Чему не учат в бизнес-школе

Девять вещей, без которых никак нельзя

Гарвард, Уортон или моя alma mater, школа Стерн при Нью-Йоркском университете – все они дают великолепное образование. Однако не стоит забывать, что реальный бизнес – это нечто большее, нежели столбцы ведомости.

Итак, запомните:

1. От добра добра – все-таки ищут. Одно из самых трудных решений, которое приходится принимать бизнесменам – это отказ от соблазнительного желания зафиксировать прибыль немедленно. Но именно этим порой приходится заниматься для того, чтобы сохранить лицо.

2. Пока тебя не приняли на работу в «Голдман Сакс», забудь все, что знал о финансах. «За двенадцать лет работы в уважаемых компаниях, – говорит мой сокурсник, финансовый директор одного из подразделений крупной промышленной фирмы, – мне всего несколько раз приходилось рассчитывать величину какой-нибудь внутренней нормы доходности или дисконтированного денежного потока». Он добавляет: «В реальности корпоративные финансы не имеют ничего общего с тем, чему тебя учат в школе. Работа заключается в том, чтобы мыслить за всю компанию в целом – нужно уметь разбираться в самых разных вопросах и быть в состоянии объяснить любое решение».

3. Не обольщайтесь насчет своих финансовых моделей. Очень часто люди в бизнесе полагаются на модель, где прибыль ожидается спустя 15-30 лет. Стоит ли так далеко загадывать? Мы в школе оперировали максимальным сроком в пять лет, разумно полагая, что все остальное – уже из области фантастики.

4. Требуйте невозможного, и постарайтесь выполнить. Пообещать по минимуму, а потом с легкостью перевыполнить план – подобная тактика может сработать на селекторном совещании с аналитиками Уолл-стрит («Дженерал Электрик», превратила ее в целое искусство за годы под руководством Джека Уэлча). Однако эта стратегия может не сработать, когда нужно по-настоящему расширять бизнес (или элементарно составить платежную ведомость). Иногда требуется откусить больше, чем теоретически сможешь прожевать.

5. Если вокруг вас дураков нет, стало быть, дурак – это вы. Еще один мой сокурсник, большой любитель покера, говорил: «Чтобы облапошить человека, нужно первым делом вытащить его из привычной среды. Ни в коем случае не позволяйте этого делать. Размещайте свой капитал по понятным вам правилам. И почаще захаживайте на Home games – хорошо развивает интуицию».

6. Пока никто не запишет проект «на себя», толку не будет. Большинство людей засиживаются на работе допоздна вовсе не потому, что спят и видят, как бы обогатить акционеров. Они делают это, потому что это их личное дело. Вот почему всем проектам нужны лидеры. Не те, что бьют себя в грудь и раздают руководящие указания, а те, что готовы рискнуть своим креслом в случае, если проект прогорит.

7. Извольте выражаться яснее. Чем прозрачнее речь, тем сильнее уважение аудитории, особенно если речь касается подчиненных. А для того чтобы выражаться яснее, нужно в первую очередь досконально знать предмет. Исключите из речи жаргонные словечки и «умные» слова – если вдруг ваша презентация в PowerPoint по какой-то причине содержит слово «имманентный» – немедленно вырежьте его и больше не вставляйте. (Что касается недопустимого бизнес-жаргона, то отсылаю вас к статье «The Most Annoying Business Jargon» на forbes.com).

8. Бизнесмены тоже люди. Человеческая жизнь состоит из страданий. У сотрудников, что ни день, то неприятности, они вечно ноют, это, увы, неизбежно. Поэтому время от времени все-таки интересуйтесь, как у них дела – и когда они начнут рассказывать, постарайтесь сделать вид, что вам это действительно интересно. Это не стоит ни цента, но помогает поднять дух и укрепить доверие.

9. Бизнес должен идти от души (по крайней мере, на начальной стадии). Как говорил еще один мой сокурсник, ныне управляющий собственной компанией по производству одежды: «До тех пор пока кто-либо по той или иной причине не доверит тебе свой основной капитал, ты будешь похож на лосося, плывущего вверх по течению мелкой реки».