Финансовое мошенничество: в РК хотят упростить возврат средств пострадавшим

Антифрод-центр Нацбанка за 10 месяцев работы предотвратил ущерб на 2,5 млрд тенге

Фрод, моршенничество, картинка, где человек в костюме догоняет человека с надписью Fraud
За 10 месяцев работы Антифрод-центра зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов
Фото: © Pixabay/Mohamed_hassan

Национальный банк Казахстана и Национальная платежная корпорация подвели итоги первого года работы Антифрод-центра Нацбанка. «За 10 месяцев работы предотвращен ущерб на сумму свыше 2,5 млрд тенге, зарегистрировано свыше 60 тысяч инцидентов, — подсчитали в пресс-службе НБ РК и детализировали: — Наиболее распространены случаи телефонного мошенничества (22%), лжеинвестирования денег и операций, связанных с «дропперскими» карточками (19%)».

Антифрод-центр продолжит развивать прогнозирование мошеннических схем с использованием искусственного интеллекта и будет интегрирован с базами данных Генеральной прокуратуры и операторов связи, пообещал руководитель цифровой трансформации — советник председателя Нацбанка Бинур Жаленов.

«Эффективная борьба с мошенничеством требует экосистемного подхода. За 10 месяцев работы мы выстроили базовый фундамент — платформу оперативного обмена данными и механизм создания общенациональных серых и черных списков. Предстоит запуск новых этапов развития — сессионного и транзакционного антифрода на базе технологий искусственного интеллекта», — отметил Жаленов.

В рамках развития Антифрод-центра в 2025 году запускается пилотный проект по сессионному антифроду. Это означает анализ поведенческой активности в приложениях участников финансового рынка по большому набору данных, что позволит выявлять и своевременно блокировать мошенничество до факта совершения платежа или перевода, заверяют в Нацбанке. В дальнейшем запланировано внедрение транзакционного антифрода на уровне национальных платежных систем, позволяющего своевременно блокировать мошеннические транзакции на уровне межбанковских операций.

Кроме того, как сказано в пресс-релизе, планируется:

  • упростить процедуру возврата средств пострадавшим,
  • расширить функционал Антифрод-центра для борьбы с наркоторговлей и незаконным игорным бизнесом,
  • ввести регулирование ограниченного доступа к финансовым услугам для лиц, находящихся в базах центра. 

Антифрод-центр объединяет банки, правоохранительные органы и операторов связи для борьбы с мошенничеством. К платформе центра по обмену данными подключились банки, платежные и микрофинансовые организации, сотовые операторы, уполномоченные правоохранительные и иные государственные органы — всего более 200 участников. Особое внимание центр уделяет повышению кибергигиены и финансовой грамотности населения.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте