поэтому для нас диверсификация страновых рисков очень важна. Именно поэтому в Южной Америке мы одновременно зашли в Бразилию и Аргентину».

Другие перспективы — в Африке — собеседник объясняет стремительным ростом населения. «Там идет сильное развитие, в том числе по инфраструктуре. Китайские и американские фонды уже там. Мы создаем сервис для крупных производителей-переработчиков посредством своих систем закупок и логистики», — говорит он. В Африке сейчас основные рынки — это Нигерия, Кения, Ангола, Сенегал и Конго. В 2023 году Harvest Group открыла дочернюю компанию в Кении. «Генеральный директор у нас местный, образованный парень. У нас жесткие требования и сильная бюрократия. Комплаенс ведется из США. Мы развиваемся, но тщательно изучаем каждую сделку. Иногда лучшая сделка — это та, в которую ты не зашел», — говорит Альсенов.

Компания в Кении уже получила лицензию на импорт и реализует проект дистрибуции для локальных мукомолов, что позволяет им покупать товар без посредников. Одна судовая партия зерна в 30 тыс. тонн может быть реализована сразу нескольким предприятиям, что дает им возможность получать тот объем, который они в состоянии переработать. Похожая программа разрабатывается для Анголы. Наличие собственного флота позволяет Harvest Group контролировать себестоимость перевозок. «Мы стараемся работать, используя современные подходы, и строить долгосрочные отношения. Это интересный для нас рынок, потому что в Европе конкуренция выше, а маржа минимальная. Мы не пользуемся уязвимостью континента, чтобы разово заработать и уйти. Многие местные компании это уже поняли, — подчеркивает Альсенов. — Хотя в Африке и странах Ближнего Востока подход к бизнесу специфичен. Грубо говоря, судно уже в пути, а покупатель может изменить условия сделки. Там всё только развивается».

Альсенов
Алмаз Альсенов с командой
Фото: © Андрей Рындыч

Последние годы Harvest Group расширяет логистическую часть бизнеса — в планах инвестиции в морскую логистику, в частности портовую инфраструктуру в Африке и на Ближнем Востоке. По словам бизнесмена, средняя маржа в логистической части бизнеса составляет около 30 %, в торговле — 12–15 %. «Сейчас я вижу тенденцию, что трейдинг уходит, бизнес больше превращается в логистический. Обычным трейдерам становится сложнее конкурировать с теми, кто, как мы, владеет своим флотом. В целом по миру идет сильное укрупнение. В перспективе средним компаниям будет сложнее. Останется малый и крупный бизнес. Уже сейчас наша доходность включает не только торговлю, но и всю цепочку поставок — хранение, перевозку, дистрибуцию и так далее», — делится видением Альсенов.

Harvest Group продолжает закупать товар в основных странах — производителях зерна. «До сих пор крупнейшими поставщиками зерна на мировом рынке остаются страны Черноморского региона. Это значительные объемы поставок, которые нельзя игнорировать», — поясняет собеседник.

«Работа в Швейцарии — это всегда существенный контроль, в том числе в связи с санкциями. Швейцарские банки всегда работали очень жестко. У нас есть аккредитация, поэтому мы анализируем каж­дую компанию, с которой работаем, это для нас репутационный риск. Это наша повседневная работа», — добавляет он.

Казахстанский паспорт

В Казахстан после ситуации с мясным бизнесом Альсенов больше не инвестировал. «Сейчас мне много говорят о «новом Казахстане». Изменение отношения к казахстанскому паспорту я чувствую и находясь в Швейцарии. Здесь нетерпимое отношение к коррупции, и когда я переехал сюда в 2015-м, было много проверок, вопросов «откуда деньги?», даже перечисляли фамилии и выясняли связи. Для них был удивителен сам факт, что казах в Швейцарии делает бизнес. На данный момент отношение к казахстанскому паспорту достаточно нейтральное», — рассказывает Альсенов.

Желание что-то делать для своей страны, по его словам, с возрастом становится всё больше. Альсенов открыл в Казахстане торговую компанию Harvest Kazakhstan, но операций пока не ведет. «Казахстан для меня важен, но для нашего бизнеса это маленький рынок. Пока никаких инвестиций не делали, но присматриваемся, анализируем всё, что касается нашей темы, — говорит бизнесмен. — В частности, рассматриваем направление развития современных технологий, которых пока нет в Казахстане, и то, что можно масштабировать».

А вот участие в спортивной жизни страны — самое активное. За год с небольшим в профессиональный клуб дзюдо Jenys инвестировано более €3,5 млн. Для более полусотни спортсменов со всех регионов Казахстана построен профессиональный зал, обеспечена полная экипировка и наняты высокопрофессиональные тренеры. «Я никогда не оставлял спорт, продолжал поддерживать таланты. 10 % своего времени уделяю развитию спорта», — подчеркивает бизнесмен.

Еще в пору своего казахстанского бизнес-периода Альсенов работал в Федерации дзюдо Казахстана на должности вице-президента по международным связям. Потом был назначен директором по маркетингу и избран членом исполкома Азиатского союза дзюдо. После переезда в Швейцарию ему предложили стать советником президента Европейского союза дзюдо, а в прошлом году — советником президента Всемирной федерации дзюдо. «Я рад, что могу сделать что-то для своей страны. Но я зарабатываю деньги за границей и стараюсь сохранять независимость. Потому что, теряя независимость, ты начинаешь подстраиваться», — говорит Альсенов.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте