Ускорение инфляции меняет привычки потребителей в Казахстане

51701

Как текущая экономическая ситуация влияет на отечественный рынок товаров повседневного спроса и потребительское поведение казахстанцев?

ФОТО: © Depositphotos/ta.che

В исследовательской компании Nielsen Казахстан отмечают, что рост цен на товары повседневного спроса был основной причиной беспокойства потребителей в 2022 году.

Топ-5 основных причин для беспокойства потребителей в Казахстане в 2022 году

Источник: Nielsen Казахстан (отчет по индексу покупательского оптимизма казахстанцев за III квартал, подготовленный в декабре 2022 года).

Годовой уровень инфляции в октябре вырос до 18,7% – самого высокого уровня с сентября 2016 года», – отмечают исследователи.

Инфляция ускоряется в августе 2022, когда рост цен на некоторые категории достигает порога выше 25%

Источник: Nielsen Казахстан (отчет по индексу покупательского оптимизма казахстанцев за III квартал, подготовленный в декабре 2022 года).

Более того, по словам коммерческого директора Nielsen Казахстан  Мадины Сейсенгалиевой, согласно опросу, проведенному исследовательской компанией, 69% респондентов считают, что наша страна находится в экономическом кризисе.

Мадина Сейсенгалиева

Мадина Сейсенгалиева

«Как следствие, это отражается на покупательском оптимизме казахстанцев, которые меняют свои потребительские стратегии. Так, среди потребительских трендов на рынке FMCG я могу отметить: поиск промоакций, отказ от необязательных трат, переключение на более доступные магазины, поиск собственных товарных марок и более дешевых брендов, переключение на более низкие ценовые сегменты. При этом более 80% покупателей составляют список, покупок и треть из них придерживаются его», – делится эксперт.

По ее словам, если сравнивать с данными 2016 года, в котором 38% казахстанских потребителей сравнивали цены в магазинах, которые они обычно посещают, то в 2022 году целенаправленно это же делают уже 49%.

Помимо этого, эксперт отметила, что в 2022 году покупатель сталкивался с отсутствием в магазинах некоторых товаров повседневного спроса.

В свою очередь глава еще одной исследовательской компании, а именно президент BRIF Research Group Александр Рузанов также подтверждает данные изменения. В своих комментариях он выделил два мегатренда, которые уже оказывают и продолжат оказывать большое влияние на потребительские рынки и поведение потребителей.

Александр Рузанов

Александр Рузанов

Первый мегатренд – это продолжающееся снижение темпов роста доходов основной массы населения при росте темпов инфляции, в результате чего ее доходы не успевают за расходами.

«Начало этого тренда было положено глобальным кризисом 2008 года. А более глубоко это проявилось примерно в 2012 году. С тех пор мы наблюдаем, что в массовом потребительском сознании стало возникать и укрепляться кризисное поведение и мышление. Это проявляется в переключении на покупки в более дешевых сегментах, в снижении лояльности брендам, в рационализации покупательского поведения. Большим успехом и популярностью стали пользоваться промоакции, товары со скидками, дискаунтеры. Семьи чаще стали делать оптовые закупки продуктов с целью экономии. А также это проявляется в том, что в семейных расходах растет доля покупок продуктов питания», – делится эксперт.

Второй мегатренд, по словам эксперта, заключается в росте объема онлайн торговли.

«Этот тренд был и до пандемии, а во время локдаунов темпы роста объемов онлайн-покупок поражают воображение и значительно опережают темпы роста традиционной торговли, которые сильно замедлились. Пандемия также сильно подстегнула развитие экспресс-доставки, которая меняет и еще сильно поменяет в корне природу шопинга. Из покупательского поведения будет сильно вымываться функция социализации и возрастать значение осознанного управления экономикой покупки, заказа», – считает Александр Рузанов.

При этом по его словам, из-за этого бренды сталкиваются с трудностями. «Из-за экономических трудностей у населения сильно снижается лояльность к брендам, и эмоциональная составляющая уступает место прагматизму выбора по цене-качеству», – говорит он.

Эксперт также отмечает, что брендам всё сложнее конкурировать в условиях выросшей, почти абсолютной прозрачности потребительского рынка.

«Когда весь рынок – это маркетплейс, где виден весь ассортимент с ценами и отзывами, мне кажется, рулить будут маркетплейсы и службы доставки. Службы доставки могут агрегировать и анализировать данные обо всех покупках и понимать спрос и предложение на местных и общестрановых рынках. Думаю, они пользуются и будут пользоваться этим знанием для экспансии своего влияния», – отмечает глава BRIF Research Group.

К слову, этот тезис подтверждают в пресс-службе компании Glovo в Казахстане.

«Заказ еды с доставкой более не означает только заказ из ресторана любимых блюд, эта тенденция меняется благодаря развитию электронной коммерции. Онлайн-покупки сместили фокус внимания потребителя на скорость. Люди хотят делать «быстрые» покупки необходимых товаров для дома и получать их как можно скорее. Мы видим это наглядно по аналитике приложения Glovo в Казахстане: так, доставка из супермаркетов в 2022 году выросла на +277% в сравнении с 2021 годом», – прокомментировали нам в компании.

Также они считают, что электронная коммерция полностью трансформировала FMCG-рынок. К примеру, появление дарксторов и фулфиллмент-центров сделало доставку товаров первой необходимости еще быстрее. Так называемые «карманные супермаркеты», которые всегда под рукой и доставку из которых можно получить от 21 до 25 минут. Как отметили в пресс-службе компании, в 2022 году самыми популярными заказами из Glovo Express были: картофель, бананы, молоко и сладкие газированные напитки.

Помимо этого, в компании наблюдают, как смещается выбор пользователей. Если раньше казахстанцы заказывали в основном продукты питания, блюда из ресторанов, то сейчас стремительно растет сегмент косметики и личной гигиены. Так, среди 25 стран, где присутствует Glovo, Казахстан стал первой страной, где разместили первый заказ в этой категории.

Между тем в Nielsen Казахстан отмечают, что сегодня в канале электронной коммерции миссии покупателей смещаются в сторону оффлайн-миссий.

Покупательская корзина в e-com также меняется

Источник: Nielsen Казахстан (отчет по индексу покупательского оптимизма казахстанцев за III квартал, подготовленный в декабре 2022 года).

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить