Дать удочку: казахстанка открывает нуждающимся детям окно в цифровой мир

22892

Основательница проекта Connect-Ed ликвидирует цифровой разрыв среди школьников и их родителей

Гульназ Корданова
Гульназ Корданова
ФОТО: © Lendel Marshall

«Дать детям удочку» – так звучит девиз образовательной инициативы Connect-Ed, основанной в 2020 году участницей рейтинга «30 до 30» Forbes Kazakhstan 28-летней Гульназ Кордановой. Цель заключается в предоставлении равных образовательных возможностей для каждого ребенка. За почти три года существования проекта его команда передала в казахстанские семьи 254 единицы техники – компьютеров, ноутбуков, смартфонов, обеспечив таким образом доступ к современным технологиям и интернету для более чем 1000 школьников. 144 человека прошли обучение на созданных в рамках Connect-Ed бесплатных курсах цифровой грамотности.

На отсутствие равного цифрового доступа к образованию у детей из разных социальных слоев и разных регионов выпускница Казахского национального педагогического университета им. Абая обратила внимание, когда в 2015 году начала преподавать физику ученикам алматинских школ. «Я получила возможность сравнить, насколько разные условия обучения у детей в школах моего родного Шымкента, в Туркестанской области и в Алматы. Да и в заведениях южной столицы условия отличались в зависимости от того, частные они или государственные», – вспоминает Гульназ.

Предмет первой необходимости

С тех пор участие в социальных проектах в сфере образования стало частью ее жизни. Сначала это был алматинский офис AISEC, международной организации, предоставляющей молодым людям возможности для саморазвития посредством международных стажировок, участия в волонтерских программах и социальных проектах. В рамках молодежной инициативы Всемирного экономического форума Global Shapers Community Гульназ преподавала программирование воспитанникам детских домов. Во многом благодаря этим занятиям они получили возможность увидеть, какой большой мир открывают человеку компьютерные технологии. В 2017 году во время поездки в Армению Гульназ познакомилась с инициативой Teach For All – глобальной сетью независимых социальных организаций, заинтересованных в повышении качества образования в своих странах. А в 2019 году она основала неправительственную организацию Teach For Kazakhstan, основная цель деятельности которой заключалась в повышении уровня профессиональной подготовки учителей, работающих в сельских школах.

«Я твердо уверена, что образование должно быть доступным для всех. Неважно, где родился ребенок, в ауле или в «золотом квадрате» Алматы, происхождение, социально-экономическое положение его семьи не должно играть никакой роли в том, какое образование он может получить и каким образом может реализовать свой потенциал», – говорит собеседница.

Свой главный на сегодняшний день проект Connect-Ed Гульназ запустила во время пандемии, обнажившей проблемы цифрового неравенства и неравного доступа к образованию. Ученики престижных школ, имеющие собственные компьютеры и ноутбуки, не знающие проблем с доступом к интернету, перешли на онлайн-обучение с минимальными потерями. Дети же из сельской местности, из многодетных семей, вынужденные делить один смартфон с братьями и сестрами, фактически выпали из учебного процесса на год, что увеличило и без того имевшийся разрыв. Конкретных данных о ситуации по регионам нет, но, замечает собеседница, по результатам рейтинга PISA худшие показатели зафиксированы в Туркестанской области и в Западном Казахстане, что во многом является следствием цифрового неравенства.

Ребенка формирует экосистема, в которой он живет. Если родители и учителя свободно пользуются компьютером, достаточно компетентны, чтобы помочь и подсказать, то и дети не испытывают проблем с познанием цифрового мира. В сельской местности очень часто и родителям, и учителям не хватает знаний, и с большой вероятностью ни семья, ни школа не помогут восполнить пробелы в знаниях. «Раньше для того, чтобы усвоить материал урока, было достаточно выучить параграф в учебнике. Сегодня практически всегда нужно искать дополнительную информацию в интернете, и это правильно, поскольку позволяет получить знания, выходящие за пределы школьной программы. Поэтому в моем представлении ноутбук, компьютер, смартфон – это такой же необходимый современному школьнику атрибут, как учебник или тетрадь, а навыки их использования так же обязательны, как умение читать и писать. К тому же если смотреть на перспективу, то уровень компьютерной грамотности влияет на уровень образования в целом, а значит, с большой долей вероятности и на то, насколько преуспеет человек во взрослой жизни, сколько будет зарабатывать, сможет ли использовать потенциал компьютерных технологий, чтобы найти работу», – убеждена Гульназ.

ФОТО: © Lendel Marshall

Первым делом в Connect-Ed решили поддержать детей из малоимущих семей оргтехникой. В достаточно обеспеченных семьях компьютеры обновляются раз в три-пять лет, и вполне рабочие, не слишком устаревшие морально ноутбуки зачастую пылятся на полках, потесненные новыми устройствами. Участники инициативы обратились к своим подписчикам через соцсети, стали расспрашивать знакомых, готовы ли те отдать какую-то старую технику нуждающимся. Вскоре появилась мысль, что помочь малообеспеченным и многодетным семьям, которым покупка компьютера не по карману, могут не только отдельные граждане, но и компании, периодически обновляющие свой парк техники. В Connect-Ed приводят бывшие в употреблении компьютеры и другие гаджеты в порядок и передают детям из нуждающихся семей.

По словам основательницы проекта, помощь от частных лиц поступает регулярно, но компании, разумеется, за один раз могут передать техники гораздо больше, чем обычные благотворители-одиночки. К тому же, передавая технику в многодетные семьи, бизнес избавляется от необходимости решать проблемы с утилизацией отработанного оборудования, так что выгода от такого сотрудничества может быть взаимной. Дети получают инструмент для повышения компьютерной грамотности, а бизнес выполняет актуальную на сегодняшний день повестку ESG.

Деятельность неправительственной организации вскоре после ее создания поддержал грантом фонд «Сорос Казахстан». Грантовая поддержка, поясняет Гульназ, примерно на 90% обеспечивает финансирование проекта. С момента запуска Connect-Ed ее поступило примерно на $100 тыс., проект выиграл гранты от Harvard Innovation Labs, приходят пожертвования и от граждан. «Нам бы хотелось развивать сотрудничество с бизнесом не только в плане помощи техникой, но и в рамках корпоративной социальной ответственности компаний», – говорит собеседница.

Для всех поколений

Снабдив компьютерами первые нуждающиеся семьи, основатели Connect-Ed вскоре поняли, что ни родители, ни дети не умеют пользоваться предоставленной техникой. В век интернета и технологий уровень цифровой грамотности в Казахстане оставляет желать лучшего, что подтверждает статистика. Так, в 2018 году 3,5 тыс. восьмиклассников из 184 школ страны впервые приняли участие в рейтинге международного исследования компьютерной и информационной грамотности ICILS, и результат не дал повода для гордости: казахстанские школьники недотянули и до минимального среднего уровня. Пандемия и вынужденный переход на онлайн-обучение немного улучшили ситуацию, но, считает Гульназ, о кардинальных переменах говорить рано.

Поэтому логичным продолжением проекта стало создание бесплатных интерактивных курсов. Попытка давать разъяснения через Zoom, вспоминает собеседница, провалилась по причине того, что школьники и родители просто не могли подключиться к конференции. Тогда решили попробовать достучаться до аудитории через цифровые каналы, которыми умеет пользоваться большинство казахстанцев, от мала до велика – WhatsApp, YouTube и Instagram. Причем сначала организовали курсы для школьников, а поняв, что многие родители до сих пор на «вы» с компьютером, разработали обучающий материал и для них.

ФОТО: © Lendel Marshall

Идея курсов для пожилых людей возникла у Гульназ во время поездки в родной Шымкент, когда она увидела расположенные недалеко от входа в ЦОН вывески с предложением распечатать справки из e-gov. «Такими услугами часто пользуются пожилые люди. Они, не думая о рисках, предоставляют незнакомцам пароль от личного кабинета в e-gov, не знакомы с элементарными правилами цифровой гигиены и легко могут стать жертвами мошенников, – замечает собеседница. – Самое главное, что получили представители старшего поколения, посещавшие наши курсы, – это заинтересованность и уверенность в себе: они поняли, что могут пользоваться техникой и, даже если случайно нажмут не на ту кнопку, не произойдет ничего страшного». Благодаря деятельности таких проектов, как Connect-Ed, на проблему цифрового неравенства в обществе обращают все больше внимания, делая маленькие, но нужные шаги по ее решению – такие, например, как планшеты, которые будут выдаваться первоклашкам вместо учебников.

Многолетний опыт участия в образовательных инициативах и общения с коллегами также заставил Гульназ обратить внимание на такую проблему, как низкий уровень подготовки учителей информатики и формальный подход к организации обучения, что также является причиной цифрового неравенства. Пока школьники Алматы и Астаны вовсю принимают участие в олимпиадах по программированию, во многих сельских школах оборудовали компьютерные классы, но не разрешают детям пользоваться техникой, а знания педагогов ограничиваются работой в Word и созданием электронной почты на известном российском почтовом сервисе. Ресурсы небольшого НПО (команда Connect-Ed состоит из 16 человек) слишком скромны, чтобы организовать курсы для учителей, но профессиональное развитие педагогов должно стать частью государственной стратегии по обеспечению равного доступа к образованию для всех детей, уверена Гульназ.

Больше знаний

Сама участница рейтинга «30 до 30» также не намерена останавливаться на уже полученных знаниях. В прошлом году она окончила магистратуру Назарбаев Университета в области образования, обучение в которой совмещала с общественной деятельностью. Затем Гульназ поступила в магистратуру Высшей школы образования университета Гарварда по программе Human Development & Education. Кроме того, девушка выполняет исследовательские работы в Гарвардской школе государственного управления Кеннеди, берет курсы и тренинги по социальному предпринимательству. К последнему, объясняет Гульназ, необходим профессиональный подход, должно быть искреннее участие, понимание менталитета людей, живущих в иной реальности, нежели преуспевшие сограждане. Этого порой не хватает инициаторам подобных проектов.

Находясь в США, Гульназ убедилась, что цифровое неравенство – глобальная проблема, которая существует даже в Кремниевой долине. Конечно, в американских школах детям из малообеспеченных семей стараются помогать с техникой, выдают ноутбуки, но проблема равного доступа к современным технологиям в обучении все же существует, и влияние ее последствий на будущее ребенка тоже недооценивается.

Гульназ не забывает и свое казахстанское детище, по-прежнему осуществляя стратегическое руководство Connect-Ed. «Компьютер – это ресурс, который может открыть детям доступ к большим возможностям. Для школьников, которых мы обеспечиваем техникой, а особенно для их родителей, которые не могут выкроить в своем бюджете деньги на покупку ноутбука, это серьезное подспорье и надежда на лучшее будущее», – убеждена она.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить