Эксперты оценили стоимость планируемых к приватизации казахстанских НПЗ
За сколько можно продать Атырауский и Павлодарский НПЗ
Агентство по защите и развитию конкуренции (АЗРК) опубликовало утвержденный список из 473 компаний, которые планируется выставить на приватизацию. В числе объектов оказались ТОО «Атырауский нефтеперерабатывающий завод» (АНПЗ) и ТОО «Павлодарский нефтехимический завод» (ПНХЗ), которые принадлежат АО «НК «КазМунайГаз».
Приватизацию планируется провести в 2028 году через прямую адресную продажу, открытый двухэтапный конкурс или электронный конкурс.
Эксперты уже обсуждают возможную стоимость активов. Так, в Telegram-канале PACE указывается, что реальная стоимость АНПЗ составляет около $1 млрд.
«С учетом факта, что его будут предлагать к приватизации, лучшее, что могут получить — это $500 млн за 100% пакета», — говорится в информации.
Другой эксперт — основатель телеграмм-канала «Байдильдинов. Нефть» Олжас Байдильдинов — считает, что указанные активы трудно назвать привлекательными для инвесторов. По его словам, динамика финансовых показателей ПНХЗ и АНПЗ лишь усиливает сомнения в их рыночной стоимости.
Так, чистая прибыль ПНХЗ по итогам 2024 года снизилась примерно до 20 млрд тенге против порядка 50 млрд тенге годом ранее.
«Если оценивать, что ПНХЗ стоит, например, не меньше, чем $1 млрд, если вычесть его долговые обязательства и так далее, то в любом случае получается, что вложенные инвестиции в этот завод будут окупаться где-то 15 лет», — заявляет эксперт.
Аналогичная ситуация, по его словам, наблюдается и на Атырауском НПЗ, который в 2024 году заработал около 30 млрд тенге чистой прибыли.
«Если Атырауский завод оценивать, то он будет стоить не больше $500−600 млн», — отмечает Байдильдинов. По мнению эксперта, ключевая проблема — это техническое состояние заводов.
«Эти заводы не в лучшей форме, они периодически ломаются. КМГ, на мой взгляд, утратил компетенции по эксплуатации таких заводов. Если посмотреть, то количество поломок, простоев и так далее, оно довольно велико. КМГ, как головная компания, не дает разбивки в отчетности. Во всяком случае, я не встречал, сколько было затрачено на различные внеплановые ремонты. Атырауский НПЗ периодически штрафуют за нарушения экологии», — говорит Байдильдинов.
Однако главной причиной низкой привлекательности казахстанских НПЗ он считает не только их состояние, а регуляторную среду. Рынок нефтепродуктов в стране, по его словам, перегружен государственным регулированием: контролируются тарифы на транспортировку, переработку, логистику и конечные оптовые цены. Учитывая, что в Казахстане цена на бензин АИ-92 составляет около 40 центов за литр, а среднемировая стоимость этого топлива находится в районе 60 центов — 1 доллара, экономический стимул для инвестора минимален.
«По хорошей цене их никому не продадим. Два наиболее вероятных покупателя — российские компании либо китайские. Потому что западным компаниям либо каким-то компаниям из Ближнего Востока наш рынок малоинтересен, потому что перерегулирован. Если бы была нефтедобыча и объемы экспортные, то было бы интересно», — поясняет он.
Несмотря на это, эксперт поддерживает идею приватизации: «Я все равно сторонник продажи этих активов, причем целиком, потому что для экономики в целом содержание этих активов и для «КазМунайГаза», как для компании, которая вышла на IPO и предложила свои акции, эти активы вряд ли можно назвать привлекательными. Вероятнее всего, на их ремонты, обслуживание, модернизацию и так далее, тратится больше, чем они зарабатывают чистой прибыли», — считает Олжас Байдильдинов.
Напомним, что в настоящее время в Казахстане действует еще один НПЗ — Шымкентский нефтеперерабатывающий завод. Ранее в Министерстве энергетики РК рассказывали, что ведется работа по подготовке Концепции развития нефтеперерабатывающей отрасли до 2040 года. Тогда заместитель директора департамента транспортировки и переработки нефти Талгат Макуов сообщал, что целесообразным является реализация проектов расширения действующих НПЗ и строительства совмещенных НПЗ и НХК.