Какие продукты из Казахстана пользуются спросом в Китае

88744

И почему казахстанским производителям сложно выйти на рынок Поднебесной

Фото: Елена Морозова

С 28 по 30 июля 2023 года на китайской части МЦПС «Хоргос» прошла первая Международная казахстанско-китайская сельскохозяйственная выставка. Она была организована правительствами двух стран для обмена опытом между китайскими и казахстанскими аграриями и производителями сельхозпродукции.

По задумке организаторов эта выставка также должна помочь предпринимателям двух стран найти себе партнеров для экспорта. Всего на выставке были представлены около 300 компаний. Разумеется, подавляющее большинство «экспонатов» составили компании Поднебесной. Но и павильон Казахстана не пустовал: на его территории соседствовали более 70 компаний из Алматинской, Жетысуской областей, Талдыкоргана, Алматы и других городов, представители которых приехали сюда, чтобы найти себе здесь партнеров и проложить путь на рынок восточного соседа.

Павильон Казахстана на Международной сельскохозяйственной выставке в Хоргосе
Павильон Казахстана на Международной сельскохозяйственной выставке в Хоргосе
Фото: Елена Морозова

- Первая Международная сельскохозяйственная выставка проходит по договоренности глав двух государств, которая была достигнута на полях саммита «Китай-Центральная Азия» в мае 2023 года в Сиане.  Сегодня здесь принимают участие 285 компаний. Линейка представленной продукции составляет более тысячи наименований. Общее количество посетителей за несколько часов с открытия составило уже около 1,5 тыс. человек, - рассказал журналистам заместитель руководителя Управления сельского хозяйства и развития сельских территорий Или-Казахского автономного округа СУАР КНР Чжоу Уцэн.

Чжоу Уцэн
Чжоу Уцэн
Фото: Елена Морозова

Корреспондент Forbes.kz тоже присутствовал на открытии выставки и поговорил с казахстанскими производителями об их планах по «покорению» китайского рынка.

Натуральное и экологичное

Как мы уже говорили, на выставке было представлено порядка 70 казахстанских компаний по производству продуктов питания. Там мы встретили стенды с перепелиным и куриным мясом и яйцами, сафлоровым маслом, медом, водой, овощными, мясными и рыбными консервами, мукой, зерном, вином, пастилой, фруктовыми пюре, яблочными чипсами, соками, сырами и многим другим. И отличительной чертой практически всех стендов был знак натуральности и экологичности продукции. Как нам объяснили позже, натуральный продукт без добавления красителей, консервантов и прочих добавок, да еще и экологично упакованный – это одно из основных требований китайцев к импортной продукции.

Фото: Елена Морозова

При знакомстве с представителями компаний мы узнали, что некоторые бренды уже смогли пробиться на рынок Поднебесной. Как, например, компания по производству сафлорового масла Kok-Tobe Safflower, которая приехала на выставку для поиска новых партнеров.

По словам коммерческого директора компании Абая Корганбекова, в Казахстане, как и в других странах постсоветского пространства, сафлоровое масло спросом не пользуется - нет такой вкусовой привычки. Да и стоит оно дороже подсолнечного. Зато в Китае этот продукт весьма востребован. Поэтому весь объем произведенного масла, а это около 5 тыс. тонн в год, поставляют в КНР. Причем в стране есть свои производители сафлорового масла, но у казахстанской компании, как говорит Абай, есть неоспоримое конкурентное преимущество – цена.

Абай Корганбеков
Абай Корганбеков
Фото: Елена Морозова

- Выйти на рынок Китая нам удалось из-за более низкой стоимости продукта. Китайские производители продают свою продукцию по 200 юаней (около 12 тыс. тенге по текущему курсу - F) за пять литров. Мы продаем тот же объем за 3,5 тыс. тенге. Для китайцев это дешево, для Казахстана – дорого, - говорит Абай Корганбеков.

Во время обхода выставки мы обнаружили еще одну компанию, которая тоже экспортирует свою продукцию в Китай. Это фирма по производству сухого верблюжьего молока «Даулет Бекет» из Алматинской области.

Представитель компании Рустам Орынбаев рассказывает, что сухое молоко они экспортируют в Китай уже второй год. В КНР «Даулет Бекет» заключила партнерство с сетью магазинов по типу Duty Free, через которые и реализует свой продукт. Как отмечает Орынбаев, продукция пользуется у китайцев хорошим спросом: ежемесячно в КНР с предприятия отправляют около двух тонн сухого молока.

- Если у нас будет больший спрос, то нам нужно будет наращивать объемы производства. Наши земли в 50 тысяч гектаров это позволяют сделать, мы сможем увеличить маточное поголовье. У нас своя кормовая база, поэтому мы готовы наращивать объемы - были бы долгосрочные контракты. За этим мы сюда и приехали, - говорит Рустам Орынбаев.

По словам собеседника, выйти на китайский рынок было очень сложно, потребовалось несколько лет. За это время нужно было привести в норму документы, потому что у китайской стороны очень жесткие требования, особенно в плане подтверждения экологичности производства.

- Экспертиза КНР проверяла нормы жирности молока, чтобы продукция полностью соответствовала китайским стандартам качества и сохраняла не менее 98% полезных свойств. Для этого нам пришлось немного «подогнать» свои стандарты, например разнообразить кормовую базу для повышения жирности. Сами технологии менять не пришлось, так как все оборудование для производства уже было закуплено в Китае, - объяснил Рустам Орынбаев. 

Фруктам «да», мясу «нет»

Большинство казахстанских компаний, представленных на выставке, еще не вышли на экспорт в Китай, а только планируют это сделать. И хотя участие в выставке может помочь производителям из РК найти себе китайских партнеров, но вряд ли облегчит бюрократические процедуры. Как отмечают представители компаний, опрошенные журналистом Forbes.kz (а это более десяти различных брендов), основная сложность заключается в «попадании» в китайский реестр импортных товаров, допущенных к продаже на территории КНР.

Так, представитель завода «СД и Ко», на котором производят натуральные соки, фруктовые пюре, яблочные чипсы и консервированные овощи, Татьяна Олейникова говорит, что переговоры по выходу на китайский рынок компания ведет уже второй год. За это время фирма несколько раз отправляла образцы продукции, но одобрение еще не получила.

Татьяна Олейникова
Татьяна Олейникова
Фото: Елена Морозова

- Из-за достаточно специфичного рынка китайцы пока рассматривают возможность запуска на свой рынок только фруктовой консервации - соков и пюре. Но для того, чтобы наша продукция все-таки появилась на прилавках китайских магазинов, экспертиза КНР должна убедиться, что товар на 100% натуральный, без добавления сахара и красителей. Есть и требования к упаковке: она тоже должна быть экологически чистая, без пластика, - говорит Татьяна.

С трудностями по выходу на китайский рынок сталкиваются и производители меда. Например, компания TekTau. Как рассказали ее представители, на рынок Китая компания впервые смогла «пробиться» пять лет назад. Но после пандемии все изменилось.

- Тот реестр, который был до карантина, вдруг стал недействительным. КНР изменила свои внутренние правила, и мы уже в течение года не можем попасть в этот реестр, а значит, и поставлять свою продукцию. Изменилась электронная система, через которую мы регистрировали свой товар, требования к продукции, и мы сейчас пытаемся пробиться в этот реестр. Мы попали в реестр ОАЭ, который считается одним из самых сложных в мире, а в Китай до сих пор попасть не можем.

Фото: Елена Морозова

На выставке также была представлена продукция консервного завода «Кублей», чью продукцию тоже намерены экспортировать в Поднебесную. Но, как оказалось, именно для мясного производства это наиболее проблематично.

- Основная сложность заключается в регистрации товара в Главном таможенном управлении. Интерес с китайской стороны есть, потому что в Китае мясо дорогое и несколько уступает по качеству казахстанскому мясу. Но госорганы не дают зеленый свет нам, чтобы не «задушить» своих производителей, - говорит Асхат Мусилов, менеджер по закупу компании «Кублей».

Как объяснили организаторы пресс-тура, для того чтобы казахстанские производители мясо-молочной продукции смогли торговать на рынке Китая, в Хоргосе в течение двух лет должна появиться специальная лаборатория.

- Любая мясо-молочная продукция, которая импортируется в Китай, должна соответствовать требованиям карантинной службы Китая. Чтобы экспертиза проходила быстрее, на территории МЦПС «Хоргос» планируется строительство лаборатории, которая будет брать анализы и выдавать протокол испытания продукции на соответствие карантинным требованиям. Тогда казахстанским производителям будет легче выйти на китайский рынок. Потому что сейчас компании из РК, которые планируют экспорт в Китай, должны обращаться в центральные госорганы КНР, отправлять туда образцы, получать разрешения. Через лабораторию в Хоргосе это будет проще получить, - говорит Равиль Будуков.

Несмотря на существующие в данный момент сложности по выходу казахстанских производителей на рынок Китая, эти вопросы правительства двух стран все же пытаются решать. И первая международная выставка - тому доказательство. Эта площадка позволила не просто «прозондировать почву» китайского спроса на продукцию из Казахстана, но и заключить крупные контракты.

Так, за время мероприятия стороны подписали 38 соглашений и меморандумов о сотрудничестве на 263,7 млрд юаней. В основном контракты были заключены в области производства крупной сельскохозяйственной техники и «умных» решений в аграрной отрасли. В рамках этих соглашений казахстанские компании будут предоставлять Китаю сырье, а с китайской стороны будут предоставлены технологии. Например, теперь на казахстанских полях будет использоваться передовая сельхозтехника Китая для улучшения урожайности, что позволит нарастить отгрузки казахстанского зерна в Поднебесную, ведь на него в КНР очень большой спрос.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить