Как личная коллекция Нурлана Смагулова превратилась в культурный бренд страны

На октябрьском бранче Forbes Woman Club бизнесмен рассказал о пути, миссии и философии Almaty Museum of Arts

Фото: © Абай Жанаев

В четверг, 23 октября, в уютном кафе ALMA на территории Almaty Museum of Arts состоялся октябрьский бранч Forbes Woman Club — встреча, где бизнес и искусство переплелись в одном пространстве. Гостем встречи стал предприниматель, меценат и основатель Almaty Museum of Arts Нурлан Смагулов, который поделился с участницами клуба своим взглядом на жизнь, бизнес и миссию искусства.

«Иногда жизнь требует баланса, но не идеального, а живого, настоящего. Когда ты можешь быть вовлечен в бизнес, но при этом не терять себя, близких и свои человеческие смыслы. Важно успевать радоваться простым вещам — иначе все остальное теряет вкус. К примеру, я считаю, что деньги нужно тратить на путешествия, но не на простой «отельный» отдых, а на поездки, через которые ты действительно можешь увидеть, как устроен наш мир», — отметил он, отвечая на вопрос участниц о том, как удается совмещать большой бизнес и личную жизнь.

Гость вечера рассказывает о своей коллекции
Фото: © Абай Жанаев

В ходе встречи Нурлан Смагулов также затронул тему культурной памяти — его ответственности перед временем и о той внутренней тяге к сохранению, которая однажды превратилась в музей. Меценат рассказал, что путь к созданию Almaty Museum of Arts начался с его частной коллекции, собранной на протяжении многих лет. Так, в семье Смагуловых накопилось более тысячи произведений — живопись, скульптура, графика. Многие картины были приобретены у самих авторов и их наследников. Каждая — живая история, отражающая эпоху, судьбу и характер художника. Они хранились по всему дому: в подвале, в запасниках. По словам Нурлана Смагулова, некоторые работы он не видел по двадцать лет и держать их в темноте было настоящим преступлением. Бизнесмен признался, что с годами коллекционирование стало не просто хобби, а частью его жизненной философии:

«Сначала я думал, что просто собираю картины. Потом понял — я собираю время. Каждая работа фиксирует эпоху, ее энергию, боль, мечты. Моя задача — сохранить это все здесь, чтобы люди могли видеть, чувствовать, понимать».

Гульнара Мусатаева, Айганым Егзекова, Чинара Бугимбаева, Диляра Айдарбекова, Арманжан Байтасов, Гаухар Керимова, Людмила Борисюк и Амина Касымова
Фото: © Абай Жанаев

Он рассказал, что музей не задумывался как проект для избранных: напротив, это открытое пространство, где искусство становится живым диалогом. Современные инсталляции соседствуют с классическими полотнами, а рядом с картинами — интерактивные арт-объекты, созданные международными авторами.

«Через искусство мы соединяем прошлое и будущее, Восток и Запад, традицию и технологию. Я хочу, чтобы люди чувствовали, что Казахстан — часть мирового культурного разговора», — сказал бизнесмен.

Меценат поделился с участницами встречи личной историей, связанной с работой «Ночной аул» Абдрашита Сыдыханова, купленной тридцать лет назад. Тогда художник настоял, чтобы бизнесмен приобрел картину, сказав: «Когда тебе исполнится шестьдесят, ты поймешь эту работу». И действительно, по словам Смагулова, сегодня именно она стала символом зрелости коллекционера — как человека, достигшего внутреннего понимания искусства и жизни.

Зульфия Хайбуллина, Людмила Тен, Шолпан Айнабаева, Гаухар Керимова, Динара Арслан
Фото: © Абай Жанаев

В ходе выступления предприниматель также рассказал трогательную историю художника Сэрэнжаба Балдано — бурята, чья судьба могла бы стать сюжетом для книги. В 1960-е годы он возглавлял союз художников, но был репрессирован за национально-патриотические взгляды. После этого уехал в Казахстан, жил скромно, в землянке, работал почтальоном.

Балдано создавал маски из карагача — твердого, благородного дерева, символа жизни и стойкости. Особенно он любил использовать кап — нарост, в котором древесина завивается в неповторимые узоры. Художник собирал такие капы, обрабатывал их, натирал руки кораллом, получая природный красный пигмент.

Когда Нурлан Смагулов встретил мастера в Москве, тот уже был в преклонном возрасте и сильно переживал за судьбу своих работ.

«Он мне сказал: «Эти маски должны быть там, где растут карагачи». Я тогда работал в производственной корпорации и имел дипломатический паспорт, что позволило мне привезти в Казахстан около 80 масок. Вывозил я их в больших китайских сумках», — вспоминает бизнесмен.

Сегодня эти маски из карагача занимают особое место в экспозиции Almaty Museum of Arts. Напомним, после открытия в сентябре 2025 года музей стал одной из главных культурных достопримечательностей Алматы. На площадке представлены как центральноазиатские художники, так и звезды мирового искусства.

Участники бранча Forbes Woman Club
Фото: © Абай Жанаев

Главным событием первого сезона стала персональная выставка Алмагуль Менлибаевой «Я все понимаю» — яркой представительницы современного искусства региона. В экспозиции — живопись, текстиль, гравюры, видеоарт и перформансы, через которые художница исследует женскую идентичность, память и изменение общества.

В завершение для участниц Forbes Woman Club была организована экскурсия, бизнес-леди смогли увидеть работы мастеров, о которых только что рассказывал основатель Almaty Museum of Arts Нурлан Смагулов.