Рост зарплат отстает от инфляции впервые за шесть лет

27665

Вместе с тем компании предлагают сотрудникам все больше нематериальных льгот и поощрений

ФОТО: pixabay.com

Компания EY провела ежегодный 16-й обзор заработных плат и компенсаций, в котором приняли участие более 140 компаний нефтегазовой, горнодобывающей, электроэнергетической, банковской, финансовой, строительной и других отраслей.

Результаты обзора за 2022/2023 годы освещают картину, сложившуюся на рынке труда в свете непростых экономических и геополитических событий.

Уже по традиции компании-участницы поделились данными о вознаграждении сотрудников, а также ответили на вопросы о кадровой политике и практике. На основе ответов EY провела анализ ситуации на рынке и вывела основные тренды стимулирования и мотивации работников.

Вспомогательный персонал получил больше, чем топы 

В прошлом году эксперты в области экономики прогнозировали, что 2022 год станет периодом интенсивного восстановления экономики от последствий всемирной пандемии Covid-19. Однако сегодня мы наблюдаем сложную геополитическую ситуацию в мире, кроме того, инфляция в большинстве стран достигла двухзначных показателей, а заработные платы не поспевают за ростом потребительских цен.

Согласно экспресс-исследованиям EY, проведенным в первой половине 2022 года, компании проводили внеплановые пересмотры заработных плат в ответ на случившиеся и ожидаемые экономические вызовы. Но, несмотря на приложенные усилия, впервые за последние 6 лет уровень инфляции - 18,8% - оказался выше среднего уровня повышения заработных плат, который в 2022 году находился в диапазоне 12–15% в зависимости от должности. Самый высокий процент повышения - 41% - был зафиксирован у специалистов и вспомогательного персонала в банковской отрасли, а самый низкий, 5%, - среди топ-менеджмента в сфере информационных технологий. В целом по рынку наблюдается тенденция более существенного роста заработных плат именно у рабочего и вспомогательного персонала, что особенно заметно в верхнем диапазоне повышения: 19% – топ-менеджмент, 30% – специалисты и вспомогательный персонал. Этот тренд может быть связан с тем, что в кризисные времена именно эти группы персонала являются наиболее экономически уязвимыми и компании приложили особые усилия, чтобы предоставить им наиболее благоприятные условия работы.

Несмотря на нестабильную ситуацию на рынке, среднее планируемое повышение заработных плат на 2023 год составило 11%, что не слишком отличается от роста заработных плат в 2018–2021 годах, когда инфляция была значительно ниже. Насколько такой процент повышения будет отвечать возможным грядущим экономическим вызовам, покажет только время.

День йоги и домашние питомцы в офисе

«Зачастую, по мнению большинства представителей топ-менеджмента, основной причиной добровольной текучести является уровень заработных плат. Однако на практике мы уже давно наблюдаем, что причиной демотивации и текучести сотрудников могут служить многие другие факторы, из них особое внимание стоит уделять дополнительным льготам, предоставляемым сотрудникам», - отметил Владимир Фесенко, партнер EY, руководитель направления консультационных услуг по управлению персоналом.

В постковидную эпоху все больше внимания как сотрудники, так и работодатели стали уделять физическому и психологическому здоровью и благосостоянию. Так, например, в компаниях, где предлагается «кафетерий льгот» (возможность сотрудникам самим выбирать для себя пакет льгот из определенного списка), в пятерку наиболее популярных опций вошли добровольное медицинское страхование и абонементы на занятия спортом. Однако многие работодатели не ограничиваются только этим, и в среднем 41% компаний дополнительно применяют well-being programs – программы по повышению благополучия сотрудников.

Инициативы, составляющие подобные программы, могут быть достаточно многообразны и покрывать самые различные аспекты жизни сотрудников. Например, все компании-респонденты, использующие well-being programs, предоставляют сотрудникам возможность посещать всевозможные корпоративные мероприятия, 59% предлагают множество офисных преимуществ, 33% проводят для сотрудников well-being-семинары, а 22% обеспечивают их доступом к консультациям с психологом.

Еще одним трендом курса на улучшение благосостояния сотрудников стали многообразие и инклюзивность (D&I), то есть корпоративные политики и практики, при которых каждый сотрудник «включен» в компанию, а его потребности и интересы учтены, вне зависимости от таких факторов, как расовая принадлежность, пол, социальный статус и многое другое. D&I - достаточно новое направление в Казахстане, тем не менее 45% компаний уже ввели подобные политики в свою работу.

Помимо различных бонусов и льгот более половины компаний, принявших участие в обзоре, также используют для мотивации сотрудников нематериальное вознаграждение. На сегодняшний день рынок предлагает достаточно большой выбор практик по нематериальной мотивации: от всем известного награждения лучших сотрудников и благодарственных писем до более необычных вариантов, таких как корпоративный детский сад, день йоги, кинозал и возможность привести в офис домашнего питомца.

Льготы для экспатов

Глобальные экономические изменения, вызванные последними событиями в 2022 году, и текущая ситуация в регионе привели к увеличению количества иностранных сотрудников в казахстанских компаниях. Из года в год по результатам обзора наблюдается, что наибольшее число экспатов в Казахстане являются гражданами России: на июнь 2022 года 68% компаний, привлекающих зарубежных специалистов, нанимают работников именно из России.

Основными причинами привлечения экспатов в 2022 году стали необходимость обмена опытом и знаниями между локальными и местными сотрудниками, которую отметили 63% компаний-респондентов, а также отсутствие квалифицированных кандидатов на местном рынке и усиление региональной интеграции: 53% и 54% соответственно.

На сегодняшний день иностранным специалистам предоставляется широкий список льгот, который варьируется от организации переезда (49% компаний-респондентов) и оплаты поездок в родную страну (36%) до предоставления уроков русского или казахского языка (14%).

Исследование проведено специалистами EY Анной Боровковой, Вероникой Хан и Залиной Бясовой под руководством Владимира Фесенко, партнера EY, руководителя направления консультационных услуг по управлению персоналом.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить