Если вы инвестируете в Казахстан, но не знаете о стране ничего, кроме Бората...

То наверняка будете искать, что пишут о Казахстане не только в официальных буклетах, но и в зарубежных журналах, и каковы оценки состояния инвестклимата в стране
ФОТО: © Depositphotos.com/s_bukley

Как доказательство успеха в привлечении иностранных инвестиций правительство всегда приводит место Казахстана в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business. За последние десять лет страна действительно сделала серьезный прорыв среди 190 стран, поднявшись в рейтинге с 63 места в 2010 году до 25-го в 2020 году.

Рейтинг Doing Business основан на идее дерегулирования и либерализации экономики - чем меньше нормативных актов, тем выше рейтинг страны, что, по мнению Всемирного банка, увеличивает ее шансы на привлечение иностранных инвестиций. Это также способствует развитию и ускоряет экономический рост.

Среди профессиональных зарубежных оценок инвестиционного климата вы наверняка столкнетесь с докладом госдепартамента США, который для американских инвесторов ежегодно проводит оценку инвестклимата более чем 170 стран, включая Казахстан.    

В 2020 году Всемирный банк решил приостановить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business из-за нарушений, допущенных при сборе данных. В марте же 2021 года 361 организация гражданского общества, академических кругов и независимых экспертов из 80 стран подписали открытое письмо в адрес руководства Всемирного банка с призывом положить конец рейтингам и отчетам «Ведение бизнеса».

Причиной этому авторы письма указали, что в рейтинге поощряется политика, которая усугубляет неравенство среди стран, подавляет внутренний совокупный спрос и экономическую диверсификацию в странах и тем самым подрывает легитимность государственных институтов.

Госдепартамент США в ежегодных докладах называет коррупцию, излишнюю бюрократию и произвольное правоприменение, а также высокую долю государства важнейшими проблемами и барьерами для иностранных инвесторов в Казахстане.

Аналогичные проблемы назвала ОЭСР в своем «Обзоре инвестиционной политики Казахстана 2017 года»: взяточничество, фаворитизм и другие формы несправедливого отношения к бизнесу. Кроме этого, ряд секторов в экономике остаются труднодоступными для инвесторов из-за высокой доли государства в экономике (35-40%), несмотря на активную политику либерализации рынка в последние десятилетия.  

Но, самое интересное, рейтинг Doing Business, по признанию самого Всемирного банка, не учитывает наиболее уязвимые и волнующие для бизнеса показатели, такие как коррупция, макроэкономическая стабильность, качество трудовых ресурсов, проблемы безопасности и прочность финансовых систем.

Получается, что правительство в стратегии по привлечению инвестиций практически не учитывает выводы и оценки зарубежных партнеров, довольствуясь лишь местом в рейтинге Doing Business. Скорее всего, поэтому внешняя оценка инвестклимата в стране из года в год и не меняется.

Неким подтверждением этому может стать официальная статистика, показывающая, что объемы внешних инвестиций в стране продолжают формироваться прежде всего за счет интереса к сырьевому сектору, где высокая маржинальность покрывает риски, о которых пишут в своих докладах ОЭСР и госдепартамент США.  

Базовыми отраслями для притока внешних инвестиций всегда были отрасли ГМК, среди которых наиболее предпочтительный сектор — это добыча нефти и газа.

Несмотря на все усилия правительства по привлечению внешних инвестиций в несырьевые сектора и диверсификации экономики, рынок, по-видимому, лучше определяет, куда эти средства направить. Если по объемам инвестиций лидерами остаются отрасли ГМК, то по количеству создаваемых иностранных предприятий в республике лидирует сфера торговли.

По состоянию на 2020 год 42% действующих иностранных предприятий приходятся на торговлю, в обрабатывающем секторе работают лишь 6% всех иностранных компаний.  

Нельзя сказать, что в Казахстане не выстроена работа по привлечению инвестиций. Напротив, необходимые институциональные условия для этого налажены, существует так много стратегических документов и поручений по привлечению инвестиций (см. таблицу), что многие страны позавидовали бы такому изобилию.

Однако эксперты ОЭСР в «Обзоре инвестиционной политики Казахстана 2017 года» указывают на проблему координации внутри правительственных ведомств, даже некую конкуренцию внутри госорганов и акиматов за инвестиции. Кроме того, ОЭСР отметила отсутствие систематической оценки и координации различных госпрограмм по стимулированию инвестиций.

С тех пор прошло почти четыре года, вопросы координации и единого окна были переданы в МИД РК, посольства за рубежом ведут персональную работу по привлечению инвестиций, особенно в обрабатывающие сектора. По данным МИД, в прошлом году в стране введен в эксплуатацию 41 инвестиционный проект с иностранным участием на общую сумму $1,6 млрд с созданием более 7 тысяч рабочих мест.

Поток этих цифр, отчетов и достижений от многочисленных структур по привлечению внешних инвестиций либо упускает, либо уводит нас от сути следующих вопросов:

- почему мы до сих пор в погоне за самыми простыми показателями, ведь привлечь клиента, то есть иностранного инвестора, - одно, нужно его удержать, сделать лояльным клиентом, чтобы он привел других партнеров;

- сколько было создано предприятий с иностранным участием, в каких отраслях, сколько из них закрылось за последние годы и по каким причинам – такого анализа в доступе нет;

- если мы привлекаем в экономику крупную иностранную ретейл-компанию или транснациональный агрохолдинг на льготных условиях, не убиваем ли мы потенциал местных компаний – нужен и такой анализ;

- может ли правовой режим деятельности иностранных инвесторов быть более благоприятным, чем для национальных инвесторов, если да, то в каких случаях;

- почему до сих пор стоит задача привлечь иностранного инвестора любой ценой, ведь пора ставить встречные условия, чтобы инвестиции сопровождались использованием новых технологий и обучением местных кадров – необходимо переходить от количества к качеству инвестиций.

Действующая стратегия привлечения внешних инвестиций, к сожалению, сосредоточена на крупных промышленных инвесторах, которые ограничиваются отдельные проектами. Для этого механизмы господдержки в режиме ручного управления затачиваются под индивидуальные нужды крупного иностранного инвестора, реализующего штучные проекты. 

В любых условиях для инвестора, кроме экономической привлекательности рынка, первостепенно важным является юридический комфорт и сохранность инвестиций: насколько эффективно они смогут защитить свои права и вложенные средства.

Казахстану важно давать инвесторам правильные сигналы, ведь треть налоговых поступлений в государственный бюджет Казахстана приходятся именно на компании с иностранным участием. Важно и другое - качество инвестиций и учет национальных интересов.

Поэтому госресурсы не должны быть направлены только на погоню за инвестпроектами, а назначенные структуры должны анализировать ситуацию с инвестклиматом и заниматься его улучшением, чтобы потенциальный инвестор убедился, что в казахстанский рынок можно инвестировать долгосрочно, что здесь инвесторы защищены, и для этого проводятся реальные реформы, о которых пишут ОЭСР, госдепартамент США, ООН и др.

Результаты исследования Всемирного банка в «Докладе о глобальной инвестиционной конкурентоспособности», опубликованном в 2020 году, также подтверждают критичность этих тезисов.

Авторы исследования провели опрос 2400 руководителей компаний - иностранных инвесторов, в 10 странах (Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Таиланд, Турция и Вьетнам), объемы инвестиций которых составил $400 млрд, и где занято порядка 1 млн сотрудников.

Инвесторы отметили (9 из 10 респондентов) следующие три фактора как наиболее существенные при принятии решения об инвестировании в страну:

- благоприятная политическая среда;

- стабильные макроэкономические условия;

- благоприятные режимы регулирования.

Согласно исследованию, ключевые элементы стабильной политической среды включают сильные институты, равные условия игры и предсказуемую политику. Макроэкономическая стабильность также имеет жизненно важное значение, поскольку она сосредоточена на реализации пруденциальной политики, обеспечении независимости центрального банка и оптимизации налогово-бюджетной политики.

Получается, правила игры для инвесторов везде одинаковы. Либо мы играем по этим правилам, либо закрываем на это глаза, довольствуясь штучными проектами, но без особых перспектив.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Популярное
Выбор редактора
Ошибка в тексте