В «Казаэронавигации» не раскрывают, сколько зарабатывают на транзитных рейсах

13123

Зарубежные авиакомпании стали больше использовать воздушное пространство Казахстана

ФОТО: ans.kz

В 2022 году иностранные авиаперевозчики, в том числе российские, стали значительно больше использовать воздушное пространство Казахстана – в том числе из-за закрытого в определенной части России неба. В РГП «Казаэронавигация» признают: перенаправление части потока воздушного движения на территорию Казахстана из-за российско-украинского конфликта позволило в первом полугодии 2022 года (данных за полный год пока нет) увеличить доход от аэронавигационного обслуживания. Однако сколько именно госпредприятие заработало на «транзитных пассажирах», не раскрывают.

Тарифы утверждены

Как уже ранее объясняли в «Казаэронавигации», предприятие не берет роялти за пролёт над территорией Казахстана, поскольку страна ратифицировала Конвенцию о международной гражданской авиации. Это относится и к российским, и к зарубежным авиакомпаниям.

Вместе с тем РГП получает плату от перевозчиков за аэронавигационное обслуживание (АНО). Услуги аэронавигации, за исключением аэронавигационного обслуживания международных и транзитных полетов, относятся к естественным монополиям, поэтому тарифы на АНО по внутренним рейсам определяет Комитет гражданской авиации. Тарифы на АНО по международным рейсам – совершаемым и иностранными, и казахстанскими авиакомпаниями, – устанавливает само предприятие.

Называть ставки в «Казаэронавигации» не стали и предложили редакции ознакомиться с ними в сборнике аэронавигационной информации, что мы и сделали. Так, действующие с 23 февраля 2023 года тарифы на АНО для иностранных пользователей, осуществляющих международные полеты в воздушном пространстве РК, составляют от $51 до $96 за 100 км. Сбор рассчитывается по определенной формуле и зависит от максимальной взлётной массы и пройденного воздушным судном расстояния. В районе аэродрома, то есть в зоне взлета и посадки, тариф – $5 за одну тонну максимальной взлётной массы. Сбор зависит от этого параметра.

Большой секрет

По данным «Казаэронавигации», количество транзитных полетов иностранных авиакомпаний (без учета российских) над территорией Казахстана за последние пять лет изменилось следующим образом:

  • в 2018-м – 93,7 тыс.;
  • в 2019-м – 89,6 тыс.;
  • в 2020-м – 59,7 тыс.;
  • в 2021-м – 64,9 тыс.;
  • в 2022-м – 124,2 тыс.

Российские авиакомпании, напомним, использовали воздушное пространство Казахстана так:

  • в 2018-м – 37,4 тыс.;
  • в 2019-м – 42,3 тыс.;
  • в 2020-м – 17,2 тыс.;
  • в 2021-м – 34,8 тыс.;
  • в 2022-м – 152,9 тыс.

Forbes.kz планировал узнать, стали ли иностранные авиакомпании, в том числе российские, больше летать через Казахстан в 2022 году из-за «авиационных запретов» в России и Европе. 24 февраля 2022 года, после начавшихся в Украине военных действий, «Росавиация» приостановила работу 11 аэропортов на юге и в центральной части России. Они оставались закрытыми в течение всего 2022 года.

И в то же время Россия и Евросоюз закрыли друг от друга небо. Еврокомиссия применила полный запрет на использование воздушного пространства ЕС российскими авиакомпаниями в качестве санкционной меры. Примеру ЕС последовала Канада, а Великобритания ввела санкции против российского «Аэрофлота». В ответ «Росавиация» запретила авиакомпаниям из 36 стран, включая страны ЕС и Канаду, использовать воздушное пространство России без специального разрешения «Росавиации» или МИД РФ.

Мы попросили РГП уточнить: какое количество международных рейсов иностранные и российские авиакомпании совершили через территорию Казахстана без конечной цели в Казахстане. Однако в «Казаэронавигации» отказались давать расшифровку: «Информация о структуре выполненных авиакомпаниями рейсов в воздушном пространстве Республики Казахстан и в районе аэродрома является информацией с ограниченным доступом», – написали нам в ответ.

Еще один большой секрет

Называть сумму, которую РГП заработало на аэронавигационном обслуживании (особенно интересны цифры за «взрывной» 2022 год), в «Казаэронавигации» также отказались, сославшись на то, что «данные о размерах поступлений от авиакомпаний за оказанное предприятием аэронавигационное обслуживание являются информацией с ограниченным доступом».

Однако информация о доходах «Казаэронавигации», в том числе от аэронавигационного обслуживания, приводится в отчетах предприятия об исполнении утвержденных тарифных смет. Эти отчеты редакция нашла на сайте РГП. В них приведены совокупные суммы – и по регулируемым, и по нерегулируемым услугам. По запросу Forbes.kz в «Казаэронавигации» обозначили долю доходов от нерегулируемых услуг, то есть за АНО международных рейсов иностранных и казахстанских авиакомпаний. Однако уточнить, сколько именно получено от «иностранцев», а сколько – от совершающих международные полеты «казахстанцев», в РГП отказались, вновь используя хорошую знакомую формулировку: «Это информация с ограниченным доступом».

Цифры, которые есть

На основе данных из отчетов РГП и той ограниченной информации, которую предприятие предоставило по запросу, можно получить представление о доходах «Казаэронавигации» от АНО в целом – за обслуживание внутренних и международных рейсов. А также о том, сколько предприятие получило совокупно от иностранных и казахстанских авиакомпаний за АНО международных рейсов (то есть в общем за нерегулируемые услуги).

  • В 2019-м: доход от АНО – 75,9 млрд тенге (плюс 18% за год), в том числе по нерегулируемым услугам – 72,9 млрд тенге, или 96% от общей суммы.
  • В 2020-м: доход от АНО – 50,5 млрд тенге (минус 33% за год), в том числе по нерегулируемым услугам – 48,1 млрд тенге, или 95% от общей суммы.
  • В 2021-м: доходы от АНО – 71,4 млрд тенге (плюс 42% за год), в том числе по нерегулируемым услугам – 67,8 млрд тенге, или 95% от общей суммы.
  • В I полугодии 2022-го: доходы от АНО (по предварительным расчетам) – 44,2 млрд тенге (плюс 51% по сравнению с I полугодием 2021-го), в том числе по нерегулируемым услугам – 42,5 млрд тенге, или 97% от общей суммы.

Проседание доходов в 2020 году связано с пандемией коронавируса, увеличение их в 2021-м – с восстановлением авиасообщения. Рост доходов от АНО в первом полугодии 2022 года объясняется в отчете РГП «закрытием ростовской зоны воздушного пространства Российской Федерации и перенаправлением части потока воздушного движения на территорию Республики Казахстан». Как это повлияло на годовой доход «Казаэронавигации» от АНО, пока не известно: «Данные о финансовых показателях [за полный 2022 год] находятся в процесс сбора и обработки», – сообщили в РГП.

Игроки – новые и «улетевшие»

Ежегодно «Казаэронавигация», согласно ответу самой компании, обслуживает более 600 иностранных авиаперевозчиков. В 2022 году некоторые зарубежные авиакомпании перестали использовать казахстанское воздушное пространство, некоторые, наоборот, – начали им пользоваться. Так, по данным РГП, летать через Казахстан перестали Thai Airways (Таиланд), Singapore Airlines (Сингапур), Qantas Airways (Австралия), Virgin Atlantic (Великобритания), Vietnam Airlines (Вьетнам). Это связано с закрытием воздушного пространства России и Европы, уточнили в «Казаэронавигации».

Вместе с тем использовать воздушное пространство Казахстана в 2022 году стали две японские авиакомпании. Это All Nippon Airways (ANA) и Japan Airlines.

«Иностранные авиакомпании используют воздушное пространство Казахстана при выполнении транзитных полетов из Европы в Юго-Восточную Азию, кроссполярных полетов через Северный полюс из Индии и арабских стран в США и Канаду, из России в страны Средней Азии, Ближнего Востока, – рассказали в РГП. – В 2022 году транзитные полеты по новым направлениям стали осуществляться из аэропортов Европы в города Японии и Юго-Восточной Азии (Токио, Сеул, Шанхай, Пекин, Гонконг)».

РГП «Казаэронавигация» учреждено правительством РК, управление им осуществляет Комитет гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить