Антон Долин: Я на стороне зрителей

Очередным гостем Forbes Club стал кинокритик Антон Долин

Антон Долин
Антон Долин
Фото: © Таир Жаканов

Как известно, каждая встреча Forbes Club отличается особой атмосферой, которую задает приглашенный спикер. 27 ноября гости, интересующиеся кинематографом, стали свидетелями по-настоящему жаркой беседы казахстанского режиссера Ермека Турсунова и известного кинокритика Антона Долина. Спикеры обсудили основные тренды в индустрии с позиции двух сторон: тех, кто делает кино, и тех, кто его смотрит.

Антон, я где-то читал, что тебя спрашивали про твои любимые фильмы. И твой список, конечно, включает мастеров вроде Тарковского, Германа, Бондарчука. Но неожиданно там оказался фильм Спилберга — приключенческая картина об Индиане Джонсе. Это немного выбивается из общей линии. Почему ты включил ее в свой список? – поинтересовался у гостя Турсунов.

— Ермек, на самом деле, это вполне сознательный выбор, — ответил Долин. — Мне кажется, когда мы составляем списки лучших фильмов в истории, мы часто лицемерим, забывая о корнях кино как искусства. Как известно, кино — единственный изначально развлекательный вид искусства. И это нужно учитывать. Если мы составляем списки лучших фильмов, где только медитативные, сложные, авторские работы (многие из которых я сам глубоко люблю), но совершенно игнорируем развлекательное кино, то мы просто отрицаем саму природу кинематографа. Да, кино — это Тарковский, Озон, Бергман. Но кино — это также Чаплин, Гайдай, Спилберг.

Ермек Турсунов
Ермек Турсунов
Фото: © Таир Жаканов

К примеру, для меня Спилберг — фигура особенная. Он не революционер вроде Кубрика, но он великий гуманист. Человек, который способен говорить с миллионами зрителей и при этом не терять человечности. Лично я с ним не был близко знаком, но в одном из интервью он произвел на меня сильное впечатление своей простотой и невероятной способностью к коммуникации. Эта черта есть и в его фильмах. Миллионы людей смотрят его работы не из-за маркетинга, а потому что он умеет рассказывать истории, которые волнуют и трогают абсолютно всех.

На самом деле в фильмографии Спилберга десяток шедевров, которые можно поставить в один ряд с лучшими картинами мировой истории. Это «Список Шиндлера», «Челюсти», «Близкие контакты третьей степени». Понимаешь, искусство многогранно. Развлечение — это такая же часть искусства, как философия или метафизика. И Спилберг доказал, что даже развлекательное кино может быть глубоким, человечным и по-настоящему великим.

Фото: © Таир Жаканов

Не кажется ли тебе, что современное кино в большинстве случаев «дебилизирует» людей?

— Ермек, я думаю, что если человек уже дебил, то кино само по себе ничего не улучшит и не ухудшит. Искусство — вообще странная штука. Чем выше его уровень, тем больше оно предлагает форм взаимодействия. Кино само по себе — это просто образы на экране. Они не могут быть виноваты ни в добре, ни во зле. Виноваты или ответственны те, кто интерпретирует эти образы, использует их для своих целей. По сути фильмы — это инструмент, всегда зависящий от человека, который им пользуется. Создатели фильмов могут даже не понимать, как их работы будут восприняты. Они просто делают свое дело, зарабатывают. В этом нет ничего плохого. А вот те, кто трактует фильмы, те, кто их использует для оправдания действий или идей, — вот они и влияют на общество. Все всегда сводится к осознанному выбору. Ничего не происходит само собой. Каждый раз это чей-то выбор. Это касается как первого свидания, так и глобальных событий.

Фото: © Абай Жанаев

На мой взгляд, особенно на постсоветском пространстве все-таки разрушен баланс. Раньше все было понятно: есть развлекательное кино, а есть авторское, серьезное. Сейчас все смешалось: шоу-бизнес поглотил кино, и кажется, что самого кино, в том смысле, каким оно должно быть, уже не осталось. Ты видишь это как глобальную проблему?

— Это заблуждение, которое я называю «эффектом музея современного искусства». Вот смотри: люди обожают классические музеи вроде Лувра, потому что там все отобрано временем. Ты заходишь в зал, видишь «Мону Лизу», картины Рубенса или Рембрандта, и у тебя нет сомнений — это шедевры. А по факту — зона комфорта, ведь за тебя уже все выбрали и утвердили как великое.

Теперь представь музей современного искусства. Там все иначе: ты видишь инсталляции, абстрактные картины, странные объекты, и у многих возникает ощущение, что это вообще не искусство. Но лишь потому, что фильтр времени еще не сработал. Пройдет сто лет, и из этих «непонятных» работ останутся лишь те, которые станут шедеврами. Их наши потомки будут считать классикой.

Антон Долин
Антон Долин
Фото: © Таир Жаканов

То же самое и с кино. Люди говорят: раньше было лучше, сейчас все испортилось, сплошная развлекуха. Я, к примеру, совершенно не согласен с тем, что авторское кино умирает. Наоборот, прошлый год показал, что оно не просто живо, а способно быть на вершине прокатных рейтингов. Давай посмотрим на два самых успешных фильма прошлого года: «Барби» Греты Гервиг и «Оппенгеймер» Кристофера Нолана — трехчасовой, отчасти черно-белый, мрачный фильм оказался главным хитом кинопроката. Да, это крупнобюджетные студийные проекты, но их суть — в авторском подходе. Грета Гервиг пришла из независимого кино: ее первый фильм участвовал в Берлинском кинофестивале. А Нолан еще в начале своей карьеры стал победителем Роттердама. Оба режиссера несут в свои работы индивидуальность, и это чувствуется. Эти фильмы уникальны, они сделаны с авторским почерком и глубоким пониманием темы. Более того, «Дюна» — это ведь авторский фильм: он медленный, сложный, интеллектуальный — и это привлекает людей.

Вот почему я считаю, что никакого упадка нет. Кино продолжает меняться, а авторское кино находит свою аудиторию. Бывают годы с несколькими шедеврами, бывают менее яркие. Но процесс создания великих картин в разных жанрах не останавливается.

Фото: © Абай Жанаев

Антон, а как ты, будучи кинокритиком, смотришь кино? Вот я, к примеру, всегда обращаю внимание на то, как выставлен свет, как камера работает, как сцена выстроена. Невольно цепляюсь за эти вещи. Думаю, это профессиональная привычка. Ты тоже анализируешь технические моменты?

— Существуют две категории людей: те, кто делает кино, и те, кто его смотрит. Вот ты — безусловно, из первых. Ты создаешь кино и поэтому видишь его иначе, с точки зрения ремесла. Твой подход к оценке фильма — как у профессионального врача. Знаешь, бывает, врач уже не видит красоту женщины, так как рассматривает лишь какие-то физические характеристики тела.

Фото: © Таир Жаканов

А я, скорее, из тех, кто смотрит. Я на стороне зрителей. Они ведь не думают о том, как выставлен свет или как камера движется. Им важно, что они почувствовали, о чем задумались. Именно поэтому я стараюсь смотреть кино, как они. Вот здесь начинается самое интересное. Хорошее кино часто нарушает правила. Помню, как один сценарист яростно возмущался, что «Левиафан» Звягинцева незаслуженно получил награду за лучший сценарий в Каннах. Он даже написал целый список: сценарий должен быть таким-то и таким-то, а здесь все не так. А знаете, за что наградили «Левиафан»? Да за то, что он нарушил эти самые правила. Искусство — это всегда выход за границы привычного, за красные линии. Без этого не будет настоящего творчества.

Я выделяю три этажа восприятия. Первый этаж — эмоции. Мы идем в кино, чтобы смеяться, плакать, бояться - что угодно, лишь бы не скучать. Второй этаж — мысли, то, что остается после просмотра. А третий этаж — удивление (больше нужен мне как кинокритику). Это момент, когда я вижу что-то, чего раньше никогда не видел. Это может быть что угодно: неожиданный актер, странный угол камеры, нестандартный сценарный поворот. Главное — чтобы это было новым. Для меня важно сохранить зрительскую наивность, не превращать каждый фильм в объект профессионального анализа. Потому что мои заказчики — зрители, а они всегда приходят за эмоциями, и зачастую им неважно, насколько точно были соблюдены нормы кинопроизводства.

Фото: архив пресс-службы

Мероприятие поддержали:

  • ForteBank,
  • Pernod Ricard Kazakhstan с брендом Chivas,
  • Компания БАТ КТ,
  • Bayou Villas.
Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Выбор редактора
Ошибка в тексте