Берик Битабаров: «Казахтелеком» внедряет технологии с потенциалом постоянного совершенствования

25429

В их числе - проекты по запуску сетей пятого поколения, переход на оптоволокно и цифровизация сельской местности

Берик Битабаров
Берик Битабаров
ФОТО: архив пресс-службы

В конце апреля на заседании правительства премьер-министр страны Алихан Смаилов заявил, что с начала года в кабмин поступило почти пять тысяч жалоб от граждан по вопросам связи и информатизации, причем их львиная доля касалась низкой скорости интернета в населенных пунктах. Отметим, что эту проблему еще до критики со стороны главы правительства неоднократно поднимал и крупнейший телеком-оператор страны АО «Казахтелеком», главный директор по операционной эффективности которого Берик Битабаров рассказал о том, как компания собирается устранять эти недостатки.

В конце апреля стало известно, что казахстанские власти намерены улучшить качество интернета в Казахстане с помощью нацпроекта «Доступный интернет», на реализацию которого в ближайшие пять лет хотят выделить порядка 560 млрд тенге. Цель проекта - обеспечить население и бизнес доступом к интернету со скоростью не менее 100 Мбит/с. В соответствии с этим же нацпроектом к 2027 году 75% городов республиканского значения и 60% областных центров будут обеспечены технологией 5G – по словам Берика Битабарова, «Казахтелеком» будет активно участвовать в реализации данной программы, одновременно реализуя собственные проекты, дополняющие нацпроект. К ним, в частности, относится перевод абонентов с медных сетей на оптико-волоконный аналог, увеличивающий скорость передачи данных в сотни раз и гарантирующий бесперебойность сигнала в отличие от меди. Но, по словам спикера, у «оптики» есть еще одно преимущество: она позволяет варьировать технологии на единожды построенной инфраструктуре, наращивая скорость передачи данных.

Берик Абдимажитович, многие эксперты говорят о том, что основные претензии городских абонентов компании по скорости фиксированного интернета и качеству сигнала связаны с использованием медного кабеля, а кардинально решить эту проблему можно с помощью перевода клиентов на оптику – так ли это? В прошлом году на оптику целиком был переведен целый моногород Курчатов в области Абай, а как обстоят дела с этим проектом в целом в стране?

- Да, как показывает практика, стоит нам перевести абонента, грубо говоря, с меди на оптику, как нарекания с его стороны значительно уменьшаются. Не скажу, что исчезают совсем – такого «счастья» ни в одной сервисной компании никогда не будет, но именно в части качества сигнала и соответствия заявленной скорости они сходят практически к нулю. Поэтому в настоящее время нашей компанией ведется разработка общесетевого проекта по переводу всех городских сетей в республике с меди на оптику по технологии GPON на период до 2029 года, включая районы частной застройки, где оптические сети пока мало распространены. Сразу отвечу на вопрос о том, почему такой долгий срок – до 2029 года: во-первых, мы далеко не везде можем сразу получить разрешение на прокладку оптики, во-вторых, надо учитывать масштабы проекта: мы планируем охватить переключением на оптику 510 тысяч абонентов ADSL и 1 млн 55 тысяч абонентов фиксированной телефонии.

Если учесть, что всего по Казахстану абонентов ADSL насчитывается 1 млн 012 тыс., а абонентов телефонии – 1 млн 655 тыс., то очевидно, что речь идет о работе с более чем 50% нашей клиентуры. Это за год-другой ни физически, ни финансово осуществить невозможно, тем более что этот проект мы осуществляем исключительно за счет собственных средств компании. В это же время, пока разрабатывается наш большой общесетевой проект, мы на месте не стоим – как вы правильно заметили, мы в прошлом году сделали Курчатов полностью «оптическим» городом, уже начали работу по переводу медных сетей на оптические в пяти городах страны – в Астане, Алматы, Туркестане, Жанаозене и Аксае. Одновременно вновь сдаваемые в эксплуатацию дома мы сейчас стараемся сразу «садить» на оптику, подтягивая свои магистральные сети к ним еще на этапе строительства. Так что эта проблема постепенно решается – может быть, не так быстро, как хотелось бы всем нашим абонентам, но достаточно оперативно, исходя из реальной ситуации.

Здесь надо еще пояснить, что, переводя нашу магистраль и клиентов на волоконно-оптический кабель, мы делаем большой задел на годы вперед с точки зрения существования в стране инфраструктуры, подходящей для тех технологий, которые будут использоваться в дальнейшем. Скажем, сейчас самым передовым инструментом в подключении абонента считается технология GPON, но мы понимаем, что надо уже присматриваться к предоставлению услуг широкополосного доступа по технологии 10G-PON с использованием оборудования, которое дает возможность предоставления доступа в интернет со скоростью до 10 Гбит в секунду, что позволит улучшить качество сервиса для наиболее требовательных клиентов. И та кабельная инфраструктура, которую мы сейчас создаем под GPON, «потянет» и 10G-PON, и другие новинки в этом секторе.

С городом разобрались, а чего ждать селу? Из утверждений тех же экспертов, оптика для каждого отдельного домохозяйства в сельской местности – слишком дорогое удовольствие и для компании, и для абонентов, которым так или иначе придется возмещать инвестиции в сеть. Какие технологии — альтернативы оптике для повышения скорости и улучшения качества есть в арсенале «Казахтелекома» для использования их в сельской местности и какая работа будет проводиться компанией в данном направлении в этом году?

- В качестве основного альтернативного технического решения для предоставления услуг доступа к сети интернет в сельской местности на период до 2029 года рассматривается технология беспроводного широкополосного доступа (БШПД) по технологиям 3/4G на базе сетей мобильных операторов, позволяющих обеспечивать скорости, существенно превышающие возможности медных сетей. Данное решение позволяет сохранить необходимый баланс между предоставлением комфортного доступа к сети интернет и приемлемой себестоимостью его организации и стоимости для конечного потребителя.

В настоящее время в качестве пилотного проекта полностью переведено на такую сеть село Каратал Уилского района Актюбинской области, существующая сеть связи которого пришла в негодность в результате паводка.

До конца года по примеру Каратала планируется выстроить сети еще в 4 селах Алматинской области. Это все будет пилотным проектом, на котором мы обкатаем схему планомерного распространения данной технологии в селах уже по всему Казахстану. Залогом успешного перевода сельских сетей на эту технологию является организация оптических линий связи до сельских населенных пунктов. В рамках ранее реализованного проекта «ВОЛС СНП» магистральные оптические линии подведены к 837 селам, что позволило существенно улучшить качество услуг для значительного количества абонентов крупных сел, в том числе и по беспроводным технологиям.

В ближайшие годы планируется строительство оптических линий к еще более чем 1000 СНП, а в рамках разрабатываемого по поручению главы правительства нацпроекта «Доступный интернет» при участии, в том числе, «Казахтелекома», ожидается охватить услугами широкополосного доступа к сети интернет более 3000 сел. Так что сельчан мы не обидим.

Еще одна проблема, поднимаемая экспертами: в Казахстане, как и во всем мире, постоянно нарастает объем трафика, как за счет увеличения абонентов, так и за счет роста потребления с их стороны – как компания решает проблемы с емкостью и пропускной способностью существующей инфраструктуры?

- Для обеспечения качественного предоставления услуг в условиях постоянно растущего объема трафика компания построила надежную оптическую магистральную сеть связи на основе самых современных технологий, обеспечивающую организацию множества междугородных каналов уровня 10/100G, а также международные стыки со всеми прилегающими странами с суммарной пропускной способностью более 2 Тб. Рассматривается вопрос перехода на использование каналов уровня 400G, то есть расширения каналов со скоростью 10 или 100 Гбит до 400 Гбит путем замены оборудования без необходимости строить дополнительные магистральные оптические линии. Вообще, мониторинг утилизации всех магистральных и международных каналов ведется нами на постоянной основе, при достижении пороговых значений утилизации производится своевременное расширение емкости каналов, либо добавление дополнительных. Также, в целях развития потенциала транзита данных нашей страны, намечено строительство транскаспийской подводной оптической магистрали. Проект позволит обеспечить странам региона альтернативный доступ в интернет, а также расширить транзит трафика между Европой и Азией.

Вернемся во внутреннее телекоммуникационное пространство - запуск технологии сетей пятого поколения в стране до сих пор является камнем преткновения: одни эксперты говорят, что именно эта технология позволит решить многие проблемы абонентов со скоростью и качеством интернета, и есть их противники, которые утверждают, что 5G – это слишком дорогостоящая «игрушка» и правильнее будет затраты по ее строительству направить на усовершенствование существующей инфраструктуры. Позиция «Казахтелекома», «дочки» которого будут строить сеть пятого поколения, в этом вопросе понятна, аргументируйте ее ответом на простой вопрос – что 5G даст рядовому обладателю гаджета из Казахстана?

- Переход к предоставлению услуг по технологиям 5G является не только логическим, но и неизбежным. На самом начальном этапе внедрения обладатели смартфонов современных поколений получат доступ к сети интернет на скоростях до 1 Гбит/с. Однако, как известно, количество со временем переходит в качество, и с увеличением проникновения сети 5G начнут оказывать положительное влияние на все сферы жизнедеятельности, такие как системы умного города «Smart City», умный дом «Smart Home», ускорит развитие во всех других сферах цифровизации для повышения качества жизни населения, ускорит темпы развития экономики страны. Внедрение сетей 5G соответствует планам перехода к зеленой экономике и является одной из основ реализации программы «Цифровой Казахстан». То есть, как и в случае с оптикой, мы сейчас создаем инфраструктуру, которая позволяет не только улучшить качество здесь и сейчас, но и закладывает основу для использования будущих технологий. Логика здесь та же: мы работаем и на сегодняшний день, и на будущее.

А сколько предполагается выделить средств на строительство сети пятого поколения и за чей счет будет производится эта работа?

- Уже разработан план развертывания сети 5G группой компании «Казахтелеком». Согласно ему, период реализации проекта составляет 5-10 лет, инвестиции составят более 300 млрд тенге, это прежде всего собственные средства группы. Бюджетных средств там не будет.

Председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев в начале этого года заявил, что нынешний год в компании пройдет под девизом улучшения качества сервиса, а какие конкретно задачи компания ставит перед собой в этом направлении?

- В этом году перед каждым работником компании, как на уровне рядовых работников, так и топ-менеджмента, стоит выполнение трех главных задач-фокусов: «Подключение услуг за 24 часа», «Решение запроса абонента с первого обращения» и «Устранение повреждений за 12 часов с момента обращения абонента». И если уйти немного в цифры, то могу поделиться следующими результатами – практически 90% всех заявок на устранение повреждений сейчас уже удовлетворяется в срок до 12 часов, доля заявок на подключение услуг, осуществленных за 24 часа, выросла на 17%, а показатель решения всех проблем абонента за один визит вырос на 8%. Следующей задачей на этот год является трансформация работы операторов контакт-центра, онлайн-канала WhatsApp. В контакт-центр и онлайн-канал WhatsApp на сегодняшний день приходит свыше 90% всех обращений наших абонентов, решение вопросов в указанных каналах должно быть очень быстрым и качественным, именно поэтому развитие данных каналов было выбрано как главный приоритет.

Кроме того, с прошлого года мы активно развиваем инструменты самообслуживания (self service) в мобильном приложении и на портале Ismet.kz. Наша задача - оцифровать для абонентов розничного сегмента целый ряд операций, чтобы клиент мог осуществить сам, в несколько кликов на своем гаджете, даже не обращаясь к операторам, что сэкономит ему огромное количество времени. Все это вкупе даст повышение удовлетворенности и лояльности клиентов, как и повышение качества сигнала.

Все эти проекты требуют высокой степени готовности персонала компании, постоянного обучения и повышения его квалификации. Мы знаем, что в прошлом году «Казахтелеком» открыл собственный Корпоративный университет. Покрывает ли это учреждение все потребности компании в подготовке и переподготовке кадров – и интересуются ли возможностью обучения в этом университете своих сотрудников другие игроки казахстанского рынка?

- Есть множество исследований, подтверждающих оправданность инвестиций в развитие персонала: 10-процентное увеличение затрат на повышение образовательного уровня сотрудников повышает их производительность на 8,6%, тогда как 10-процентное увеличение инвестиций в оборудование приводит к росту производительности только на 3,4%. Поэтому мы уделяем большое значение повышению квалификации наших работников, а Корпоративный университет «Казахтелекома» призван не просто заниматься текущим обучением, но и искать новые направления развития, одновременно помогая нашим производственникам решать задачи так, чтобы эффект был максимальным.

Так, например, модернизация сети компании в части перехода с медных сетей на оптические технологии потребовала массовой переподготовки полевого персонала: в кратчайшие сроки 1273 электромонтера прошли обучение и внутреннюю сертификацию на должность «универсального специалиста» по сети абонентского доступа. В этом году в рамках года улучшения клиентского сервиса мы делаем большой фокус на развитие персонала подразделений, взаимодействующих с клиентами. В этом случае важной составляющей успеха становится институт внутренних тренеров, которых мы отбираем и готовим из числа активных и успешных работников различных подразделений. Примечательно, что в этом году мы реализовали данную инициативу на казахском языке. Таким образом, Корпоративный университет становится интегратором программ по привлечению, развитию и удержанию талантов и их наставников, развивается как центр притяжения для талантов отрасли.

Так же как и другие игроки отрасли, мы сталкиваемся с недостатком цифровых компетенций с появлением новых профессий в передовых направлениях цифровой экономики,. Для нашей компании цифровая повестка встает остро, поэтому для поддержания цифровой трансформации в компании мы реализуем ряд программ в партнерстве с Astana IT University для линейных руководителей, как например, корпоративный Digital MBA. Еще одним важным фокусом развития персонала является развитие руководителей, для которых работают программы мини-МБА и возможность стать обладателем степени магистра делового администрирования от ведущих казахстанских вузов. В целом же мы придерживаемся принципа обучения через реальные проекты, где реальные бизнес-задачи ложатся в основу выпускных работ.

Еще один залог успешности проектов в любой компании – это мотивация ее сотрудников, в том числе и материальная, а также наличие социальных лифтов в структуре. Насколько высока заинтересованность работников «Казахтелекома» в успешной реализации всех перечисленных проектов и как компания намерена работать с мотивацией персонала?

- В нашей компании достаточно развитая система мотивационных программ – это и премирование по итогам работы за месяц, квартал и за год с учетом выполнения корпоративных и индивидуальных ключевых показателей деятельности, и бонусы за качество сервиса, и премирование за реализацию проектов BigData с экономическим эффектом, и премии разового характера за достигнутые результаты в рамках реализации различных программных мероприятий высокой важности. Есть также единовременные премии к профессиональному празднику Дню работников связи и, при финансовой возможности, к национальному и государственным праздникам Республики Казахстан.

В текущем году в целях формирования культуры предпринимательства и проектной культуры планируется внедрение мотивационной программы проектных менеджеров за успешную реализацию проектов, создающих экономический эффект. Также действуют социальные программы, направленные как на признание заслуг работников, так и на поддержку работников АО с многодетными семьями, семьями с особенными детьми и семьями, усыновившими или удочерившими более двух детей. Есть отдельные программы, направленные на мотивацию работников компании к ведению здорового образа жизни, на повышение вовлеченности в деятельность компании и продуктивности. Особо подчеркну, что наша самая главная ценность – это люди, а залогом успешности я бы назвал желание и возможность у работодателя инвестировать в своих сотрудников, которые в свою очередь эффективно работают и вносят большой вклад в развитие компании. На мой взгляд, данная формула позволяет нам держать высокую планку и оставаться одним из самых привлекательных работодателей в стране.

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить