Как интеграция стройкомпаний и банков делает ипотеку более доступной

BI Group собрала алматинцев на Ipoteka Day, чтобы рассказать о разных возможностях приобрести своё жильё

Фото: © Кристина Шнайдер, Наиля Нигматулина

Первое, что удивило на ивенте Ipoteka Day, который организовала BI Group 29 июня в Алматы, — это дети. Малыши ходили за ручку с родителями от стенда к стенду или смотрели на происходящее из колясок. В интерактивных зонах были представлены совместные ипотечные проекты BI с банками, жилищные комплексы стройкомпании и разные варианты приобретения квартир. Оказалось, компания пригласила будущих клиентов на мероприятие, очень предусмотрительно устроив для детей анимацию, ведь встреча проходила в субботу. Пока дети были заняты в игровой зоне, ничто не мешало родителям узнать о новых проектах и условиях компании.

Маленькие гости мероприятия
Фото: © Кристина Шнайдер, Наиля Нигматулина

Первым на встрече выступил директор департамента продаж BI Group Данияр Давлеталиев. Он напомнил, что компания за 29 лет на рынке построила 110 тыс. квартир, а ещё — железные и автодороги, социальные объекты, офисные здания и т. д. Этот опыт позволил строительному холдингу преобразовать сам подход к застройке.

— Как айфоны, наши продукты каждый год эволюционируют, — улыбнулся Данияр. — Если раньше для человека был важен фасад или ландшафтный дизайн, то сейчас мы эту стадию пережили, и для человека важен сценарий жизни. А для этого нужно проектировать не один жилой комплекс, а целые кварталы, чтобы в пяти-десятиминутной доступности были школы, детсады, торговые центры. Именно поэтому мы создаем бигвилли или, иными словами, комплексно осваиваем территорию по 100–200 гектаров, где всё необходимое будет рядом.

Данияр Давлеталиев
Фото: © Кристина Шнайдер, Наиля Нигматулина

Проект бигвилля уже реализован в Астане и внедряется в Алматы — городе, который столкнулся с проблемой моноцентричности, отметил Давлеталиев.

— В рамках развития полицентричного строительства мы строим на западе города комплекс Arena City и Dream City — в восточной части, — уточнил директор департамента.

При проектировании Dream City, как отметил Данияр, архитекторы вдохновлялись идеей барселонских поликварталов. Комплекс разделен на четыре среды: Family. Eco, Art и Tech. Такой подход позволяет учесть потребности разных поколений и сценариев жизни. Парковые зоны, мини-огороды и велодорожки — для Family и Eco; творческие центры, йога, инсталляции — для Art; коворкинги, кофейни, wi-fi на все территории и электросамокаты — для Tech.

Что касается бигвилля у Almaty Arena, то и там предусмотрены парки, школы, торговые центры, медицинский кластер и т. д.

— Наша компания разработала более 1500 стандартов, которые позволяют продумывать каждую мелочь в инфраструктуре, — подчеркнул Данияр.

Настрой на комплексное освоение не означает, что компания отказывается от точечной. Данияр назвал несколько примеров:

  • Life Town — ЖК в районе Mega Alma Ata,
  • Ala Park — на ул. Егизбаева
  • Oner Towers на ул. Тургута Озала.

Все эти комплексы достраиваются, для приобретения доступны всего несколько квартир в каждом.

В заключение Давлеталиев рассказал о перспективных проектах, которые еще только будут запускаться: это ЖК в микрорайоне Таугуль, комплекс около Swiss Hotel, дома на улицах Аскарова и Оспанова и т. д. А о том, как можно приобрести квартиры в любом из перечисленных проектов, уже говорил руководитель по развитию финансовых технологий компании BI Group Нурлан Онгарбаев.

— Если до 2020 года 65% клиентов имели на руках всю сумму для выкупа квартиры, то сейчас их число сократилось вдвое — до 30%, — отметил он. — При этом спрос на ипотеку растет. За пять лет 20 тысяч клиентов купили у нас квартиры, но заявок на ипотеку за это же время мы получили почти 500 тысяч.

Нурлан Онгарбаев
Фото: © Кристина Шнайдер, Наиля Нигматулина

По данным Онгарбаева, проникновение ипотеки среди населения составляет всего лишь 4%, тогда как в развитых странах более 50%. Существующие ипотечные программы подходят далеко не всем: у жителей не хватает средств для первоначального взноса, банк не учитывает дополнительные доходы и отказывает в займе либо ежемесячные платежи слишком высокие. Чтобы не терять этот широкий рынок, в компании приняли решение развивать собственное финансовое направление — BI Finance.

— Мы преследуем три цели. Первая — сделать ипотеку максимально доступной благодаря поддержке наших партнеров — банков. Второе — создавать пакетные продукты, чтобы финансовая нагрузка была как можно ниже. И третья — сделать так, чтобы получить ипотеку было легко и просто путем создания таких продуктов, как «Цифровая ипотека», — сказал Онгарбаев.

Например, для устранения проблемы с первоначальным взносом компания предлагает совместную программу с Отбасы банком «Максат ипотека». Пилотный проект программы успешно сработал в Астане, и в компании планируют масштабировать ее на Алматы и Шымкент. 

— Первоначальный взнос по этой программе — от 20%, ставка — 7% годовых со снижением до 5–3,5%. Есть возможность накопить недостающую сумму первоначального взноса, при этом стоимость квартиры фиксируется на раннем этапе по самой выгодной цене, — раскрыл детали спикер.

Гости мероприятия
Фото: © Кристина Шнайдер, Наиля Нигматулина

Сейчас у BI Group в партнерах пять банков: Отбасы банк, Halyk Bank, Банк ЦентрКредит, Freedom Bank и Altyn Bank.

— Мы планируем перейти с «Цифровой ипотеки» на «Цифровой брокер»: когда клиент подает заявку на ипотеку и получает решение «в одном окне» по всем банкам, все банки дают ответ по расчету ипотеки, — представил ещё одну идею директор по финтехнологиям. — Следующий этап развития — цифровизация клиентского пути: не приходя в офисы продаж, клиент выбирает квартиру, а через калькулятор, интегрированный с банками, делает расчеты, максимально приближенные к банковским. За пять минут получает одобрение, в течение одного дня оформляет сделку. У нас на портале уже оформлено 3000 таких заявок.

В компании также нашли способ снизить долговую нагрузку, предлагая квартиры в чистовой отделке.

— Мы сделали анализ мирового рынка и увидели, что только в странах СНГ квартира предлагается в черновой отделке. Это не совсем правильно, потому что видим, что наши клиенты сталкиваются с трудностями при ремонте: бригады подводят, стройматериалы очень дорогие. Взяв отдельные кредиты на ремонт и технику, жители платят очень высокие проценты — до 40–50% в случае беззалогового кредита, — объяснил Онгарбаев и привел расчет: — Возьмем квартиру в Arena City за 42 млн. Если брать ипотеку через наши банки-партнеры в черновой отделке, платеж будет 250–320 тыс. тенге в месяц, в чистовой — 330–400 тыс. тенге.

Пока компания предлагает квартиры с чистовой отделкой в некоторых ЖК, а «следующим этапом обязательно сделаем с наполнением (техникой) внутри ипотечного продукта», пообещал Онгарбаев.

Разрабатывая собственные финансовые продукты, строительный холдинг предлагает клиентам управляемые графики платежей.

— Обычно платеж по ипотеке растет со временем, но мы в BI Finance за счет нашего фондирования предлагаем «развернуть график»: с наименьшего платежа к наибольшему, так как из года в год растет инфляция и растут доходы казахстанцев, — объяснил руководитель направления финтехнологий. — Если применять наши предложения, в итоге ставка, которая на рынке достигает 19–21%, снижается до 10–11%.

В дальнейшем холдинг планирует через собственную МФО давать рассрочку самостоятельно, охватывая тех клиентов, кто не получает одобрение в банках. Способы разные: уменьшить первоначальный взнос, увеличить срок выплат, учесть дополнительные доходы, изменить график выплат, предлагать рассрочку без переплаты и даже трейд-ин — продажу своего жилья компании в счёт покупки нового.

— Всё это дает возможность нашим клиентам оформлять более доступную ипотеку, чем та, которая есть на рынке, — подвел итог Нурлан Онгарбаев.