Как цифровой банкинг стал заложником совещаний

Организатором мероприятия выступила компания Misys при поддержке Ассоциации финансистов Казахстана.
Елена Санькова привела слова генерального директора консалтинговой компании Accenture Пьера Нантерма, который сказал, что «основная причина того, что 50% компаний из Fortune 500, которые существовали в этом списке в 2000 году, выпали из него к 2017 – цифровизация».

Почему умирает бизнес сотовых операторов
Об этом в эксклюзивном интервью Forbes.kz рассказал Александр Матюшка, дире... →
Что такое цифровизация сегодня? Руководитель группы консультирования в области ИТ компании «КПМГ Такс энд Эдвайзори» Константин Аушев привел несколько примеров:
- По нашим данным, в среднем в день, пользователи проводят в социальных сетях и сервисах микроблоггинга 2 часа 25 минут. К 2018 в мире будет использоваться 130 млн носимых устройств, что в 10 раз превосходит оценку 2013. Только в 2018 будет продано 21 млн очков Google Glass. Каждый год объем транзакций через цифровые кошельки увеличивается на треть. К 2025 140 млн офисных рабочих будут заменены роботами, что даст экономию в $7 трлн.
Все эти тенденции напрямую касаются клиента современного банка. Поэтому розничные банки должны трансформироваться в цифровые – таковы требования времени, клиентов, инвесторов. По данным Европейской ассоциации по финансовому управлению и маркетингу, 76% банков (Европа) хотят заменить существующие решения по цифровым каналам в течение следующих 18 месяцев. При этом 61% опрошенных банкиров считает, что отсталые автоматические банковские системы являются самым существенным технологическим барьером для увеличения показателей продаж. С другой стороны, 40% клиентов банков уверены, что впечатление от взаимодействия с банком является самым важным фактором при открытии или закрытии счета. Другими словами, сегодня можно легко потерять лояльность клиента вместе с его деньгами, чтобы вы ему не обещали, и как бы вы себя не рекламировали.
Тем временем эксперты McKinsey&Company уверены, что банки могут получить до 45% увеличения чистой прибыли за счет реализации цифровой стратегии. Для этого даже есть специальный рецепт «5+1»: цифровые данные, интегрированный клиентский опыт, индивидуальный цифровой маркетинг для различных аудиторий, цифровизация всех операций, новые технологии и цифровые возможности. Понятно, что глобальная «цифра» может настораживать, однако, как считает Елена Санькова, мир находится в глобальной и весьма скоротечной трансформации:

Как современные клиенты заставляют банки меняться
Во втором десятилетии 2000-х финансовые институты вынуждены проводить транс... →
- Сколько я себя помню (до переезда в Лондон она работала в Казкоммерцбанке – F.), родители всегда твердили, что мне нужно идти учится на бухгалтера. Они считали, что бухгалтер всегда найдет работу. Сейчас есть мнения, что через 5 лет профессия бухгалтера может исчезнуть – все перейдет на автоматизацию.
Новую реальность можно принимать или отвергать, с ней можно даже бороться. Однако лидеры рынка на новые вызовы современности быстрее всех реагируют и «переобуваются» за счет максимальной цифровизации. Мобильные устройства есть у каждого, поэтому – это самый важный канал продаж, плюс максимальная и красивая аналитика, как для самих банкиров, так и для клиентов. Как итог, эти меры облегчают процесс привлечения новых клиентов.
В интервью Forbes Kazakhstan председатель совета директоров Банка Астаны Олжас Тохтаров признался, что сегодня банк получает до 70% новых клиентов из интернета. Тенденцию цифровизации самих клиентов подтверждают данные председателя совета Ассоциации финансистов Казахстана Юлии Якупбаевой, подчеркнувшая, что за три месяца нынешнего года объем безналичных платежей в Казахстане вырос на 70%.
- На площадке АФК мы создали сектор, отвечающий за новые технологии, - добавила она.
Пока Казахстан обсуждает необходимость цифровой трансформации, совещается, остальной мир далеко уже ушел вперед. Такие мнения прозвучали как на самой конференции, так и в личных беседах корреспондента Forbes Kazakhstan с участниками мероприятия.
Генеральный директор Первого кредитного бюро Руслан Омаров обратил внимание:
- Два года назад Банк Англии выдал лицензию первому в стране виртуальному банку – Atom Bank. От интернет-банков он отличается тем, что пользоваться его услугами можно только через мобильное приложение. Эстония признал блокчейн в масштабах целого государства. В этой прибалтийской стране с населением чуть более 1,3 млн человек технология уже успела найти практическое применение в медицине, банковском секторе, биржевой торговле и нотариате. С 1 октября 2016 в Белоруссии появится межбанковская система идентификаци. Ее создание предусмотрено указом президента от 1 декабря 2015 «О развитии цифровых банковских технологий». Белорусам станут доступны услуги, оказываемые банками, независимо от наличия в их населенных пунктах отделений банков.
Чтобы Казахстану двинуться в цифровое будущее за всем остальным миром, по его мнению, необходимо предпринять ряд шагов. Во-первых, это пересмотр законодательства, упрощение и отмена морально устаревших требований. Во-вторых, отрасли нужны эксперты в области цифрового банкинга, и специалисты-консультанты для внесения поправок в законодательство. В-третьих, необходимо высококвалифицированное подразделение занимающееся предотвращением кибератак, а также оперативным расследованием киберпреступлений. В-четвертых, рынку нужен доступ к государственным базам данных, при условии согласия клиентов. В-пятых, рынок нуждается в современной цифровой подписи, основанной на мультимодальных биометрических решениях.
Более подробно об этом читайте в июньском номере журнала Forbes Kazakhstan.