Карты, деньги, два клика: как Yandex Qazaqstan помогает компаниям с помощью «API Яндекс Карт»

Как «API Яндекс Карты» помогают бизнесам Казахстана повышать эффективность с помощью картографических, навигационных и геолокационных решений — рассказывает директор по развитию бизнеса «API Яндекс Карт» в Центральной Азии Асылхан Баймаганбетов

Асылхан
Асылхан
Фото: архив пресс-службы

Асылхан, вы возглавляете бизнес «API Яндекс Карт» в странах Центральной Азии. Расскажите в двух словах, что это за направление?

— Если коротко, то «API Яндекс Карты» — это «Яндекс Карты» для бизнеса. То есть это инструменты, которые позволяют компаниям использовать геоинформационные технологии «Яндекса» и настраивать их под свои задачи — от самых простых до комплексных.

Чтобы компаниям было проще разобраться в наших продуктах, мы разделили их на три ключевые категории: интерактивные карты, геокодирование и поиск, а также навигационные решения. В целом это как конструктор: можно собрать и домик, и космический корабль — всё зависит от вашей фантазии и потребностей.

Например, с помощью продуктов «API Яндекс Карт» можно интегрировать на сайт компании кастомную карту в фирменном дизайне бренда или упростить процесс оформления онлайн-заказов при помощи автоматического ввода адресов. Можно добавить функции навигации в собственное приложение для курьеров и водителей или внедрить систему контроля выездных сотрудников. А можно с помощью функций геолокации вырастить релевантный трафик на сайт и увеличить эффективность показа рекламы. Сценариев много.

В каких индустриях применяются ваши решения?

— Наши продукты полезны е-кому, ретейлу и логистике, а также банкам, фудтеху, райдтеху, телекому, автопрому, недвижимости. По большому счёту всем, кому нужно работать с картами: искать адреса, отображать филиалы компании или ПВЗ, перемещать грузы, доставлять товары или продукты.

Представьте, что вы — маркетплейс и вам необходимо перевести в координаты адреса, которые пользователи указывают при оформлении заказов. Вводят они их часто с ошибками и опечатками. А вам нужно организовать доставку. Для этого важно получить координаты адреса с точностью до подъезда и проложить оптимальный маршрут с учётом дорожной ситуации, погодных условий и типа транспорта, которым пользуется курьер. Здесь приходят на помощь наши решения геокодирования и маршрутизации.

Другой пример: банк хочет добавить на сайт карту своих отделений и банкоматов, чтобы клиенты могли прокладывать к ним маршруты или смотреть часы работы филиалов. Здесь пригодятся наши интерактивные карты: их дизайн можно адаптировать под общий корпоративный стиль банка. Можно использовать свой фирменный цвет, убрать ненужные объекты поблизости или, наоборот, добавить необходимую информацию об отделениях. Вы получаете не просто карту, а целый картографический сервис, который настраиваете под себя.

То есть чаще продуктами «API Яндекс Карт» пользуется крупный бизнес? А SMB-сегменту могут быть интересны ваши решения?

— Конечно. Мы работаем как с корпорациями, так и с малым и средним бизнесом. Более того, среди наших клиентов количество компаний из SMB-сегмента превышает число крупных предприятий.

Чтобы наши решения были доступны всем, вне зависимости от масштаба бизнеса, мы предлагаем широкий выбор тарифов на использование продуктов. Их можно оплачивать помесячно или сразу за год — годовая подписка выгоднее для клиента.

Кроме того, малый бизнес может воспользоваться ключевыми продуктами «API Яндекс Карт» бесплатно — при соблюдении определённых условий и в рамках открытых лимитов.

Получается, ваши продукты используют чуть ли не любые бизнесы. Но обычные пользователи не знают, что в основе могут лежать ваши технологии?

В каком-то смысле да. Люди не всегда понимают, что за быстрой обработкой заказа или своевременной доставкой стоят наши геоинформационные технологии. Но это ожидаемо, ведь наша задача — помогать компаниям делать их работу эффективнее, способствуя развитию и росту их бизнесов.

Сейчас конкуренция за внимание пользователя настолько высока, что работа над повышением лояльности клиентов стала приоритетом для любого бизнеса. Люди привыкли к доступности товаров в один клик и недовольны, если курьер опаздывает даже на пару минут. Если компания соблюдает договорённости и доставляет вовремя, клиенты ей больше доверяют и чаще обращаются снова.

Бизнесы это понимают, поэтому автоматизируют многие процессы ради операционной эффективности и довольных клиентов. Сейчас в Казахстане компании поняли, что использование геоинформационных решений — это не модный тренд, а базовая необходимость, которая влияет на эффективность всего бизнеса.

Есть ли какие-то предпочтения по вашим продуктам у бизнесов в Казахстане? Какие API или SDK они чаще всего выбирают?

— Если говорить о конкретных продуктах, чаще всего клиенты в Казахстане выбирают JavaScript API и «Геокодер» как комплексное решение для интеграции интерактивных карт и поиска адресов на карте. А также Геосаджест для быстрого ввода и проверки адресов и Матрицу расстояний для построения оптимальных маршрутов.

Это вполне логично, ведь Казахстан — ключевой логистический хаб Центральной Азии. Согласно недавнему отчёту МФЦА, только за последние 15 лет наша страна инвестировала более 35 миллиардов долларов в транспорт и логистику. Для этих отраслей очень важна качественная маршрутизация и актуальные карты.

Фото: архив пресс-службы

Как вы оцениваете условия для развития предпринимательства в Казахстане, особенно для молодых бизнесменов?

— Ситуация с предпринимательством в Казахстане впечатляет благодаря высокому уровню энергии, профессионализма и амбиций бизнесменов. Мы видим, что они не ограничиваются локальными проектами, а успешно конкурируют на международной арене.

Также в Казахстане активно развиваются стартапы. Всё больше казахстанских проектов получают международные награды — это вызывает гордость. Наша компания очень хотела поддержать местных предпринимателей, поэтому мы запустили специальную Программу для стартапов, которая даёт доступ к технологиям Яндекса на льготных условиях. В рамках программы участники смогут воспользоваться решениями «API Яндекс Карт», технологиями «Яндекс Погоды», облачной инфраструктурой Yandex Cloud и рекламными возможностями «Яндекса» для запуска и быстрого развития своих проектов.

Раз мы заговорили про стартапы: сейчас многие из них фокусируются на ИИ. Используете ли вы эти технологии в своих решениях? Или, может, предлагаете какие-то возможности для развития стартапов в этой сфере?

— Да, конечно, технологии ИИ проникли во все сферы, и геосервисы не исключение. Многие думают, что ИИ — это чаты, где вы беседуете про жизнь или просите набросать черновик текста. У нас это работает иначе. Мы применяем искусственный интеллект, чтобы создавать современные и гибкие решения, которые помогают нашим клиентам опережать конкурентов.

Например, когда получение деталей маршрута строит путь от точки А до точки Б, оно не просто чертит линию на карте, но, как опытный штурман, учитывает десятки факторов: пробки, погодные условия, время суток, сезон и даже то, как обычно в этом месте ведут себя водители. Для этого используются механизмы машинного обучения.

Или возьмём наш «Геокодер» на основе ИИ, который мы разработали специально для Казахстана и обучили, используя запросы местных жителей. Когда человек пишет «ленена 57» — да-да, именно так, с ошибками и опечатками, — система понимает, что речь об адресе «Алматы, проспект Достык, 57» (бывшая улица Ленина). Это как умный собеседник, который понимает вас с полуслова, даже если вы только что проснулись и ещё не выпили кофе.

Так что применение ИИ у нас — это не про развлечение, а про решение конкретных, прикладных задач бизнеса.

Звучит и правда технологично. А обычные пользователи, не бизнесы, как-то используют ваши продукты, скажем, для автомобильной навигации?

— Мы уже работаем с автоконцернами, которые интегрируют навигацию в свои автомобили с помощью нашего решения NaviKit SDK. Водители этих авто строят маршруты с использованием наших технологий.

Получается, что продукты, предназначенные для бизнесов, приносят пользу конечным пользователям. В частности, водителям грузового транспорта: для них мы создаём отдельные решения, которые облегчают их работу. Например, с помощью продукта Получение деталей маршрута они могут строить маршруты по разрешённым дорогам с учётом веса и габаритов грузовика, а также минимизировать количество поворотов налево, которые являются действительно серьёзным препятствием для крупнотоннажных фур. Наш API помогает повысить безопасность, облегчить маневрирование и сократить время прохождения маршрута.

Асылхан Баймаганбетов
Асылхан Баймаганбетов
Фото: архив пресс-службы

С ценностью для компаний и людей всё ясно. А если взглянуть более глобально: что думаете о системе «Умный город», которая внедряется правительством Казахстана? Могут ли ваши решения здесь пригодиться?

— Я вижу большой потенциал в том, как Казахстан планирует подходить к цифровизации городов. Автоматизированное управление трафиком, умные светофоры, электронные табло с расписанием, цифровое управление городскими парковками — всё это сильно облегчило бы жизнь и водителям, и пешеходам. Говорю как житель Алматы.

Наши решения уже могут не только показывать пробки здесь и сейчас, но и предсказывать, где и когда они возникнут. А если добавить к этому умные остановки с Wi-Fi и табло с информацией о прибытии транспорта, электронную оплату проезда и объединить все сервисы удобным интерфейсом, то получится действительно умная городская среда.

Мы готовы внести свой вклад в такую автоматизацию — у нас есть решения, которые отлично подойдут для развития умных городов.

Многие глобальные компании, в том числе технологические, активно выходят на рынок Казахстана. Некоторые, например Google, предлагают аналогичные решения для бизнеса. Что делает ваши продукты уникальными и выделяет на фоне конкурентов?

Нас отличает глубокая экспертиза в геоинформационных технологиях. Наши продукты основаны на актуальных данных и проверены на практике многомиллионной аудиторией сервисов Яндекса, которые работают на базе технологий «Яндекс Карт». Мы давно и стабильно обеспечиваем бесперебойную работу внутренних сервисов Яндекса, постоянно улучшая качество услуг.

Мы регулярно общаемся и с внешними заказчиками: обсуждаем их бизнес-задачи, при необходимости выделяем команды технической поддержки и внимательно реагируем на их запросы. Это позволяет развивать их продукты, исходя из реальных потребностей. Это не просто громкие слова — некоторые наши продукты появились как раз в ответ на пожелания конкретных клиентов. А вообще, более 50 000 компаний в мире пользуются решениями «API Яндекс Карт» для планирования свыше 1,5 миллиарда маршрутов ежегодно.

Все наши специалисты по развитию бизнеса, продажам и техподдержке живут в Алматы. Мы стоим в пробках, ожидаем доставку, ищем парковочные места и планируем маршруты. И мы очень хотим использовать всю нашу технологическую экспертизу и многолетний опыт на благо развития экономики страны и улучшения жизни граждан.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте