Год за два. Какие специалисты будут выходить из колледжей РК после очередной реформы образования?
![](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/6db4e573-3976-4739-85e7-4a8a5f24b7a0.webp)
- На сегодня на законодательном уровне исключена норма об установлении уполномоченным органом сроков обучения в колледжах, - сообщил министр образования и науки Асхат Аймагамбетов на заседании правительства 11 марта. - Планируется сокращение сроков обучения с 3,6 до 2 лет на базе 9 класса и с 2,6 до 1,5 года на базе 11 класса. Колледжи будут регулировать сроки обучения самостоятельно.
Отметим, что в большинстве колледжей сейчас на рабочих специальностях срок обучения 2 года 10 месяцев, на специальностях среднего звена (то, что в советское время называлось «техникум») - 3 года 10 месяцев.
![Когда Казахстан перейдет на 12-летнее образование](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/2c25ea16-34b9-428b-9976-61af6ed760cf.webp)
Когда Казахстан перейдет на 12-летнее образование
Об этом рассказал в понедельник, 15 марта, министр образования и науки Республики Казахстан... →
Законодательству эта реформа не противоречит. Согласно п.1 ст. 30 Конституции, «гражданам гарантируется бесплатное среднее образование в государственных учебных заведениях. Среднее образование обязательно». В п. 2. ст.8 Закона об образовании сказано, что «государство обеспечивает получение гражданами Республики Казахстан бесплатного предшкольного, начального, основного среднего, общего среднего, технического и профессионального образования с присвоением выпускникам рабочей квалификации». Среднее образование — это 11 лет учебы. Таким образом, 9 классов в школе и 2 года в колледже дают необходимый уровень. Правда, если ребенок пошел в школу в 6 лет (а сейчас это очень частый вариант), он закончит колледж и будет готов приступить к трудовой деятельности в 17 лет. Но готов ли рынок труда к 17-18-летним специалистам?
- Почему нет? - ответила вопросом на вопрос Алма Жандаулетова, кандидат экономических наук, директор рекрутингового агентства FMI. - Производственные компании с утра до вечера жалуются, что им не хватает выпускников, которые готовы начать работу. Особенно это касается технических колледжей — за ними очередь стоит, студентов с третьего курса забирают. Выпускники более гибкие, из них можно лепить работника как из пластилина. Кроме того, вчерашним учащимся коллежей можно мотивированно помочь получить высшее образование, что используют многие иностранные компании в рамках обязательной социальной ответственности. Для компании это недорого, а работник «подсаживается на крючок».
С Алмой Жандаулетовой согласна Салтанат Абильтаева, директор по развитию медцентра Gastroclinic.
- Не вижу в этом проблемы. Как частный медцентр, мы, конечно, стараемся брать на работу опытных специалистов, 20-летние будущие медсестры у нас работают только санитарками. Я не вижу особой разницы, будет им 19 лет или даже 18. Вопрос не в этом. Я в целом легко отношусь к тому, чтобы учиться меньше, - отметила она.
По словам Абильтаевой, это новшество идет в русле мирового тренда: и в вузах бакалавриат скоро будут получать за 2,5 года.
![Почему язык обучения в Казахстане выступает одним из факторов образовательного неравенства](https://img.forbes.kz/forbes-photobank/media/2024-06-11/d8b4589f-a706-4f27-81a9-dc8286e328f2.webp)
Почему язык обучения в Казахстане выступает одним из факторов образовательного неравенства
Эксперты констатируют недостаток качественной литературы... →
- Я за то, чтобы убрать общие предметы и оставить глубокую специализацию, то, что нужно для профессии. И я за то, чтобы у студентов была возможность практики. Считаю, поскольку мы живем в такое время, когда нужно постоянно учиться - а медики и учатся всю жизнь - нет проблемы в том, что обучение будет короче. Главное, как будет выстроен учебный процесс, насколько оптимальным будет соотношение теории и практики. Я за интеграцию учебных заведений с бизнесом, чтобы студенты как можно быстрее приходили на предприятия, - сказала она.
Однако у преподавателей оказалось иное мнение. Как отметили кандидат биологических наук, завкафедрой «Туризм и сервис» Гульжан Ерубаева и кандидат филологических наук, завкафедрой «Журналистика и переводческое дело» университета «Туран» Анна Бузело, «главная задача организаций технического и профессионального среднего образования и специализированных профильных колледжей – это теоретическая и практическая подготовка специалистов среднего звена, которые должны знать особенности работы, законодательную базу и другие нюансы профессии. Тогда они будут востребованы в государственных и коммерческих структурах».
- Во всем мире обучение в колледжах такой направленности составляет не менее 3-4 лет. Многие выпускники колледжей желают продолжить обучение в высших учебных заведениях, что позволит им в дальнейшем проявить себя высококвалифицированными специалистами и вырасти по карьерной лестнице. Если уменьшить срок обучения, то это не позволит поступать на сокращенные программы в вузы, поскольку бакалавр должен освоить определенное количество зачетных единиц (кредитов) с учетом изученных дисциплин на предыдущей ступени образования, - объяснили спикеры.
Кроме того, практическое профессиональное образование в колледжах предполагает и развитие личности обучающихся, то есть приобретение ими знаний в социально-экономической сфере, коммуникативных навыков, овладение основами цифровизации технического процесса.
- Поэтому очень важно единство теоретического и практического профессионального образования, функции которого взаимосвязаны и взаимообусловлены. Таким образом, становится очевидно, что сокращение срока обучения может привести к отрицательному эффекту и качество подготовки специалистов может снизиться, - уверены в «Туране».
Что касается готовности рынка труда, то данный вопрос вполне реально решить, так как подготовка в колледже отличается спецификой, методами и способами обучения. Оно должно проходить в тесной связи с производством.
- Ребята могут параллельно учиться и работать, так как учебный процесс может быть совмещен, как это практикуется в рамках дуального подхода, - считают преподаватели. - Кроме того, многие студенты сегодня подрабатывают. Конечно, они могут занимать только определенные позиции. Но именно так набирается опыт, который необходим для продвижения и роста в профессии. Однако сегодня глобальный мегатренд – непрерывное образование. Поэтому рынок труда прежде всего заинтересован в пролонгированной подготовке квалифицированных профессионалов среднего звена.
Оксана Бейсекова, проработавшая преподавателем и завучем в техническом колледже 16 лет, тоже считает сокращение сроков обучения неоправданным.
- Исходя из моего опыта, думаю, для рабочих специальностей оптимально 2 года 10 месяцев. Два года идет школьная программа и теория, а практически весь третий год у студентов практика. Учащиеся идут на предприятие и зачастую остаются там работать. Если убрать целый год, получится, что двухлетнюю школьную программу мы запихнем в один год. Снизится уровень среднего образования в целом. Выпускники лишатся возможности поступить в вуз на сокращенную программу, - отметила она.
Кроме того, если выпускник закончит обучение в 17 лет, вряд ли он с легкостью найдет работу.
- Для работодателя это лишняя головная боль. С 17-летними нельзя подписать договор без их родителей, не в каждый цех можно запустить несовершеннолетнего по правилам техники безопасности, у них ограниченный рабочий день (36 часов в неделю), - указала на ещё один момент Бейсекова.
Да и для самих учебных заведений головной боли будет предостаточно: переписывать учебные планы, сокращать предметы, переоформлять лицензии и т.д.
Однако, скорее всего, этот поезд уже не остановить. В следующем году, судя по всему, некоторые колледжи уже будут принимать студентов на сокращенный срок учебы. Например, алматинский Авиационный колледж планирует срезать один год и учить после 9 класса 2 года 10 месяцев, а после 11-го - 1 год 10 месяцев. Стране нужны рабочие руки прямо сейчас.