Как в Казахстане производят бронемашины

97841

Этого добилась совместная с РК и ЮАР компания

БКМ «Алан». Прибыл с полигонных испытаний
БКМ «Алан» прибыл с полигонных испытаний
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Kazakhstan Paramount Engineering (KPE) – частное предприятие по производству военной техники, в котором 65% принадлежит казахстанской стороне (бизнесмену Айбеку Барысову) и 35% - Paramount Group (ЮАР). 

Строительство завода Kazakhstan Paramount Engineering (KPE) стартовало, когда в стране объявили о перевооружении казахстанской армии. В тот период, в 2012-2013 годах, основным поставщиком вооружения для РК видели Россию.

Ербол Салимов
Ербол Салимов
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Однако в самой России заводы, по словам соседей, были перегружены, - рассказывает генеральный директор KPE Ербол Салимов. - Тогда наш учредитель, Айбек Барысов, решил создать производственную компанию для обеспечения потребностей нашей армии в современных бронированных машинах и системах вооружения. И мы стали искать возможность наладить отечественное производство, с условием трансферта технологий и созданием собственного конструкторского бюро (КБ).

Сотрудники собственного КБ разрабатывают не только отдельные узлы, боевые модули, но и полноценную военную технику
Сотрудники собственного КБ разрабатывают отдельные узлы, боевые модули и целиком полноценную военную технику
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Инициаторы проекта провели переговоры с ведущими мировыми компаниями - разработчиками бронемашин.

Бронестекло и бронедвери позволяют выдерживать попадания практически любого стрелкового оружия
Бронестекло и бронедвери защищают практически от любого стрелкового оружия
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Европейцы согласились передать только уже готовые комплекты для сборки машин, но даже это было слишком дорого для нас. После этого мы провели переговоры с известным турецким производителем бронетехники Otokar, но там запросили около $38 млн в качестве компенсации за предоставленные технологии и выплату роялти за каждую проданную машину. Также они хотели, чтобы на первоначальном этапе проекта мы закупали готовые машины в Турции. Эти условия мы также посчитали невыгодными, - продолжил Ербол Салимов.

На многочисленных стеллажах располагаются тысячи деталей, запчастей и комплектующих. Большинство из них произведены на заводе KPE или других казахстанских предприятиях
На стеллажах располагаются тысячи деталей, запчастей и комплектующих. Большинство из них произведены на заводе KPE или других казахстанских предприятиях
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

В итоге нашелся новый партнер: южноафриканская компания - производитель военной техники Paramount Group. В 1980-90-е годы ЮАР находилась под санкциями Запада, и стране пришлось создавать собственные КБ для разработки оружия, военной техники, оборудования и различных систем.

Бронелисты шведского производства. Лучшие в мире
Бронелисты шведского производства. Одни из лучших в мире
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- После снятия ограничений вооружение ЮАР, в частности бронетехника Paramount Group, хорошо зарекомендовала себя в различных военных операциях. Она построена по технологии MRAP (Mine-Resistant Ambush Protected), которая имеет высокую баллистическую и противоминную защиту. MRAP изобрели именно в ЮАР, и бронеколесные машины с ней успешно использовались на Ближнем Востоке и в Афганистане военными США и их союзниками, - добавил собеседник.

Из обрабатывают на таких станках
Один из станков, на которых обрабатывают бронелисты 
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Переговоры с Paramount Group прошли успешно - компания инвестировала в уставной капитал созданного в Казахстане СП, передала необходимую техническую и технологическую документацию, а также обучила казахстанских сотрудников. В итоге строительство завода началось в конце 2013 года и завершилось к ноябрю 2015 года. В 2016 году создали первую бронированную колесную машину (БКМ) «Арлан».

Броню вырезают на гидроабразивных, плазменных или лазерных станках
Броню вырезают на гидроабразивных, плазменных или лазерных станках
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Скрывать не будем: первоначально основную массу комплектующих поставляли из ЮАР, да и первые бронемашины строились по технологиям наших южноафриканских партнеров. Но уже в первых БКМ присутствовали наши доработки, и с каждой партией объем их становилось больше. За три года испытаний в «Арлан» внесли более 120 изменений, то есть машина концептуально отличается от африканского собрата БКМ «Marauder». Мы учитывали казахстанские климатические (от -50 до +50 градусов) и географические (степь, горы, пустыня, пересеченный ландшафт, преодоление водоемов) особенности. Приняли во внимание все требования наших заказчиков, - заверил Ербол Салимов.

Чтобы получить, например, вот это
Одна из бронированных деталей кузова БКМ
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Как уверяют в компании, тут наладили практически полный цикл производства бронемашин. Делают резку брони, сгибают бронесталь для создания днища бронемашин, проводят токарно-фрезерную обработку, сварку бронекапсул, обработку для адгезии покрытия машин, делают покраску и сборку. Компания дает 25-летнюю гарантию на отсутствие ржавчины на корпусах.

Или бронированные двери
Бронированные двери
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Все корпусные детали, элементы ходовой части, навесное оборудование, системы отопления и кондиционирования, пневматическая система и многое другое проектируется и производится на заводе в РК. Также на KPE наладили производство оригинальной электрокабельной продукции по военным стандартам: все провода, коннекторы, жгуты не горят, а значит, не выделяют токсичные яды, которые могут отравить личный состав и экипаж БКМ в случае подрыва. 

Или V-образное дно бронемашин. Такая конструкция днища БКМ позволяет рассеивать взрывную силу мины или фугаса в разные стороны, тем самым сохраняя жизни личного состава
V-образное дно бронемашин. Такая конструкция днища БКМ позволяет рассеивать взрывную силу мины или фугаса в разные стороны, тем самым сохраняя жизни личного состава
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Все это мы сделали для того, чтобы ускорить процесс изготовления машин и в плане логистики менее зависеть от партнеров, не нарушая цикл производства. Собственное изготовление подобных систем удешевляет конечную стоимость продукта, - добавил генеральный директор KPE.

На заводе, помимо создания бронированных машин, создают и различные боевые модули. Это 120-мм миномет. Его планируют также устанавливать боевые машины
На заводе помимо бронированных машин производят и различные боевые модули. Это 120-миллиметровый миномет. Его планируют также устанавливать на БКМ
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Сейчас предприятие наладило несколько видов бронемашин: БКМ «Арлан» с колесной формулой 4х4; БКМ «Алан» и «Алан 2» (4х4); БКМ «Номад» (4х4); а также БТР «Барыс» (6х6 и 8х8).

Вся электрокабельная продукция производится на заводе по военным стандартам. Она не горит и не выделяет токсичные газы
Вся электрокабельная продукция производится на заводе по военным стандартам. Она не горит и не выделяет токсичные газы
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Основной ценностью нашего завода является не произведенная техника, а наши сотрудники, а также техническая и технологическая документация, которая находится на наших серверах. И принадлежит она нам. Подобную технику купить может практически любая страна, но наличие технологий выводит нас на другой уровень. У нас есть собственное КБ, которое самостоятельно дорабатывает уже имеющиеся образцы. У нас работают свои конструкторы и технологи, которые создают полноценные узлы, детали, боевые модули, конструкции собственной разработки. И даже полноценные машины. Одним из примеров является БКМ «Алан 2», которую мы презентовали в 2022 году на военной выставке в Баку. Она создана нашими дизайнерами, инженерами, специалистами с нуля. Это полностью казахстанская разработка, - убеждает Ербол Салимов.

Панель приборов также сделана из не воспламеняющихся материалов
Панель приборов также сделана из невоспламеняющихся материалов
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

По его словам, объем инвестиций в завод - 7 млрд тенге ($30 млн), а вот конструкторско-технологическая документация, которая принадлежит KPE, оценивается в $250 млн.

Вид из десантного отделения
Вид из десантного отделения
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Если к 2016 году объем локализации продукции на предприятии составлял около 40%, то теперь этот показатель достиг уровня 72%, - приводит данные собеседник.

Бронированная дверь. Весит килограммов 200-300, но закрывается очень легко
Бронированная дверь. Весит килограммов 200-300, но закрывается очень легко
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Как объяснил на примере «Алан 2» Ербол Салимов, из иностранных крупных узлов в машине используются двигатели Cummins (США), трансмиссии Allison (США), раздаточные коробки и мосты.

Вид на БКМ Алан сзади
Вид на БКМ «Алан» сзади
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Это едва ли не единственное, что мы закупаем за границей. Еще приобретаем лучшие в мире бронелисты – в Швеции, но и это глубокий передел – все работы с металлом мы проводим на заводе самостоятельно. Что касается создания собственных силовых установок, то это совсем нерентабельно. Те же двигатели для подобной техники производятся в считаных странах, - объясняет гендиректор предприятия.

БКМ Алан - одна из новейших разработок завода KPE. Вид спереди
БКМ «Алан» - полностью разработана на KPE
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Он подчеркивает, что KPE работает строго на Казахстан. Вся выручка идет на организацию поставок комплектующих у казахстанских предприятий, развитие собственного производства, зарплаты сотрудникам и, наконец, возможности для того, чтобы разрабатывать новые системы вооружения и технологий.  

БКМ Арлан - одна из первых моделей бронемашин, освоенных на заводе. Кардинально отличается от своего прародителя - Maradeur
БКМ «Арлан» - одна из первых моделей бронемашин, освоенных на заводе. Кардинально отличается от своего прародителя - Maradeur
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

Говоря о планах казахстанских властей по приобретению иностранных бронемашин у турецкого производителя, собеседник разводит руками.

БТР «Барыс» («6х6»). В отличие от других моделей, он создан для проведения армейских операций
БТР «Барыс» (6х6). В отличие от других моделей он создан для армии и участия в войсковых операциях
ФОТО: Серикжан Ковланбаев

- Мы сравнивали наши и турецкие БКМ на полигоне - в большинстве параметров мы превосходим конкурентов. И на это есть заключения военных специалистов, «приёмщиков». За годы нашей работы мы поставили нашим силовым структурам около 170 единиц техники. А могли бы и больше – мы в силах производить до 300 БКМ в год. Мы уверены в том, что наша продукция не уступает своим иностранным «одноклассникам», а по ряду параметров превосходит их. Поскольку мы разрабатываем наши модели именно с учетом наших реалий, с учетом требованием наших прямых заказчиков – Минобороны, МВД, КНБ. Мы всегда находимся рядом и готовы в любой момент обслужить, отремонтировать и даже модернизировать находящуюся в эксплуатацию технику. Мы делаем нашу страну, наши вооруженные силы и спецподразделения сильнее, - заключил Ербол Салимов.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить