Как Казахстан будет увеличивать объём грузовых авиаперевозок
Токаев поручил развивать аэрохабы и обеспечить их интеграцию в глобальные логистические цепочки
8 сентября президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в ходе ежегодного послания народу заявил о необходимости наращивания объема грузовых авиаперевозок и создания национального грузового авиаперевозчика.
«Несмотря на положительную динамику перевозок авиагрузов есть существенный потенциал для дальнейшего наращивания объемов. Ранее я уже поручал увеличить объем обработанных авиагрузов. Этого можно добиться в первую очередь путем создания национального авиаперевозчика с привлечением крупных иностранных партнеров. В условиях роста электронной коммерции и поставок высокотехнологичной продукции авиакарго является высокодоходным и крайне востребованным сегментом, поэтому мы должны активно развивать аэрохабы и обеспечить их интеграцию в глобальные логистические цепочки. При этом требуется навести порядок в части регулирования сегмента перевозок экспресс-грузов. Это необходимо для защиты интересов потребителей», — сказал президент.
Токаев также отметил, что во всем мире развиваются беспилотные виды транспорта: специальные автомашины, дроны по доставке грузов и посылок, а значит, «правительству требуется создать все условия для ускоренного внедрения таких технологий, включая принятие соответствующих нормативных актов».
Сейчас в Казахстане активно развиваются смешанные перевозки — когда грузы доставляются на пассажирских рейсах. Об этом рассказывала председатель Комитета гражданской авиации Салтанат Томпиева в интервью Forbes Kazakhstan. По ее словам, Air Astana и SCAT уже имеют значительные объемы таких перевозок, однако именно специализированный национальный грузовой авиаперевозчик позволит стране стать заметным игроком на мировом рынке карго.
«Географическое положение страны — в центре маршрута между Европой и Азией — делает нас перспективным узлом для транзитных грузоперевозок. Если раньше основные грузопотоки шли между США, Европой и Китаем, то сейчас центр тяжести постепенно смещается в Азию и Центральную Азию. Мировое сообщество рассматривает наш регион как территорию будущего роста», — сказала она.
По данным КГА, проект национальной грузовой авиакомпании в данный момент находится на аналитическом этапе: разработано техническое задание, ведётся проработка бизнес-модели. Оператор проекта — фонд «Самрук-Казына».
«Пока нет четкой информации о владельцах или инвесторах будущей компании, но решение будет принято в сжатые сроки. Это не проект на пятилетку — речь идет о запуске в обозримом будущем. Однако есть цель — создать мощного игрока, который сможет напрямую работать на международных рынках, развивать транзитные потоки и обеспечивать потребности внутреннего рынка карго-перевозок», — уточнила она и добавила, что, по предварительным планам, компания может начать работу уже к 2026 году.
«Глобальные прогнозы подтверждают актуальность этого направления. Согласно данным Boeing (World Air Cargo Forecast 2024–2043), мировой рынок грузовых авиаперевозок будет расти в среднем на 4% ежегодно в течение ближайших 20 лет, при этом ключевыми драйверами станут e-commerce, фармацевтика и высокотехнологичная продукция. Прогноз Airbus (Global Market Forecast 2024–2043) оценивает среднегодовой рост на уровне 3,5% и предполагает, что мировой парк грузовых самолётов увеличится примерно на 65% — до более чем 3400 бортов к 2043 году, значительная часть которых будет обслуживать транзит между Азией и Европой», — поделилась статистикой Томпиева.
Помимо работы над национальной грузовой авиакомпанией, сейчас ведется работа по превращению аэропорта Караганды в грузовой хаб. Для него еще в 2024 году была утверждена дорожная карта по развитию возможностей грузовых перевозок.
«Аэропорт имеет взлётно-посадочную полосу, способную принимать тяжёлые грузовые самолёты, и территорию для расширения складской и логистической инфраструктуры. Здесь уже функционирует склад временного хранения с закрытой и открытой площадками, а также территория таможенного склада, где осуществляется приём, хранение, комплектация и отправка грузов различных типов с дальнейшей доставкой по регионам Казахстана и в страны СНГ. Развитие подобных узлов вписывается в общенациональную работу по расширению карго-инфраструктуры и интеграции Казахстана в глобальные транзитные цепочки», — пояснила Томпиева.
Развитие инфраструктуры для грузовых авиаперевозок в Казахстане отражает и мировые тренды. По данным ACI World, в 2024 году 20 крупнейших грузовых аэропортов мира обработали 52,2 млн тонн (+9% к 2023-му и +10,8% к допандемийному уровню).
«Основными факторами роста стали нестабильность морских маршрутов, заставившая грузоотправителей искать более надежные и быстрые альтернативы, то есть воздушные. А также ускорение электронной коммерции, обусловленное потребительским спросом на более быструю реализацию заказов за рубежом», — объяснила Салтанат.
Напомним, в июле 2025 года премьер-министр поручил максимально ускорить все подготовительные процессы по созданию национального грузового авиаперевозчика. Тогда сообщалось, что первые рейсы новая авиакомпания выполнит уже в начале 2026 года. Для начала работы планируется летать на трех арендуемых самолетах с последующим расширением флота до десяти единиц.