Как адаптировать методологию под аналитические процессы

7452

Эксперт Ирина Пилявская - о карьерном пути и том, как адаптировать Scrum под аналитиков

Ирина Пилявская
Ирина Пилявская
ФОТО: Ирина Максимова

Аналитик работает напрямую с продактами, бизнес-оунерами и менеджерами. Поэтому очень важно правильно организовывать его работу и грамотно планировать решение всех задач, чтобы он мог оперативно отвечать на запросы бизнеса. Иначе вы рискуете столкнуться с нарушениями сроков и переработками. Изначально Scrum создавался под команды разработки. Как его адаптировать под аналитические процессы - рассказала эксперт Head of Analytics в «Тинькофф» Ирина Пилявская.

Ирина, как начался ваш путь в аналитике?

- Я закончила университета ИТМО по профессии «бизнес-аналитика» и устроилась на позицию data-miner. Это совсем не то, на что я училась, но я понимала, что готова ещё учиться, лишь бы работать в комфортной для себя среде. Когда появилась возможность уйти в «Кошелёк» [мобильное приложение «Тинькофф»], я присоединилась к его команде. Там я начала знакомиться с продуктовой аналитикой и поняла, что это стык эмпатии, технологий и статистики.

Считаете ли вы как аналитик, что людям вашей профессии нужно профессиональное образование?

- Что вообще считать профессиональным образованием: исключительно университет или еще и образовательные курсы? Я считаю, не важно, откуда ты черпаешь информацию, если ты умеешь это делать. Конечно, если вы хотите уйти в хард-аналитику, то вам нужна хорошая база. Я как работодатель не стала бы рисковать и брать человека, который её не имеет. Продуктовому аналитику для старта нужно уметь базово обращаться с данными, писать на SQL и иметь продуктовое мышление. Тут важны именно софт-скиллы.

Вы часто выступаете с докладами на конференциях, расскажите, из каких артефактов состоит scrum и как их адаптировать под специфику работы аналитика?

- Scrum состоит из нескольких артефактов, в работе я использую их все, но немного иначе, чем это задумывалось для команд разработки. Рассмотрим подробно каждый из артефактов.

1.  Постановка задач. Лучше создавать открытые чаты и избегать коммуникаций в личных сообщениях. Это позволит сделать нагрузку на аналитика прозрачной и не допустить давления на сотрудника.

2.  Проработка и оценка задачи. Аналитик самостоятельно прописывает решение задачи на основе вводных от заказчика.

3.  Планирование спринта. Аналитику приоритезирует задачи бизнес-лид - он лучше всех понимает важность их результатов.

4.  Daily. Еженедельная встреча, которая позволяет команде аналитиков сохранять единое инфополе и синхронизироваться по планам на день.

5.  Retro. Это встречи аналитика и заказчика или команды аналитики внутри себя. Мы открыто обсуждаем, что нам нравится, а что нет.

6.  Demo. На этом этапе мы презентуем самые интересные задачи друг другу и заказчикам. Это вдохновляет нас и мотивирует заказчиков уходить от рутины.

7.  Вбрасывание в спринт. Если задача берется в спринт, другая должна быть из него выброшена. Главное правило: ближайший срок - завтра.  

Имея такой опыт, вы можете судить и о трудностях вашей работы. Сталкивались ли вы с давлением на аналитиков?

- Конечно. Так как аналитик работает с людьми и их запросами, на него можно надавить. Заказчики могут торговаться за ресурсы на задачу, а аналитику сложно сказать «нет», когда его просят в личных сообщениях. Поэтому если кто-то просит взять задачу в спринт, это должно быть публично, чтобы аналитик не чувствовал свою вину за то, что что-то не успел.

Как вы создали свой подход к адаптации scrum?

- Я выстраивала этот подход постепенно, решая конкретные проблемы, которые возникали у команды. Многие следуют методологии дословно, не понимая, для чего нужен каждый ее элемент. Это тот случай, когда процесс становится давящей бюрократией ради процесса. В моем подходе я вижу, как быстро и легко приживаются процессы, как они удобны и команде аналитиков, и менеджерам вокруг нас.

В каких проектах вы использовали этот подход?

- Впервые все вышеобозначенные процессы построения работы я внедрила в приложении «Кошелёк». Мы взяли в основу все артефакты scrum, но использовали их таким образом, чтобы избавить аналитиков от рутины, невозможности сказать «нет» и нарушения дедлайнов. Затем я повторила этот позитивный опыт в «Тинькофф».

Что изменилось в «Кошельке» и «Тинькофф» после введения методологии?

- Менеджерам стали понятны сроки и работа команды аналитики, а у аналитиков пропало ощущение, что им никогда не справиться с объемом работ. После введения моей адаптации, в команде появилось ощущение законченности работы и похвала за нее. С появлением сторипоинтов у задач появилась условная валюта. Стало проще обосновать, почему задачу пора автоматизировать и сравнить ресурсы на автоматизацию с тем, сколько времени уходит на регулярное ее выполнение.

В «Кошельке» вы также разработали рекомендательную систему маркетплейса, которая улучшила выпуски скидочных карт на 20%. Расскажите, как это было?

- Я сегментировала аудиторию приложения по ее портретным характеристикам и набору карт, которые есть у этих пользователей. Стал очевидным тот факт, что между предпочитаемыми картами и тем, к какой портретной группе относится пользователь, есть определенная зависимость. Так я построила свой рекомендательный алгоритм, который сразу дал большой буст в выпуске новых карт.

Думали ли вы в начале своего пути, что сможете стать экспертом в своей области и создать свой подход к адаптации процессов для аналитиков? 

- Есть такое качество у людей, когда они понимают, как адаптироваться к общению с кем-то. Это софт-скиллы, которые кому-то даны. У меня это было, к тому же я по образованию системный аналитик со склонностью к оптимизации процессов. Когда я наняла команду, то поняла, что через процессы могу решить проблемы не одного человека, а целой команды.

Среди ваших достижений есть участие в хакатоне TeamForce, в марте 2022 года вы были избраны комиссией в качестве члена жюри. Как вы считаете, почему выбрали именно вас?

- У меня есть большой опыт управления командой, организации процессов. Я знаю и понимаю, как работает IT, поэтому меня выбрали в качестве члена жюри по кейсу о создании системы учета метрик для оценки эффективности работы специалистов.

На хакатоне вы оценивали работу профессионалов в сфере IT и делились своей экспертизой. Какие инсайты вы получили благодаря этому опыту?

- Я почерпнула для себя то, что команды обладают свежим взглядом на индустрию. Многие из участников сейчас внедряют в свои проекты ML для того, чтобы избежать сложных расчетов. Благодаря их кейсам я познакомилась с инструментами, которые позднее взяла себе в работу

Расскажите о своих планах. 

- Последние несколько лет я больше погружалась в аналитику бизнес-показателей и принимала участие в стратегическом планировании. Сейчас у меня есть желание сильнее закрепиться в этой области. И дальше развивать аналитическое комьюнити, расширять представление об аналитике и о том, какой она должна быть. Также я планирую продолжить вести подкаст и запустить свой блог.

Сабина Абасова

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить