Почему цифровые платформы не угрожают традиционному бизнесу

13567

Активно развивающийся платформенный сервис весьма популярен у населения: там дешевле, удобнее, разнообразнее. За платформами – будущее, и их нужно поддерживать

ФОТО: архив пресс-службы

Мы уже привыкли покупать продукты, заказывать такси, бронировать билеты и гостиницы с помощью цифровых платформ. По оценкам Oxford Internet Institute, более 160 млн поставщиков услуг в мире работают в качестве независимых подрядчиков в экономике онлайн-платформ. И плюсов у такой деятельности немало.

IT-компании, создающие платформы для работы этих удобных сервисов, вкладывают в них огромные средства, выводя из тени целые отрасли и поддерживая своих партнеров. Большинство стартапов нацелено на то, чтобы их продукт стал платформой и сотрудничал со множеством бизнесов.

Платформы не угроза, а здоровая конкуренция

Платформы продолжают менять структуру рынка труда, экономических и бизнес-процессов. Чтобы стать таксистом или курьером и получать ежедневный доход, достаточно зарегистрироваться на одной из платформ. Это и возможность дополнительного гибкого заработка, а, значит, и метод борьбы с безработицей.

Согласно оценке Министерства труда и социальной защиты населения, в Казахстане трудятся около 500 тысяч платформенных работников, но точную цифру никто сказать не может.

Кайрат Калиев
Кайрат Калиев
ФОТО: архив пресс-службы

– Можно смело утверждать, что цифровые платформы или маркетплейсы довольно активно развиваются в Казахстане. Если спросить любого городского жителя, какими сервисами он регулярно пользуется, наверняка прозвучат такие платформы, как «Яндекс», Kaspi, InDrive, Wolt, Choco. Сама суть бизнеса не меняется, с развитием технологий лишь устраняются барьеры и неэффективные посредники, которые замещаются маркетплейсами или иными цифровыми сервисами. Всё это ведет к снижению стоимости услуг для потребителей и к увеличению выручки участников рынка за счет его расширения, –  говорит эксперт по развитию цифровых экосистем Кайрат Калиев.

С ним солидарна и советник министра цифрового развития и аэрокосмической промышленности Асель Молдабекова. По ее мнению, цифровые платформы в Казахстане развиты более чем достаточно и они никак не являются угрозой традиционному бизнесу, а, наоборот, создают здоровую конкуренцию и стимул для развития.

– «Яндекс», Kaspi и другие платформы произвели революцию на рынке Казахстана, и это хорошо. Осталось только урегулировать социальные и налоговые отчисления, а это вопрос времени, – уверена она. – Как таковых опасений по поводу платформ у регуляторов нет. Если говорить о нас как о цифровом министерстве, мы понимаем, что за платформами будущее.

Сейчас всё в мире становится дешевле, но не в ущерб качеству, просто выигрывают лучшие в плане соотношения «цена – качество» производители и поставщики услуг. А лузеры постепенно уходят просто потому, что пользователи их не выбирают.

Платформы, связывающие заказчика напрямую с исполнителем, на это и нацелены. Они обеспечивают прозрачность и подотчетность деятельности участников рынка, существенно сокращают издержки взаимодействия и повышают степень открытости во внутриотраслевой конкуренции. Как следствие, повышается качество товаров и услуг, а цены снижаются.

Еще 50 лет назад весь мир был аналоговым, сейчас же повсюду остается цифровой след. Ту же поездку в такси легко отследить.

Подозрения в закрытом ценообразовании несостоятельны

– Сам факт активного развития платформ по всему миру говорит о том, что регуляторы довольно адекватно воспринимают их в качестве нового типа посредников. Мой опыт по большей части связан с довольно зарегулированным рынком новых финансовых технологий, и даже там существует практика так называемых регуляторных песочниц, которые дают стартапам большие послабления и преференции в регулировании, – делится Кайрат Калиев. – Как правило, регуляторы больше всего озабочены защитой прав потребителей, а также безопасностью личных данных пользователей платформ. Из недавних таких историй можно отметить ситуацию с компанией Amazon, которая столкнулась с обвинениями регуляторов США и некоторых стран Евросоюза в злоупотреблении доминирующим положением. Пришлось объясняться, и пока не всех регуляторов им удалось убедить.

ФОТО: архив пресс-службы

Но подобное происходит не по причине самой природы цифровых платформ. Это может случиться в любой сфере, где появляется доминирующий игрок.

Платформы в Казахстане становятся значимой частью экономики. Естественно, кто-то недоволен их развитием – это традиционный бизнес, потребители и продавцы, привыкшие к отсутствию конкуренции.

Непонимание приводит к недовольству. Например, покупая некачественный товар на том же маркетплейсе Kaspi, люди ошибочно думают, что он и должен нести за это ответственность. Но это не так. Кто-то до сих пор считает «Яндекс Go», Uber, InDrive таксопарками, но это всего лишь платформы, которые хотят сделать жизнь лучше и проще.

Традиционным предприятиям платформы открывают новые возможности аутсорсинга для выполнения целого ряда задач, и это благотворно сказывается на их организационной эффективности.

Они неустанно собирают и анализируют данные, поднимая хозяйственную деятельность, ценообразование, доступность товаров и услуг на уровень, недоступный традиционному бизнесу. И то, что действующие законодательные практики не охватывают эти процессы, не значит, что перед нами гигант-монополист.

Подозрения в закрытом ценообразовании несостоятельны, потому что стоимость услуг устанавливается внутри отрасли. С комиссиями маркетплейсов ситуация, да, новая, понимание нормы еще не сложилось. Если считать со дня «рождения» Uber, платформам всего около десяти лет.

Но они максимально основаны на правилах рынка, на балансе спроса и предложения. Выбирает потребитель – по стоимости услуг, и исполнитель – где лучше условия. Если сервис поставит чрезмерную комиссию, к нему не пойдут исполнители, упадут заказы, и в конечном счете он проиграет.

Новую экономику надо регулировать с помощью «мягкого права»

По сути, цифровые платформы – не очередной хайповый тренд, а гибкий и саморегулируемый рынок, инструмент реальной трансформации отраслей в пользу более справедливой и прозрачной конкуренции. Они способствуют снижению себестоимости и расширению рынка.

Деятельность платформ и так регулируется действующим законодательством. Но есть вопросы, которые требуют дополнительной проработки, учитывая специфику цифровых сервисов – например, социальные отчисления, о которых и говорит Асель Молдабекова. И для этого регуляторам надо сосредоточиться не на претензиях, а на сотрудничестве с платформенными игроками с целью эффективного регулирования таких вопросов. Простое закручивание гаек ни к чему хорошему не приведет. Ошибочное излишнее регулирование может нанести серьезный вред развивающимся цифровым экосистемам и противоречить основным целям политики по цифровизации экономики, следует воздержаться от принятия дополнительного регулирования. При этом мягкое право в виде рекомендаций и саморегулирования цифровых платформ может помочь надлежащему балансу между инновациями и конкуренцией. Государственные органы могут информировать цифровые платформы о том, чего от них ждут, а какие действия нежелательны, совместно вырабатывать механики функционирования рынков. И тут важен прямой диалог с цифровыми платформами, которые могут стать удобными партнерами.

Главное в итоге – интересы потребителя, а он сегодня, несмотря на имеющиеся претензии к качеству обслуживания, активно выбирает удобные для себя цифровые платформы.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить