Образование по найму

1732

Найти работу сразу после университета очень непросто, а тем, у кого нет диплома престижного вуза и родителей со связями, – сложно вдвойне

Гаррет Лорд
Гаррет Лорд
ФОТО: © MICHAEL PRINCE для FORBES

Гаррет Лорд создал приложение Handshake, чтобы помочь. Его LinkedIn для выпускников привлек более $400 млн инвестиций, а число подписчиков составило 1400 вузов и 12 млн студентов. Но сможет ли сервис выжить, когда компании начинают увольнять, вместо того чтобы нанимать сотрудников?

В возрасте 22 лет Гаррету Лорду удалось совершить невозможное. У него не было ни рекомендаций элитного университета уровня Стэнфорда или MIT, ни связей, которыми могут похвастаться дети богатых родителей. И все же при помощи одного холодного звонка (а точнее, холодного электронного письма) он сумел устроиться на стажировку в Palantir – датамайнинговый стартап, о котором в тот год говорила вся Кремниевая долина.

Для студента факультета компьютерных наук Мичиганского технологического университета, с кампусом в небольшом городке Хоутон работа в финансируемой ЦРУ компании могла стать пропуском в высшую лигу. С такой строчкой в резюме он мог бы рассчитывать на самые заманчивые предложения от обласканных венчурными инвесторами стартапов-единорогов, на отличную зарплату и всевозможные бонусы.

Но уже через пару дней после того, как он впервые переступил порог вашингтонского офиса Palantir в мае 2012 года, Лорд стал замечать, что его самооценка начала неуклонно снижаться. Остальные 15 стажеров словно принадлежали к другому, незнакомому ему миру. Они учились в самых престижных вузах, рассказывали друг другу о своих дорогостоящих исследовательских проектах и обсуждали предстоящие путешествия по европейским городам. А Лорд лишь один раз был за границей, еще школьником, когда у его хоккейной команды был выездной матч в соседней с Мичиганом Канаде. «Я помню, что позвонил отцу, который сказал мне: «Может быть, ты и не умнее их, но я точно знаю, что ты не профукаешь эту возможность и будешь пахать больше, чем они все», – вспоминает Лорд, которому недавно исполнилось 33 года. Вместо того чтобы отступить, он решил всех обойти, чтобы доказать, что может стать своим среди этих ребят.

И он действительно обошел их всех. Лорд победил в ежегодном хакатоне и завоевал уважение руководителей Palantir, которые, по его словам, поверить не могли, что за плечами у такого талантливого и умного парня такая малоизвестная школа. Они предложили ему бонус в $5000 за каждого нового специалиста, которого Palantir наймет по его рекомендации из числа студентов Мичиганского технологического.

И тогда Лорда осенило: а что, если создать сервис, который бы давал отчаянно нуждающимся в кадрах компаниям доступ к резюме тысяч студентов, обучающихся в университетах второго эшелона, таких как его собственный? «Талантливые студенты есть везде. То, в каком районе ты вырос, не должно определять всю твою дальнейшую карьеру, – говорит он. – А нас, студентов Мичиганского технологического, просто не замечали».

Вернувшись к учебе после стажировки, он вместе с двумя своими однокурсниками Беном Кристенсеном и Скоттом Рингвельски приступил к работе. Трое студентов решили создать простую в использовании, ориентированную на мобильные устройства платформу для нетворкинга, объединяющую в единую сеть студентов, университеты и работодателей. Через два года, в 2014-м, они вывели Handshake на рынок, а в 2017-м вошли в рейтинг Forbes «30 до 30».

На сегодняшний день в Handshake зарегистрированы почти 12 млн студентов из 1400 американских колледжей и университетов. У большинства из них нет опыта работы по специальности. Они просматривают подходящие им объявления из 750 тысяч размещенных на сайте, пишут сообщения рекрутерам и другим выпускникам, посещают виртуальные ярмарки вакансий и бронируют время для видеоинтервью.

Пользование платформой для студентов бесплатно, но средний тариф для вузов составляет $8000 в год. Для 1100 компаний-работодателей премиальная версия сервиса стоит еще дороже: от $15 000 до нескольких миллионов долларов в год, что позволяет им напрямую посылать сообщения группам кандидатов, отобранным по таким фильтрам, как местоположение, пол, принадлежность к меньшинствам, специальность, уровень оценок и наличие профессиональных навыков, например знание JavaScript или Python. При помощи таргетинга рекрутеры также могут находить выпускников определенных вузов, например университетов, исторически создававшихся для обу­чения афроамериканцев. Для поиска отдельных кандидатов работодатели могут использовать все те же самые фильтры, кроме расы и пола.

Handshake удалось добиться быстрого роста благодаря высокой конкуренции за кадры и переходу к онлайн-рекрутингу и удаленной работе во время пандемии. Количество студентов, которые занимаются хендшейкингом – такое слово стало популярным в университетской среде – увеличилось на 600% с 2017 года, когда у платформы было всего 1,6 млн пользователей. В 2022 году доход компании, по словам Лорда, превысил $120 млн, по сравнению с $75 млн в предыдущем году и $3 млн пять лет назад. В январе Handshake, которому еще только предстоит выйти на безубыточность, привлек $200 млн от таких фондов, как Lightspeed, Kleiner Perkins и Coatue Management. После этого раунда общий объем инвестиций в платформу составил свыше $430 млн при оценке в $3,5 млрд. По подсчетам Forbes, Лорд и его сооснователи владеют по меньшей мере 15% компании, что на пике рынка зимой прошлого года было эквивалентно $525 млн.

Пришла идея: а что, если создать сервис, который бы давал отчаянно нуждающимся в кадрах компаниям доступ к резюме тысяч студентов, обучающихся в университетах второго эшелона, таких как Мичиганский технологический?

Но вот в чем подвох: как и большинство университетов и сайтов вакансий, Handshake не имеет представления о том, сколько студентов в реальности находят работу при помощи их сервиса. После первых контактов соискатели неизменно уходят с платформы, чтобы продолжать переговоры с рекрутерами напрямую. Большинство студентов и работодателей не сообщают Handshake о том, удалось ли им подписать контракт. Самая позитивная статистика, которой может похвастаться Лорд: «За все время от нашей платформы отказались менее 1% подписавшихся университетов. А они могут более эффективно привлекать работодателей и студентов».

Handshake также конкурирует с такими гигантами, как LinkedIn, Indeed и ZipRecruiter. И это только со стороны соискателей. Другие стартапы, например базирующийся в Сан-Франциско Symplicity, нацелены на работу с университетскими карьерными центрами. Лорд считает, что его компании удалось закрепить за собой конкурентное преимущество в виде более дешевого и интуитивного способа объединить в одном виртуальном пространстве разные категории участников процесса трудоустройства. Возможно, что это так. Но стоит отметить, что Microsoft – материнская компания LinkedIn – имеет рыночную капитализацию в $1,8 трлн и при желании может свести это конкурентное преимущество на нет в считаные дни.

Но самым серьезным испытанием для Лорда станет замедление экономики, в особенности сокращение числа вакансий для IT-специалистов. Илон Маск только что объявил об увольнении нескольких тысяч разработчиков Twitter. Другие крупные работодатели, включая Meta, Amazon и Cisco, сокращают свой штат или по примеру Alphabet – материнской компании Google – снижают темпы найма новых сотрудников.

Лорд говорит, что это его не сильно волнует. Он утверждает, что работодатели по-прежнему нуждаются в молодых талантах, которые стоят дешевле и обладают более развитыми навыками. Кроме того, Handshake не ограничивается одной отраслью. В IT-индустрии спад? Возможно, выпускникам стоит задуматься о карьере в нефтегазовом секторе.

«Мы видели, что во время первой волны COVID, когда компании были напуганы, внутри страны все равно был большой спрос на IT-специалистов, и, на мой взгляд, это защищает наш бизнес от серьезных потрясений», – говорит Лорд и добавляет, что у Handshake еще осталось более $200 млн венчурных инвестиций, которые должны помочь сервису пережить рецессию.

Лорд вырос в городке Блумфилд Хиллс в Мичигане, его детство прошло в окружении большой семьи. У него есть сестра и восемь двоюродных братьев. Его отец работал в строительстве, а мать – административным ассистентом. Лорд с успехом занимался лыжным спортом, но, по его собственным словам, был «настоящим ботаном», которому больше всего нравились компьютеры. Подростком он мечтал о собственной мастерской по ремонту техники или о должности технического директора, как у успешного друга его дяди.

У его семьи не было средств, чтобы оплатить университет, поэтому после школы Лорд два года жил с родителями, занимался на вечерних курсах в расположенном неподалеку Оклендском муниципальном колледже, параллельно ремонтировал компьютеры и обучал местных домохозяек, как пользоваться iMovie. В первый год учебы в Мичиганском технологическом в 2010 году он познакомился со студентом старшего курса, когда искал запчасти для компьютеров на свалке старой техники. Его нового друга так впечатлили технические навыки Лорда, что он помог ему получить научно-исследовательскую стипендию в Лос-Аламосской национальной лаборатории в штате Нью-Мексико.

Именно эта строка в резюме вкупе с отчаянным упорством позволили ему спустя два года устроиться на стажировку в Palantir, где его посетило судьбоносное озарение. «У меня не было связей с нужными людьми, – говорит Лорд. – Так много в нашей карьере зависит от того, кого мы знаем, как находим новые контакты, в какой семье выросли».

Handshake было легко создать, но не так легко продать. Чтобы сфокусироваться на своей компании, Лорд отказался от работы в Palantir и бросил университет, не окончив пару курсов, которых ему не хватало для получения диплома. В 2013-м трое основателей на протяжении полугода буквально жили в своем автомобиле Ford Focus, переезжая с одного университетского кампуса в другой в попытках уговорить сотрудников протестировать их платформу. Они ночевали на парковках у McDonald’s и мылись в душевых студенческих общежитий. «В Принстоне нас чуть не задержала полиция… Я до сих пор благодарен сотруднику охраны, который сделал вид, что не замечает, как мы пробираемся в здание карьерного центра, чтобы предложить им нашу программу», – вспоминает Лорд. В конце концов, основателям удалось продать недорогую годовую подписку пяти вузам в Мичигане и Индиане: колледжу Aquinas, Университету Восточного Мичигана, колледжу Hillsdale, Университету Вальпараисо и колледжу Wabash.

ФОТО: © MICHAEL PRINCE для FORBES

Убедить работодателей оказалось значительно проще, особенно учитывая тот факт, что основатели предлагали бесплатный доступ к платформе, рассчитывая, что в будущем смогут продать им премиальную версию. Среди первых клиентов Handshake были Procter & Gamble, IBM, Box и Mastercard. К 2017 году сооснователи получили $30 млн от инвесторов и переехали в дом в Пало-Альто с семью спальнями. 20 сотрудников компании жили там и работали сутками напролет. В тот год Handshake отчитался об обороте в $3 млн. С того момента пошел быстрый рост продаж, по мере того как старые клиенты начали переходить на платные аккаунты. По словам операционного директора Джонатана Сталла, 30% компаний-работодателей каждый год подписываются на дополнительные сервисы. Например, федеральная сеть центров по контролю заболеваний согласилась оплатить доступ не только HR-менеджеров, но и сотрудников из других департаментов, чтобы они могли напрямую пользоваться платформой и искать кандидатов. За бизнесом подтянулись и вузы. Университет Майами перешел к Handshake от конкурирующего сервиса Symplicity в 2015 году, сократив свои расходы до $10 000 в год по сравнению с $30 000 и выше, которые платил до этого.

«[Symplicity] был слишком сложной системой. Студентам она не нравилась, они жаловались, что ей очень неудобно пользоваться, – говорит управляющий директор университетского карьерного центра Кристиан Гарсиа. – При разработке [Handshake] в первую очередь учитывались интересы студентов, а уже во вторую – потребности менеджеров, работающих за кулисами».

Джо Тестани из Университета Рочестера входил в консультационный совет конкурировавшей с Handshake небольшой компании GradLeaders, базировавшейся в Огайо и ранее известной как CSO Research. Он поддался настойчивости Лорда и решил попробовать новую платформу. «Это решение было дешевле, чем то, которым мы пользовались раньше, и позволяло сократить расходы, – говорит Тестани, в то время возглавлявший в университете карьерный центр. – Я сам учился в муниципальном колледже и государственном университете. Мне показалось, что эта платформа сделана для таких людей, как я, который первым в своей семье получил высшее образование».

Пандемия стала для Handshake первым серьезным испытанием и одновременно самым большим шансом. Весной 2020 года уровень безработицы среди выпускников в возрастной категории 20–24 года достиг астрономических значений, увеличившись с 4,2% до 20,4% в начале июня. «Мы просто выкинули наш план развития продукта и кинули клич по всей компании, чтобы придумать новые онлайн-инструменты для найма, – говорит Лорд. – Мы хотели помочь выпускникам 2020 года, чтобы они не оказались полностью лишены возможности найти работу». Handshake быстро выпустила продукт, позволявший вузам проводить виртуальные ярмарки вакансий. Работодатели смогли пользоваться новым решением для организации 30-минутных групповых встреч или 10-минутных персональных интервью со студентами. В 2021 году Handshake помог провести порядка 6000 ярмарок, 75% из которых прошли онлайн. COVID-19 ускорил все процессы: если в 2019 году в Handshake были зарегистрированы 954 вуза, то к концу 2021-го их количество увеличилось до 1399. Платформой пользуются 66 из 107 колледжей, исторически созданных для афроамериканцев, и 280 университетов, имеющих специальные программы для этнических и других меньшинств. Как говорят в Handshake, платформа помогает работодателям нанимать сотрудников из числа недостаточно представленных в их штате групп и таким образом достигать целей, на которые компании подписались с появлением движения #MeToo и после протестов, вызванных убийством Джорджа Флойда. Из 12 млн пользователей Handshake 13% относят себя к афроамериканцам, 12% – к латиноамериканцам, 15% – к азиатам. На долю женщин приходится 59% аккаунтов.

«Handshake предоставляет множество данных, позволяющих находить отличных кандидатов, и это помогает нам поддерживать баланс в нашей рекрутинговой политике и аргументированно объяснять наши действия руководству и менеджерам по найму», – говорит Рене Дэйвис, занимающаяся рекрутингом недавних выпускников для приложения по изучению иностранных языков Duolingo.

Но есть по крайней мере один человек, который считает, что Handshake только усугубляет ситуацию. «Те вакансии, которые там публикуются, выкладываются в открытый доступ – и это проблема, – говорит Райан Крейг, управляющий директор инвестиционной фирмы Achieve Partners, в портфолио которой есть такие компании, как стартап для IT-стажировок Multiverse и обучающая платформа Riipen. – Handshake, курируя доступ к этим вакансиям, повышает конкуренцию между студентами и позволяет работодателям фокусироваться на престижности вузов и регалиях выпускников».

Вот в чем подвох: компания не имеет представления о том, сколько студентов в реальности находят работу при помощи Handshake

Handshake не застрахован от влияния рецессии, но большое количество пользователей может защитить платформу от резкого спада. «Они смогли занять свою нишу на рынке», – говорит Мишель Милитанте, HR-директор PepsiCo, одного из крупнейших клиентов Handshake.

Сейчас Лорд смотрит в сторону зарубежных рынков. В апреле Handshake провел свою первую сделку за пределами Соединенных Штатов, купив за $10 млн немецкий рекрутинговый сайт Talentspace. А в своем американском офисе компания занимается разработкой AI-продукта, при помощи которого Headspace будет на основе поисковых запросов работодателей формировать для кандидатов рекомендации по обучению и развитию профессиональных навыков. Например, если студент ищет работу в сфере IT, но ему не хватает знаний, необходимых для получения высокооплачиваемой должности, Handshake сможет отправлять ему уведомления о курсах, которые можно пройти в его университете или поблизости, чтобы повысить шансы найти работу.

Как говорит Лорд, пусть LinkedIn и остальные сети занимаются тем, что изучают ваше прошлое. Вместе со студентами Handshake смотрит в будущее. Откидываясь назад в кресле в конференц-зале минималистского офиса Handshake в Сан-Франциско, Лорд, живущий между Нью-Йорком и лаунж-зонами разных аэропортов, размышляет над той дистанцией, которую прошла его компания на пути от «самого стремного до самого популярного» в университетской тусовке. «Нас очень вдохновляет возможность предложить студентам и молодым профессионалам этот прекрасный опыт, – говорит он. – И мы получили достаточно денег, чтобы это сделать».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить