Тайны связи: как устроена работа Beeline в Казахстане

93061

Репортаж Forbes Kazakhstan

ФОТО: © Андрей Лунин

В конце ноября 2022 года базирующийся в Нидерландах холдинг Veon объявил о продаже своего российского актива – компании «Вымпелком» (бренд «Билайн») – за $6,1 млрд (закрытие сделки ожидается не позднее 1 июня 2023 года, покупателями предположительно выступает топ-менеджмент «Вымпелкома»). В Казахстане этот бренд представляет ТОО «КаР-Тел». Ранее казахстанская «дочка» входила в структуру «Вымпелкома», однако теперь 75%-ная доля перешла напрямую к Veon. В ТОО «КаР-Тел» отметили, что сделка «упростила структуру владения, сложившуюся исторически». Остальными 25% компании владеет Булат Утемуратов (№6 рейтинга 50 богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan).

ФОТО: © Андрей Лунин

Основная деятельность ТОО «КаР-Тел» – предоставление услуг мобильной связи. Число абонентов бренда Beeline Kazakhstan составляет 10,5 млн человек. Мы решили увидеть воочию, каким образом клиенты получают связь и как происходит их обеспечение мобильным интернетом. Техперсонал компании объяснил: все начинается с базовых станций. Именно поэтому мы первым делом поехали в село Турар в Карасайском районе Алматинской области, где находится яркий пример базовой станции, которая обеспечивает связь в радиусе 5 км.

Базовая станция связи представляет собой своего рода гирлянду на новогодней елке. Это массив комплексов аппаратуры, которая принимает и передает сигналы. В городе она чаще всего размещена на крышах зданий, за его пределами – на вышках или так называемых антенно-мачтовых сооружениях. Базовая станция создает вокруг себя зону, в которой работает голосовая связь и мобильный интернет. Группа базовых станций формирует мобильную сеть, таким образом, что сервис не прерывается, пока вы перемещаетесь.

ФОТО: © Андрей Лунин

Помимо телеком-оборудования на базовых станциях есть системы контроля температуры и влажности. Значительное отклонение от нормы может повлиять на работу аппаратуры. Станции также оборудованы аккумуляторными батареями и дизельными генераторами – на случай отключения электричества. По статистике компании, 70% инцидентов, которые негативно влияют на связь, происходят из-за веерных и аварийных отключений электроэнергии. Техобслуживанием базовых станций занимаются порядка 800 инженеров по всему Казахстану.

Всего таких станций по всему Казахстану – более 25 тыс. Стоимость одной может доходить до 100 млн тенге, включая оборудование, антенно-мачтовое сооружение, высотно-монтажные работы и другие расходы. За неполный 2022 год компания установила 2000 новых станций. Интересный факт: в прошлом году порядка 25% из числа запланированных станций не было установлено по причине… радиофобии населения. Еще 250 по этой же причине было демонтировано в текущем году.

ФОТО: © Андрей Лунин

Центр управления сетями (ЦУС) – круглосуточный пункт наблюдения за работой базовых станций во всем Казахстане. Он базируется в Алматы. Фактически это глаза и мозг компании – здесь отслеживают функционирование сотовой связи и целостность работы других продуктов (от BeeTV до SMS-сообщений). По словам специалистов ЦУСа, большинство инцидентов устраняется задолго до того, как абонент их может почувствовать. В день через центр проходит более 60 млн событий: звонки, интернет-сессии, перемещения абонентов из одной зоны покрытия в другую. Вся информация поступает в режиме реального времени. Ежедневно за сетью следит 50 специалистов, на круглосуточном дежурстве находится 250 инженеров эксплуатации.

Большая часть оборудования в ЦУС поставляется такими гигантами, как Nokia, Ericsson, Huawei, напрямую, вместе с прилагающимся к нему софтом. Их же продукция «висит» на базовых станциях.

ФОТО: © Андрей Лунин

Темпы потребления мобильного интернета стремительно растут. В 2020 году рост трафика составил 63%, в 2021-м – 52%. Средний казахстанец потребляет 14,4 Гб ежемесячно. Для сравнения: среднемировой показатель – 9,9 Гб. Это оказывает значительную нагрузку на сеть, и, для того чтобы это не влияло на качество связи, компании приходится постоянно инвестировать в новые решения. Так, за два года сумма капитальных расходов «КаР-Тел» составила более 100 млрд тенге.

ФОТО: © Андрей Лунин

Сердце компании – серверная. Череда мощных компьютеров, предназначенных для хранения информации и обеспечения доступа к ней с удаленных клиентских устройств. Арсенал регулярно обновляется в связи с ростом клиентской базы.

ФОТО: © Андрей Лунин

Коммуникацией с абонентами заняты операторы call-центров. Именно они решают проблемы, которые возникают у потребителя услуг. В случае когда проблему невозможно решить без вмешательства технического специалиста, операторы передают ему задачу онлайн. Большая часть работы автоматизирована, и звонить инженерам напрямую не приходится.

ФОТО: © Андрей Лунин

Всего в ТОО «КаР-Тел» трудятся почти 6 тыс. человек. Средний уровень зарплаты в пресс-службе не разглашают, ссылаясь на корпоративные правила.

ФОТО: © Андрей Лунин

 

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить