Финансовое мошенничество: в РК хотят упростить возврат средств пострадавшим
Антифрод-центр Нацбанка за 10 месяцев работы предотвратил ущерб на 2,5 млрд тенге

Национальный банк Казахстана и Национальная платежная корпорация подвели итоги первого года работы Антифрод-центра Нацбанка. «За 10 месяцев работы предотвращен ущерб на сумму свыше 2,5 млрд тенге, зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов, — подсчитали в пресс-службе НБ РК и детализировали: — Наиболее распространены случаи телефонного мошенничества (22%), лжеинвестирования денег и операций, связанных с «дропперскими» карточками (19%)».
Антифрод-центр продолжит развивать прогнозирование мошеннических схем с использованием искусственного интеллекта и будет интегрирован с базами данных Генеральной прокуратуры и операторов связи, пообещал руководитель цифровой трансформации — советник председателя Нацбанка Бинур Жаленов.
«Эффективная борьба с мошенничеством требует экосистемного подхода. За 10 месяцев работы мы выстроили базовый фундамент — платформу оперативного обмена данными и механизм создания общенациональных серых и черных списков. Предстоит запуск новых этапов развития — сессионного и транзакционного антифрода на базе технологий искусственного интеллекта», — отметил Жаленов.
В рамках развития Антифрод-центра в 2025 году запускается пилотный проект по сессионному антифроду. Это означает анализ поведенческой активности в приложениях участников финансового рынка по большому набору данных, что позволит выявлять и своевременно блокировать мошенничество до факта совершения платежа или перевода, заверяют в Нацбанке. В дальнейшем запланировано внедрение транзакционного антифрода на уровне национальных платежных систем, позволяющего своевременно блокировать мошеннические транзакции на уровне межбанковских операций.
Кроме того, как сказано в пресс-релизе, планируется:
- упростить процедуру возврата средств пострадавшим,
- расширить функционал Антифрод-центра для борьбы с наркоторговлей и незаконным игорным бизнесом,
- ввести регулирование ограниченного доступа к финансовым услугам для лиц, находящихся в базах центра.
Антифрод-центр объединяет банки, правоохранительные органы и операторов связи для борьбы с мошенничеством. К платформе центра по обмену данными подключились банки, платежные и микрофинансовые организации, сотовые операторы, уполномоченные правоохранительные и иные государственные органы — всего более 200 участников. Особое внимание центр уделяет повышению кибергигиены и финансовой грамотности населения.