Как отразятся ядерные испытания США на Казахстане
По мнению политолога Досыма Сатпаева, возвращение США к ядерным испытаниям способно запустить новую гонку вооружений и обострить геополитическую напряженность в мире
Заявление Дональда Трампа о намерении США возобновить ядерные испытания вызвало волну обсуждений по всему миру. Американский президент отметил, что испытания необходимы, чтобы увидеть, как они работают, добавив, что Россия и Китай якобы уже проводят подобные действия, но не афишируют это. При этом Трамп отказался уточнить, идет ли речь о подрывах боезарядов, отметив лишь, что США обладают достаточным арсеналом, чтобы взорвать мир 150 раз.
Политолог Досым Сатпаев считает, что заявление Трампа — не случайное. По его словам, оно стало ответом на высказывания Владимира Путина о новых технологиях, связанных с ядерным оружием, которое можно использовать на ракетах «Буревестник» или «Посейдон».
«Недавно между Трампом и Путиным была перепалка в стиле холодной войны, когда они оба мерялись длиной своих ядерных боеголовок. Думаю, заявление Трампа — это реакция на эту перепалку», — поясняет эксперт.
Сатпаев отмечает, что в мире уже давно не проводились полноценные ядерные испытания. Последний раз это сделала Северная Корея в 2017 году. Несмотря на то, что договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний подписали многие страны, США его так и не ратифицировали.
«Юридически США никак не связаны обязательствами по этому договору, — отметил политолог. — Поэтому при определенных условиях они действительно могут возобновить испытания».
По мнению Досыма Сатпаева, такой шаг способен создать серьезную угрозу глобальной безопасности. Возобновление ядерных испытаний Соединенными Штатами приведет к новой гонке вооружений по образцу 1970–1980-х годов. Если США начнут проводить испытания, автоматически Китай, Индия, Пакистан и другие ядерные государства последуют этому примеру. Это разрушит статус-кво, который, хоть и шатко, но сохранялся с 1990-х годов.
Кроме того, политолог обращает внимание на риск активизации так называемых пороговых стран — тех, кто уже обладает ядерным потенциалом, но не признает этого официально, либо находится на пути его разработки. Такие государства могут ускорить свои программы, что приведет к росту числа ядерных держав и подорвет систему международной безопасности.
«Для мира было бы выгоднее, если бы эти испытания не возобновились. Тем более сейчас, когда мир и так находится в состоянии геополитического хаоса и кризиса международного права», — добавляет Сатпаев.
Отдельно политолог затронул вопрос, касающийся Казахстана. По его словам, в обществе всё чаще поднимаются дискуссии о том, было ли верным решение отказаться от ядерного оружия в 1990-х.
«Понятно, что контекст того времени был особенный, — отмечает он. — Тогда Казахстан, как и Украина, исходил из соображений безопасности, международного признания и поддержки, рассчитывая, что отказ от ядерного оружия станет гарантией стабильности».
Однако, как показывает пример Украины, подобные гарантии не сработали. Страна добровольно передала ядерный арсенал, получив взамен обещания защиты по Будапештскому меморандуму. На практике же этот документ, по словам Досыма Сатпаева, оказался бумажкой, не имеющей юридической силы. Россия, являвшаяся одной из стран-гарантов, нарушила взятые на себя обязательства, а международное сообщество ограничилось дипломатическими заявлениями.
«Фактически Украина выполнила все условия, отказалась от оружия массового поражения, но это не спасло ее от войны», — подчеркивает политолог.
Для Казахстана возможное возобновление гонки вооружений несет серьезные риски. Страна находится между двумя ядерными державами — Россией и Китаем, и участвует в международных организациях вместе с ними. Любое усиление ядерного противостояния, по мнению эксперта, будет создавать давление на внешнеполитический курс Казахстана. Так, если гонка разовьется и усилится напряжение между США и Китаем, нас могут заставить сделать выбор — с кем мы. Это крайне невыгодный сценарий, потому что загоняет Казахстан в геополитическую ловушку.
Он считает, что для Казахстана оптимальной остается политика многовекторности и сохранение пространства для маневра во внешней политике. Однако нынешняя ситуация делает это всё труднее.
«Казахстан и другие страны Центральной Азии — слабые игроки: экономически, политически и военным образом. Если раньше нашу безопасность обеспечивала система международного права, то теперь она рушится. Остался лишь хрупкий геополитический баланс, сложившийся после начала войны в Украине», — резюмирует политолог.