Как Чинара Бугимбаева построила империю столовых Qaganat

Бизнесвумен дала интервью YouTube-каналу Forbes Kazakhstan

Фото: © Денис Петрашов

Когда Чинара Бугимбаева открыла первую столовую Qaganat в Алматы, ей было немногим больше 25 лет. Конец 1990-х. «В городе не было ни кафе, ни столовых. Поесть было негде», — вспоминает бизнесвумен. Сейчас ее каганат — ее «империя» — это сеть столовых в трех городах. Что самое важное в масштабировании бизнеса; как общепиту выжить на «диком» рынке аренды; почему бизнесвумен была не против, чтобы сын работал на базе, а дочь мыла посуду в столовой; какими еще бизнесами занимается? Об этом Чинара Бугимбаева журналисту Арайлым Аульбековой в проекте Q&A на YouTube-канале Forbes Kazakhstan.

«Пол в шахматном порядке»

Первая столовая Qaganat появилась в Алматы 28 лет назад — в 1996-м. Идея принадлежит брату бизнесвумен. Он в то время возил иномарки из-за рубежа и, вернувшись из очередного «тура», сказал: нужно открыть такое место без алкоголя и сигарет, где «мы будем кормить людей обычной, простой, домашней едой». «И почему-то он сказал, что пол обязательно должен быть в шахматном порядке (узор — F). Я это запомнила», — рассказывает Бугимбаева.

Кухонные плиты для первой столовой будущая «повелительница империи» взяла у тети, холодильники покупала у бабушек через газету «Караван»: других «маркетплейсов» тогда не было. Договаривалась о цене по телефону — и ехала. Однажды девушки — сама Чинара и ее помощница — на себе спустили с четвертого этажа холодильник «Бирюса». «Так хотелось, чтобы все получилось [со столовой], что даже тяжести казались не тяжелыми», — вспоминает бизнесвумен. За продуктами для столовой она бегала на оптовый рынок и мечтала, что когда-нибудь будет закупать их «коробками, тележками, машинами». «Этот день настал, — говорит собеседница. — Теперь у нас очередь поставщиков, желающих с нами работать».

О масштабировании и «дикой аренде»

Вторая столовая Qaganat открылась в Алматы только через пять лет после первой. Кажется, по современным меркам слишком большой временной промежуток. Но Бугимбаева не жалеет, что получилось именно так: за это время, считает она, ей удалось поставить бизнес на хороший фундамент и превратиться в профессионала.

В какой-то момент бизнесвумен почувствовала: пришло время развиваться. Да и рынок «стал просить» (запрос, считает собеседница, — это основное правило масштабирования). «У нас посетителей было так много, что невозможно было всех покормить. Люди нас просили: откройте еще точки в других районах, — вспоминает она. — А когда родился сын, захотелось подарить ему весь мир. В тот период нас, как я говорю, и понесло».

Qaganat сейчас — это 27 точек в трех городах: Алматы, Астане и Караганде. Ежедневно столовые посещает 25 тыс. человек. До пандемии было больше 30 тыс. в день. Сумму оборота предприниматель называть отказалась, но заметила, что в 2023 году сеть уплатила 1,7 млрд тенге налогов.

На открытие одной столовой, по подсчетам Бугимбаевой, нужно минимально $100 тыс. — под 50 млн тенге. Срок окупаемости — полтора-два года. Но это зависит и от помещения; в Алматы, по словам бизнесвумен, практически нет подходящих под столовые помещений. Например, сама Чинара два года назад арендовала такое, где ремонт пришлось делать с нуля, достраивать. На это ушло 90 млн тенге. Вложения, по расчетам хозяйки сети, окупятся через четыре с половиной года.

Самая большая проблема для бизнеса — аренда. Раньше с этим было проще, стабильности было больше, считает бизнесвумен. «Сейчас какой-то дикий рынок аренды в Алматы. Арендодателям кажется, что «золотые яйца» приносят их стены, а не наша работа. Не хотят заключать договора аренды на десять лет, говорят, давайте на 11 месяцев, не хотите — уходите», — делится она своей болью. И приводит в пример еще один случай из своей практики: Qaganat не согласился на повышение платы в одной из точек и переехал в соседнее здание, где «замучились искать такого стабильного арендатора». А на прежнем месте за два года сменилось несколько «жильцов». Хотя, добавляет Бугимбаева, бывают и исключения — в виде арендодателя, с которым сеть не расстается уже 19 лет.

«Чинара, ваша дочь посуду моет в столовой»

«Долгое время вы были непубличной личностью. Наверное, только в последние годы люди начали о вас узнавать. Как это повлияло на ваши бизнесы?» — спросила ведущая свою гостью. «У меня никогда не было идеи быть непубличной. Просто некогда было, я много работала. Публичность по большому счету никак не влияет. Единственное, сейчас появились соцсети, и это, конечно, классно иметь открытый аккаунт: клиенты могут написать, я всегда знаю, что творится в моих столовых. Это дисциплинирует сотрудников», — улыбается Бугимбаева.

Бизнесвумен поделилась мнением, почему, на ее взгляд, дети не всегда хотят продолжать бизнес своих родителей. «Я считаю, чтобы ребенок захотел заниматься твоим бизнесом, он должен хотя бы слышать о том, что в бизнесе происходит. Помню такую историю. Когда моему сыну было 4,5 года, я пошла за ним в детский сад, а там воспитатели все меня ждут. Оказалось, детей спрашивали, где работают родители. Все дети говорили «на работе». А что делают? «Работают». Мой сын сказал, что его мама работает в столовой. Его спросили, что же она там делает. Сын подумал и ответил: ничего, только кушает и деньги собирает. Просто он всегда был со мной и видел мою работу. Потом, когда вырос, все каникулы работал у меня. Посуду мыл, на базе работал, огурцы закручивал — все делал. Дочь — тоже. Однажды мне звонит какой-то мужчина и говорит: «Чинара, ваша дочь посуду моет в столовой». А что тут такого? Считаю, чтобы у ребенка возникла любовь к родительскому бизнесу, желание им заниматься, он должен вкладывать в него свой труд».

О других бизнесах

Рассказала Бугимбаева и о других своих бизнесах. В 2007 году она открыла детский сад на 100 детей, но не так давно закрыла его. Открыла по двум причинам. «Во-первых, у меня родились дети. Во-вторых, мне было важно, чтобы мои сотрудники могли определить своих детей в безопасный, развивающий сад, и мы могли бы спокойно заниматься бизнесом. Это входило в соцпакет от компании», — говорит собеседница. Частный садик, конечно, был рассчитан не только на детей сотрудников: деток привозили и с ближайших районов, и со всего города. Но в какой-то момент стало понятно: сотрудникам сложно привозить детей из разных районов. «Мы нашли решение, как выйти из этой ситуации, — рассказывает собеседница. — Но садик я решила закрыть. Это не мой основной бизнес. И к тому же, сам по себе это очень сложный и ответственный бизнес».

Сейчас у Бугимбаевой есть еще одно бизнес-детище — спортивный клуб Alan. «Когда мои старшие дети были десятилетними и занимались спортом, в Алматы практически не было залов с профессиональным паркетом (для занятий бальными танцами — F), с вытяжкой. Дети танцевали, например, на чемпионате республики и в обморок падали, так душно было. Это была боль. Мне захотелось построить нормальный спортклуб. Но когда это произошло, моя дочь уже закончила тренироваться в Алматы, уехала за границу и выступает там», — рассказывает бизнесвумен.

В спортклубе есть разные секции: баскетбол, волейбол, танцы, настольный теннис и т. д. Занимаются 600 детей. «Сейчас многие предприниматели строят спортзалы. Это очень радует. Лучше заниматься спортом, чем сидеть в гаджетах», — уверена Чинара Бугимбаева.