Антикор выявил коррупцию на всех этапах строительства и ремонта дорог в РК

Многоступенчатая система контроля тоже работает неэффективно

Фото: © pexeks.com/Cihan Çimen

Под руководством председателя Агентства по противодействию коррупции Асхата Жумагали прошло межведомственное совещание по вопросам устранения коррупционных рисков в дорожной сфере. Как сообщают в ведомстве, прошло оно 23 октября, но информацию об этом агентство разместило на своих порталах только 29 октября. Как сообщает пресс-служба Антикора, участие в мероприятии приняли министр транспорта Марат Карабаев, представители Высшей аудиторской палаты, агентств по стратегическому планированию, защите и развитию конкуренции, министерств финансов, промышленности и цифровизации, НПП «Атамекен», местных исполнительных органов.

По данным Антикора, за последние пять лет на дорожную отрасль затрачено более 6 трлн тенге, но состояние дорожной сети вызывает нарекания со стороны населения.

«За 2023–2024 годы в госорганы поступило более 20 тысяч жалоб граждан на низкое качество автомобильных дорог. Общественность это связывает с коррупцией. Только с начала текущего года агентством зарегистрировано 24 уголовных дела в этой отрасли», — сообщили в Антикоре. 

В агентстве доложили, что внешний анализ показал наличие системных коррупционных рисков «на всех этапах строительства и ремонта дорог, начиная с планирования и заканчивая контролем и содержанием».

«Уже на первоначальном этапе неправильно определяются проблемные участки, ремонтируются дороги, на которых недавно проводились работы. При проектировании смету искусственно завышают за счет излишних объемов работ и материалов. Контракты нередко заключаются с подрядчиками без опыта и ресурсов, с одного источника или в условиях картельного сговора. Никем не контролируется привлечение субподрядных организаций», — сказано в сообщении Антикора. 

По данным агентства, свою недостаточность показала и многоступенчатая система контроля. Как уточняют в Антикоре, «заключения Национального центра качества дорожных активов о выявленных дефектах необязательны для исполнения, а технадзор выполняет свои функции формально».

«Не в полной мере используется потенциал Казахстанского дорожного научно-исследовательского института для развития отрасли. Вместо проведения прикладных научных исследований и внедрения инноваций институт занимается разработкой нормативной документации. Отсутствие контроля за внедрением новых технологий, недостаток квалифицированных кадров и сложная нормативно-правовая база также влияют на качество автодорог», — считают в Антикоре. 

Усугубляет проблему, как считают в агентстве, и недостаточная цифровизация. Так, за последние 10 лет на развитие информсистем потрачено 16 млрд бюджетных средств, однако, как говорится в сообщении, «до сих пор не разработана цифровая карта дорог».

По итогам анализа агентством подготовлено свыше 90 рекомендаций по устранению коррупционных рисков в этой сфере. Предложены меры по пересмотру функционала экспертизы проектов и института технического надзора, переориентированию КаздорНИИ на разработку востребованных инновационных технологий, научно-техническому сопровождению крупных дорожных проектов, усилению полномочий Национального центра качества дорожных активов, а также созданию цифровой карты дорог», — перечислили в антикоррупционной службе.