Новый собственник инвестирует в аэропорт Уральска 10 млрд тенге

4950

Воздушную гавань трансформируют в международный хаб

Здание нового терминала аэропорта Уральска
Здание нового терминала аэропорта Уральска
ФОТО: © архив пресс-службы

10 февраля стало известно, что российская компания «Аэропорты регионов» совместно с казахстанскими партнерами завершила сделку по приобретению компании - оператора международного аэропорта Уральска. Сегодня стали известны подробности этой сделки.

В частности, выяснилось, что россияне будут владеть компанией частично – контрольный пакет остался у казахстанских владельцев. Новый оператор аэропорта зарегистрирован как ТОО «Орал аэропорт холдинг». Контрольный пакет в нем принадлежит казахстанскому бизнесмену Даулетхану Килыбаеву и казахстанскому ТОО «Уральск менеджмент». За российским же АО «Управляющая компания «Аэропорты регионов» закреплена доля в 49%.

Общественность отреагировала на эту сделку неоднозначно. В частности, стали появляться вопросы, зачем в совладельцы оператора аэропорта был привлечен именно российский партнер? Также был поднят вопрос о возврате 6,7 млрд тенге, которые государство вложило в реконструкцию аэропорта Уральска.

Совладельцы бизнеса попытались ответить на эти вопросы.

 - Региональные аэропорты Казахстана переживают сегодня не самое лучшее время — это специфичный бизнес, и успех подобного инвестпроекта зависит от детального понимания бизнес-процессов. Привлечение частной компании-оператора для управления аэропортами – это общемировая практика. При этом аэродром как стратегический объект остается в собственности государства, - объясняет совладелец компании-оператора Даулетхан Килыбаев. - Обсудив ключевые условия сделки с бывшими владельцами, я в течение трех месяцев искал партнеров.

Даулетхан Килыбаев
Даулетхан Килыбаев
ФОТО: © архив пресс-службы

По словам г-на Килыбаева, у малых аэропортов низкий трафик и, соответственно, низкая выручка. При этом все аэропорты, большие и малые, несут постоянные затраты на обслуживание инфраструктуры, коммунальные услуги, ремонт и т.д. Поэтому большинство малых аэропортов убыточны как в Казахстане, так и во всем мире.

- Я переговорил с десятком потенциальных партнеров из разных стран, и, в том числе, получил отклик от самого профессионального, на мой взгляд, управляющего – компании «Аэропорты регионов» («АР»). Компания имеет успешный опыт управления малыми аэропортами и готова вместе с нами инвестировать в его развитие, - заверяет Даулетхан Килыбаев. - При этом все аэропорты «АР», находящиеся в их собственности и в управлении, модернизированы и безубыточны. И, кстати, я не нашел ни одной другой компании, которая управляет более чем пятью малыми аэропортами. Лично я убежден, что в нашем регионе никто лучше, чем «АР», не сможет договориться и привлечь пассажирские и грузовые авиакомпании, сервисные организации и предоставить хороший сервис как пассажирам, так и транспортным компаниям.

Тягач для буксировки ВС ТМХ 150 и Наземный источник электропитания ВС (воздушного судна)
Тягач для буксировки ВС ТМХ 150 и наземный источник электропитания ВС (воздушного судна)
ФОТО: © архив пресс-службы

Даулетхан Килыбаев не устает говорить о плюсах «АР». По словам бизнесмена, эта компания хорошо известна в отрасли как профессиональный оператор, имеющий целый ряд достижений, в том числе на международном уровне.

- Компания работает более 10 лет, и с самого начала своей деятельности занимается развитием сети региональных перевозок и авиационных связей между городами. «АР» разработала и внедрила собственную систему маркетинговой поддержки для авиакомпаний, открывающих новые рейсы из аэропортов под ее управлением, - перечисляет Килыбаев. - «АР» одной из немногих в мире получила высший рейтинг 5 звезд от авторитетной международной рейтинговой организации Skytrax. Сегодня компания участвует в управлении 14 аэропортами, объем частных инвестиций в проекты, которыми оперирует компания, превышает $1,3 млрд.

Трап прицепной PSP-4100
Трап прицепной PSP-4100
ФОТО: © архив пресс-службы

Сделку прокомментировали и некоторые авиационные эксперты.

- То, что имущество аэропорта Уральска передали в доверительное управление казахстанско-российской компании, — это нормальный процесс, - говорит проректор по академической деятельности Академии гражданской авиации РК Альжапар Саретбаев. - Важно, чтобы правительство перед новой управляющей компанией поставило задачи по развитию аэропорта, улучшению материально-технического оснащения, увеличению авиаперевозок. Одним словом, нужно повышать привлекательность аэропорта для отечественных и иностранных авиаперевозчиков.

Международный эксперт, бывший региональный менеджер IATA в Центральной Азии Джордан Карамалаков подтверждает, что передача управления аэропортом компаниям-операторам с иностранным участием - распространенная практика.

- В большинстве таких случаев концессионером является опытная компания, от которой ожидают не только больших инвестиций, но и высокого качества сервиса, а также повышения эффективности работы аэропорта в интересах как государства, так и пассажиров, - говорит Карамалаков. - Госорганы Казахстана должны установить четкие процедуры надзора и всегда быть в курсе любых дальнейших шагов собственников в отношении обеспечения государственных и общественных интересов.

А инвестиции?

Пассажирский терминал аэропорта Уральска – один из важнейших объектов инфраструктуры аэродромного комплекса. Собственником терминала сейчас является акимат ЗКО через СПК «Aqjaiyq». В апреле 2022 года после реконструкции терминал передали в доверительное управление оператору аэропорта. Срок договора - 3 года. Вместе с новым терминалом «в наследство» новый оператор получил и обязательство вернуть вложенные в реконструкцию деньги.

- Мы придерживаемся договора, который был заключен между СПК и предыдущим собственником, и планируем выкупить здание терминала, — говорит г-н Килыбаев. – Сейчас нужно определить и согласовать конкретные условия выкупа с учетом всех интересов. В любом случае планы по выкупу терминала сохраняются, и это позволит вернуть средства, потраченные на его строительство, в бюджет ЗКО для реализации других социальных проектов.

А вот как комментируют ситуацию в СПК «Aqjaiyq»: «Возврат инвестированных государством средств в модернизацию ИВПП и здания терминала возможен только при условии продажи данных объектов. В настоящее время вопрос о продаже государством своего имущества не рассматривается. Окупаемость инвестиций государства при передаче имущества в доверительное управление осуществляется за счет части полученного дохода от оказания доверительным управляющим услуг авиакомпаниям и населению, за минусом постоянных расходов аэропорта».

О планах

Приобретение актива всегда сопровождается построением бизнес-планов и оценкой инвестиционных возможностей.

- Аэропортовый бизнес Казахстана недооценен и имеет потенциал роста, особенно в регионах, расположенных вдали от основных хабов. Таким перспективным является и аэропорт Уральска. Кроме того, в связи с отсутствием или высокой стоимостью авиабилетов жители ЗКО часто летают внутри Казахстана и за границу через соседние аэропорты – Актобе или Самару, - говорит Даулетхан Килыбаев. - Наш аэропорт должен стать новым пассажирским, логистическим хабом для Актобе, Атырау, Самары, чтобы пассажиры и грузоперевозчики из этих регионов пользовались аэропортом Уральска. Ключевая задача с точки зрения инфраструктуры аэропорта – техническое переоснащение. Уже за две недели после завершения сделки мы сумели найти и арендовать ряд критически важной для аэропорта техники. Это заслуга «АР» – они смогли оперативно найти и выделить эту технику из своих аэропортов.

ФОТО: © архив пресс-службы

По словам Килыбаева, суммарные инвестиции в техническое переоснащение аэропорта и в выкуп терминала превысят 10 млрд тенге. Сейчас составляется детальный бюджет и инвестиционная программа, исходя из наиболее приоритетных потребностей аэропорта.

- Ввиду большого интереса жителей ЗКО к проекту постараемся максимально широко освещать приобретение новой техники и все происходящие в аэропорту процессы, - заверяет Даулетхан Килыбаев. - В любом случае пассажиры уже в ближайшее время смогут ощутить приход нового профессионального инвестора. При этом ряд задач за счет компетенций «АР» решаются довольно быстро. Например, уже организован прием отправлений авиапочты, который был приостановлен более пяти лет назад. Для аэропорта это больше социальная функция, но она показывает новый подход к делу. Другие задачи потребуют больше времени. С приходом нового партнера регион в целом получит мощный импульс в части развития авиасообщения и грузопотока.

«АР» управляет аэропортами Нижнего Новгорода и Саратова, которые ранее по объему перевозок были сопоставимы с аэропортом Уральска. Но в течение нескольких лет они смогли в два-три раза увеличить пассажиропоток – теперь он превышает 1 миллион пассажиров в год на каждую воздушную гавань.

Комментируя планы по развитию проекта, в УК «Аэропорты регионов» отметили, что положительно оценивают его перспективы: «Объемы мировых авиаперевозок после спада, вызванного пандемией и внешнеполитическими факторами, начинают снова активно расти. В этих условиях аэропорт Уральска может занять перспективную нишу регионального хаба. Отсюда можно развивать маршрутную сеть внутри Казахстана, международные перевозки в Европу, открывать чартерные рейсы на зарубежные курортные направления. На эти перспективы мы ориентировались при принятии решения об участии в проекте. Работа пусть и в дружественном, но иностранном государстве требует определенных знаний и опыта, и для нас было важным наличие партнера, знающего специфику ведения бизнеса в стране. Поэтому мы приняли решение принять участие в проекте совместно с казахстанскими партнёрами. За ними сохраняется контроль над совместной компанией, а мы сможем привнести в проект наши уникальные компетенции по управлению и развитию аэропортов».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить