Как следят за безопасностью канатных дорог на Кок-Тобе и Шымбулаке
За прошлый год на фуникулёрах парка и курорта проехало более 1,5 млн человек
Вечером 3 сентября 2025 года в Лиссабоне произошла трагедия: популярный среди туристов фуникулёр «Глория» (Ascensor da Glória) сошёл с рельсов, потерял управление и врезался в здание. В результате сильного удара вагон разрушился. Погибли 17 человек, ещё 21 получил травмы. По предварительным данным, причиной аварии стал обрыв троса, что привело к отказу тормозной системы. В португальской столице объявили трёхдневный траур, а все фуникулёры временно остановили для проведения проверок.
Фуникулёры — популярный вид транспорта в туристических городах. Они позволяют не только быстро добраться до определённой точки или высокогорного курорта, но и предлагают панорамный обзор. В Алматы, одном из главных туристических центров Казахстана, действуют сразу две канатные дороги: одна ведёт на гору Кок-Тобе и проходит прямо над жилыми кварталами и оживлённой магистралью ВОАД, другая — на высокогорный курорт Шымбулак, пролегая над ущельями и горными склонами. Forbes Kazakhstan выяснил, как обеспечивается их безопасность и насколько часто проводится техническое обслуживание.
По словам Тохтара Алиева, директора по маркетингу «Парка Кок Тобе», профилактические работы проводятся каждую неделю — по вторникам. Капитальный ремонт осуществляется по специальному заказу компании и выполняется лицензированными специалистами российской компании АО «Сноупром». «С момента запуска канатной дороги не было зарегистрировано несчастных случаев или аварий», — подчёркивает Алиев. В 2024 году фуникулёр перевёз 402 тысячи пассажиров.
На Шымбулаке пассажиропоток значительно выше. По данным пресс-службы курорта, в среднем гондольная дорога перевозит около 124 тысяч человек в месяц и порядка 1,1 миллиона в год. Летом ежедневно канаткой пользуются 5–7 тысяч человек, зимой — 8–9 тысяч, а в пиковые периоды число пассажиров достигает 12 тысяч в сутки.
Профилактические работы здесь проводятся дважды в год — весной и осенью, перед началом туристических сезонов. Это, как пояснили в администрации, соответствует международной практике: горные курорты во всем мире закрывают канатные дороги для плановых работ в одно и то же время. Так, в 2025 году эти работы запланированы на период с 15 сентября по 1 ноября. На курорте установлено 11 подъемников от компаний Doppelmayr (Австрия), Leitner (Италия) и Poma (Франция).
«Каждый подъемник уникален и требует индивидуального подхода. Особо технически сложными являются гондольная дорога Медеу — Шымбулак и два комбинированных подъёмника (Combi-1 и Combi-2), совмещающие кресла и кабины. В июле 2025-го Шымбулак подписал соглашение с PGI Management — международной компанией, управляющей курортами в Европе, Азии и Латинской Америке. Партнерство направлено на повышение уровня сервиса, совершенствование операционных процессов и, главное, повышение уровня безопасности гостей. Специалисты PGI уже приступили к координации обслуживания канатных дорог курорта», — пояснили в пресс-службе Шымбулака.
Профилактика включает полное обслуживание замков кабин, замену роликов на опорах, чистку и смазку всех рабочих агрегатов. Эти меры позволяют своевременно выявлять и устранять любые неисправности. Кроме сезонных проверок, на станциях ежедневно, еженедельно и ежемесячно проводятся плановые осмотры. «Все замены и техническое обслуживание выполняются строго в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя и установленными нормами эксплуатации. Серьезных аварий не происходит благодаря своевременному обслуживанию», — подчеркнули в дирекции курорта.
Однако, как и в любой сложной системе, здесь также возможны технические сбои. К примеру в декабре 2022 года на канатной дороге Медеу — Шымбулак произошла поломка, из-за чего работа фуникулера была приостановлена на 45 минут: кабинки остановились вместе с людьми. Как тогда поясняли в администрации курорта, причиной остановки стал выход из строя контактора системы мониторинга технического состояния канатной дороги. В ноябре 2024 года на этой же канатной дороге сотрудники ДЧС Алматы провели учения по эвакуации людей из кабинок. Такая подготовка, как объяснили в ДЧС, необходима на случай аварийного отключения электричества на курорте.
«Курорт также проводит постоянные тренинги для сотрудников с участием международных специалистов, чтобы обеспечить высокий уровень эксплуатации и безопасности. Для ежедневного мониторинга на курорте работает квалифицированный персонал, прошедший обучение у производителей и имеющий необходимые сертификаты», — резюмировали в дирекции курорта.