Доставка без мопедов: клиенты жалуются на задержки, сервисы проблемы отрицают

За апрель в Казахстане было зарегистрировано 18,6 тыс. мототранспортных средств

Фото: © Unsplash/Nurulloh A.A

До 5 апреля 2025 года в Казахстане все мопеды должны были пройти регистрацию как транспортные средства. В последние дни перед наступлением дедлайна в автоЦОНах наблюдался ажиотаж — мопеды регистрировали десятками, водители сетовали на задержки с выдачей номеров. Так как эти «мини-мотоциклы» активно используются курьерами на доставке, неудивительно, что сервисы доставки стали испытывать трудности в работе. Соцсети запестрели жалобами на долгую доставку, а то и отмену заказов.

Мы решили спросить у компаний, занимающихся доставкой, как они справились с ситуацией, но получили уклончивые ответы.

Так, пресс-служба Wolt поделилась данными, что «после вступления в силу нового закона 5 апреля количество активных курьеров на мопедах в Алматы сократилось более чем на 30%». Однако, отметили в пресс-службе, «за последние несколько недель ситуация начала улучшаться: всё больше курьеров, которые получили водительские удостоверения и зарегистрировали свои транспортные средства». Восстановление числа курьеров на дорогах заняло примерно четыре недели, подсчитали в компании.

«По словам курьеров-партнеров, основной причиной стало то, что водители не могли получить государственные регистрационные номера из-за длинных очередей, а также нехватки номерных знаков для регионов 05, 02, 13 и 17», — сообщила пресс-служба Wolt.

В Glovo заверили, что «компания начала готовиться к вступлению в силу нового закона, касающегося мопедов, задолго до его принятия». «Мы реализовали комплекс мер по информированию и поддержке курьеров: проводили консультации, отправляли напоминания и запускали мотивационные программы. Это позволило смягчить потенциальное влияние новых требований на операционные показатели», — говорится в ответе на запрос.

Большинство курьеров Glovo заранее получили водительские удостоверения и зарегистрировали свои транспортные средства, сообщает пресс-служба. «Те, кто не успел это сделать по разным причинам, продолжили сотрудничество с платформой, перейдя на другие типы доставки — автомобиль, велосипед, электровелосипед, самокат или пеший формат», — добавили в Glovo.

В компании подчеркнули, что «общее количество активных курьеров на нашей платформе не снизилось — напротив, по итогам апреля мы зафиксировали рост».

«Что касается времени доставки, в апреле мы действительно зафиксировали незначительное увеличение. В Алматы оно выросло на 2,5% по сравнению с мартом, составив в среднем 40–41 минуту. Однако это изменение не является критичным и укладывается в рамки сезонных колебаний, — отмечает пресс-служба. — При этом следует отметить, что на данный момент мы не наблюдаем роста количества отмен заказов или увеличения жалоб со стороны пользователей. Благодаря достаточному числу активных курьеров на платформе заказы доставляются вовремя».

В компании Yandex Kazakhstan порекомендовали «вопросы отправить непосредственно в таксопарки», объяснив это тем, что «зачастую мопеды курьерам сдают именно они и по этим вопросам могут дать какую-то информацию». Последовать совету компании было бы затруднительно — только в Алматы 58 сертифицированных таксопарков — партнеров «Яндекс Go».

В октябре 2024 года были приняты поправки в закон «О дорожном движении» и Административный кодекс, которые приравняли мопеды к механическим транспортным средствам. Это означало, что водители мопедов должны зарегистрировать свои транспортные средства в полиции, получить номерной знак, пройти техосмотр, приобрести страховку (ОГПО), а также иметь права категории А1, А или В.

Необходимость поправок власти объяснили тревожной статистикой по ДТП с мопедами. Так, в 2024 году только в Алматы произошло 1084 ДТП с участием мопедов, в которых 1098 человек получили травмы, а 17 погибли. Регистрация мопедов, по мнению специалистов, должна помочь навести порядок на дорогах и снизить число аварий с участием мопедов.

По данным Бюро нацстатистики, в апреле количество зарегистрированных мототранспортных средств составило 18,6 тыс. единиц.