Бизнесмены Татишев и Баккулов высказались о переводе часов
Один рассказал о проблемах, вызванных переводом стрелок, а другой предложил решение проблемы
«Мы перевели время работы завода с 8:00 по 17:00. Но это не сильно помогает, потому что уже в 16:00 сумерки, приходится включать свет на заводе, — рассказал своим подписчикам в Facebook основатель и владелец Алматинского вентиляторного завода Марат Баккулов. — А свет теперь надо переделывать, дежурное бьет по глазам. Рабочие устают, упала производительность труда и вырос брак. Значит, больше переделок и, соответственно, убытков. Переделать свет — тоже потери и уже прямые. Так и хочется сказать «предлагателям»: сначала хоть просчитайте последствия, а уж потом решения принимайте».
Бизнесмен рассказал, что рассматривал вариант перевести начало рабочего дня на заводе на 7:00, а окончание — на 16:00. «Думал об этом, но есть проблемы, — написал в Facebook Баккулов. — У нас в стране высокая рождаемость, у большинства моих сотрудников дети школьного и дошкольного возраста, а, значит, их водят и возят в садики и школы. И в 7:00 мало кто захочет приезжать, проще сменить место работы, что и сделала часть моих, когда перевели [начало рабочего дня] на 8:00. Процентов 20 просто уволились. А в 7:00 в итоге работать некому будет на заводе, и дело не в тех, кто любит поспать. Дети тут важнее».
Бизнесмен описал и другую проблему: большинство компаний работает с 9:00, клиенты АВЗ и банки — тоже с 9:00 до 18:00. «Ограничив время работы до 16:00, рискуем остаться без заказов, — сетует Баккулов. — Пробовали разделить офис и производство по времени — одни с 9:00, другие с 8:00. Возникли проблемы, потому что снабжение перестало получать своевременно информацию от производства, как и бухгалтерия, и отдел продаж. Возник перекос».
Таким образом, по словам главы АВЗ, перевод часов принес много проблем для предприятия, «производящего продукцию на 500–800 млн тенге в месяц».
«Хотя мне кажется, им до нас пофиг, ведь [нефтяным] качалкам световой день не нужен, — рассуждает Баккулов, видимо, имея в виду чиновников, принявших решение о переносе времени. — Но если Трамп выполнит свое обещание и уронит нефть до $40, может, и мы станем нужными, и будет важно наше мнение».
Мыслями о переносе времени в Казахстане со своими подписчиками в Instagram поделился совладелец и председатель совета директоров Kusto Group Еркин Татишев. «Наша планета вращается, и благодаря этому у нас есть день и ночь. Чтобы организовать время по всей Земле, ее поделили на 24 часовые зоны: каждый час — это 15° долготы. Время отсчитывается от нулевого меридиана, который проходит через город Гринвич в Англии, и так мир договорился измерять время, — написал бизнесмен. — В нашей стране ситуация с часовыми поясами могла бы быть проще и удобнее. Западные области находятся примерно на 46-м меридиане, что по мировым стандартам попадает в пояс UTC+4. Восточные регионы ближе к 87 меридиану, что соответствует UTC+6. А регионы в центре — примерно между 60 и 75 меридианами — относятся к UTC+5. Получается, что для нашей страны естественно иметь три часовых пояса: один для западных областей, другой — для центральных и третий — для восточных. Это логично и удобно, потому что тогда время соответствует тому, где находится солнце в небе».
Татишев рассуждает: если всё время переводить на один час вперед, как это сделали недавно, это создает проблемы. «Это приводит к большему расходу электроэнергии, а значит, и к повышению счетов за электричество. Оценки показывают, что такая потеря электроэнергии в масштабе страны может составлять от 2 до 5 миллиардов киловатт-часов в год! Это очень много, — заверяет бизнесмен. — Выгода от перехода на постоянное зимнее время очевидна. Люди будут жить по естественному ритму дня и ночи, экономя электроэнергию и деньги на оплате счетов. Например, в Алматы зимой солнце будет садиться около 17:00, а летом — около 21:30. Так люди смогут больше времени проводить при естественном свете, особенно летом, когда закат будет поздним.
Бизнесмен приходит к выводу: если вернуться к постоянному зимнему времени и установить три часовых пояса, то это поможет сэкономить деньги, лучше использовать природный свет и снизить потребление электроэнергии. «Мы будем жить более гармонично с природой, а страна станет экономить энергоресурсы — это выгодно всем», — заключил Татишев.