Вселенная супергероев

2650

Как казахстанка стала сооснователем платформы, обеспечивающей доступ к качественному образованию людям из разных стран и сообществ

Алина Байменова
Алина Байменова
Фото: © Irfan Mehmood Khan

Идея создания международной сети, которая объединила бы людей и организации, задействованные в сфере образования, возникла у группы энтузиастов в 2020 году, в период пандемии.

«Сначала мы организовали общественную инициативу, форум, у которого на первых порах даже названия не было, но была цель помочь семьям получить доступ к качественному образованию для детей, к ресурсам для занятий онлайн. В начале 2021 года мы зарегистрировались как EdHeroes, с тех пор направления нашей работы внутри образовательной тематики расширились, наше движение объединило 270 000 человек из 135 стран, у нас 13 хабов – прямых партнеров из числа организаций, через которые мы реализуем свои проекты», – рассказывает 26-летняя участница рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan Алина Байменова, стоявшая у истоков создания образовательной платформы EdHeroes.

Участие в социальных и благотворительных проектах стало частью ее жизни очень рано. Когда Алина училась в седьмом классе Haileybury Almaty, в школу приехала делегация из United World College of South-East Asia (UWC SEA), чтобы выбрать учеников, которые продолжат обучение в Сингапуре. Папа, инженер по специальности, и мама, получившая образование в экономике и психологии, занимались собственным бизнесом и с опаской отнеслись к тому, что 14-летняя дочь поедет на учебу в другую страну. Сама Алина тоже не слишком хотела оставлять родной город и друзей, но все же подала заявку, особо не рассчитывая на успех, написала тестовые задания и… прошла отбор.

Неслучайная случайность

Сегодня Алина уверена, что учеба в Сингапуре – одна из лучших вещей, которые произошли в ее жизни. В программе UWC SEA большое внимание уделяется вовлеченности учеников в социальные инициативы, улучшающие жизнь сообществ. Вместе с товарищами по школе юная алматинка участвовала в проектах, нацеленных на обеспечение доступа к чистой питьевой воде и канализации для людей, живущих в труднодоступных районах Таиланда, на помощь людям с ментальными особенностями; хорошую службу сослужило и подростковое хобби – вместе с другими учащимися сингапурской школы Алина вязала одеяла для детей из Африки.

В 2016 году девушка поступила в Университет Торонто, вскоре параллельно с учебой начала работать помощником преподавателя, в том числе помогала русскоязычным студентам из постсоветских стран. Получив двойной диплом в области физики и истории искусств, некоторое время не могла определиться с дальнейшей карьерой – была стажером в архитектурном бюро в Нью-Йорке, пробовала себя в консалтинге. В поисках себя так или иначе возвращалась к социальным проектам: несколько лет подряд участвовала в деятельности tGELF, международной организации в области образования и молодежного лидерства со штаб-квартирой в Индии. Вместе с коллегами они представляли правительству Индии проекты в области устойчивого развития, «зеленого» строительства, производства экологичных продуктов и образования.

Фото: © Артём Рассолов

Тема обеспечения доступа к качественному образованию вышла на первый план во время пандемии. Алина вспоминает, что детей по всему миру перевели на домашнее обучение, образовательные функции поневоле взяли на себя семьи, но родители, независимо от социального статуса и страны проживания, пребывали в состоянии полной растерянности. Глава крупной образовательной структуры, работающей в 60 с лишним странах, точно так же, как любой родитель, деятельность которого не связана со сферой образования, не представлял, как организовать учебный процесс для своих детей. Так что группа молодых людей, исполненных решимости обеспечить доступ к образованию, поначалу сформировалась довольно стихийно, как ответ на вызов времени.

Кто ты, мой новый герой?

По словам собеседницы, выяснилось, что многие образовательные инициативы в разных странах делали полезные и правильные вещи, но в рамках закрытых групп и сообществ, не догадываясь о том, что в соседней стране, возможно, реализуется похожий проект и объединение усилий и опыта могло бы пойти на пользу каждой из сторон. Миссия EdHeroes заключается в том, чтобы повышать доступность и качество образования для людей любого возраста и в конечном итоге помочь в создании поколения самостоятельных, талантливых и жизнерадостных людей.

В октябре 2021 года в Индонезии состоялся онлайн-форум EdHeroes Asia, на котором выступили 18 спикеров из 65 стран – представители государственного сектора, предприниматели, селебрити. В сообщество героев от образования стали вовлекаться все новые люди. Настоящий EdHero, поясняется на сайте платформы, верит, что образование начинается с семьи, что можно повлиять на образование и тем самым изменить мир к лучшему. Он готов инициировать перемены в образовании, вкладывать время, идеи и другие ресурсы, чтобы изменить образование к лучшему, оказывать через образование положительное влияние на сообщества. Подписав представленный на сайте текст манифеста, участники EdHeroes Network соглашаются вести деятельность, направленную на обеспечение равного доступа к образованию и на повышение его качества. EdHero могут стать как отдельные люди, так и организации.

«Люди – это наш главный ресурс и главный объект приложения усилий, но мы сами, по сути, небольшая структура и не можем указывать руководству целых стран, как решать проблемы в образовании. К тому же нам довольно сложно работать с государством напрямую из-за формальностей, долгих процедур. Поэтому мы работаем в партнерстве с организациями, которые у себя в регионах занимаются образовательными проектами, они более гибкие и зачастую так или иначе уже сотрудничают с государством, имеют налаженные связи с госструктурами, так что нам не нужно выстраивать их с нуля», – объясняет Алина.

По ее словам, критерии для отбора потенциальных партнеров довольно жесткие. Недостаточно просто подать заявление – прежде чем дать добро на вхождение в число партнеров, члены консультационного совета изучают деятельность организации, знакомятся с отчетами и информацией о ней, представленной в медиа, – словом, собирают полное портфолио. Одним из главных критериев при выборе партнерской организации является личность лидера. В его роли не всегда выступает первый руководитель, но это должен быть сотрудник, которому искренне интересно то, что делают EdHeroes, человек, разделяющий ценности сообщества и имеющий амбиции для их реализации, по-настоящему заряженный идеей позитивных перемен в образовании.

Главная ценность

В прошлом году EdHeroes получили право сертифицировать деятельность образовательных организаций, запустили программу для подготовки лидеров и начали работать над созданием коллабораций с другими лидерскими программами, чтобы педагоги и другие специалисты в сфере образования совершенствовались в профессиональном плане и развивались как личности. Летом прошлого года на офлайн-форуме EdHeroes в Малайзии Алина говорила про коллаборативную филантропию – тренд будущего, связанный с объединением ресурсов, направляемых на благо общества.

Фото: © Артём Рассолов

На лето нынешнего года намечен еще один онлайн-форум EdHeroes – Cultural Heritage in Education. 24-часовая трансляция объединит партнеров EdHeroes по всему миру, ожидается участие представителей Всемирного банка, организации Teach for All, Queen Rania Teacher’s Academy и других организаций и структур. Как отмечает Алина, тематика конференции выйдет за рамки культурного наследия и затронет актуальный для современного общества вопрос: как сочетать глобализацию с сохранением национальной идентичности. «С точки зрения образования здесь тоже есть над чем задуматься. Например, представителям коренных племен, проживающих в дождевых лесах Амазонии, важно обеспечить доступ к такому образованию, которое было бы релевантно для «большого» мира, но не стирало бы их национальную идентичность. Похожие проблемы актуальны в разных уголках планеты, включая Центральную Азию. Баланс между национальным и глобальным очень тонкий, его трудно найти, но сделать это необходимо», – уверена собеседница.

Национальные традиции, особенности менталитета и уклад жизни, говорит со­основательница EdHeroes, во многом задают тематику для образовательных проектов. Программа Girls Camp Yogyakarta, реализуемая совместно с одной из самых известных представительниц королевской семьи Индонезии и при финансовой поддержке последней, нацелена на поддержку образования для девочек. В Камеруне в рамках проекта School on Wheels учителя приезжают в населенные пункты, где нет школ, и дают уроки местным детям. Такой подход позволяет обеспечить доступ к обучению, оставаясь в рамках оптимальных затрат, несравнимых с теми, что требуются для строительства школ. Проблемы в разных странах очень разные, и невозможно сказать, что одна более значима, чем другая. В Европе EdHeroes делают упор на образование в вопросах культуры: греческая молодежь, например, должна знать о богатейшем культурном достоянии своей страны и его роли в мировой истории.

Оценить результаты работы «героев» позволяет так называемая теория изменений – перечень критериев, установленных для оценки результатов работы в разных возрастных группах и разных направлениях деятельности проекта. «У нас есть опросники, мы берем интервью у членов попечительского совета, у людей, задействованных в наших мероприятиях, чтобы понять, насколько эффективна работа. Если эффекта нет, нужно менять подход. У EdHeroes очень разные направления деятельности, и каждый из героев находит то, что подходит ему лучше всего, откликается в душе, начинает общаться с единомышленниками, получает новые знания и навыки», – рассказывает Алина.

Финансовую поддержку проект получает через разные каналы, в том числе через корпоративных спонсоров, филантропов, ангельских доноров. В отдельных странах находить спонсоров, готовых поддержать определенные инициативы, помогают партнеры, но в целом, отмечает собеседница, финансирование очень сильно зависит от стран и проектов. В Казахстане EdHeroes договорились о партнерстве с Quantum STEM School. С прошлого года в числе партнеров платформы в регионе появилась NICE Kyrgyzstan – организация, занимающаяся вопросами развития образования в этой стране, уже планируются совместные проекты. «Не знаю, в чем причина, но наша деятельность в Казахстане не так активна, как в Кыр­гызстане. Возможно, из-за того, что большую часть своей взрослой жизни я провела за пределами родной страны, в Казахстане удалось выстроить не так много личных контактов и надеюсь, что благодаря участию в рейтинге «30 до 30» Forbes Kazakhstan я смогу восполнить этот пробел», – делится планами Алина.

По крайней мере, одно полезное знакомство она уже может записать себе в актив. Участница «30 до 30» 2022 года Гульназ Корданова в 2020 году основала инициативу Connect-Ed, деятельность которой также нацелена на обеспечение равного доступа к образованию, а годом ранее – неправительственную организацию Teach for Qazaqstan, часть глобальной сети Teach for All, работающей в партнерстве с EdHeroes. Имея много общих знакомых в разных странах мира, соотечественницы раньше не знали о существовании друг друга. «Мир тесен, и, если верить теории шести рукопожатий, два любых человека на земле разделены не более чем пятью уровнями общих знакомых. Я буду рада завести больше полезных знакомств на родине, чтобы EdHeroes более активно показали себя и в Казахстане», – улыбается Алина.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить