Почему не видно эффекта от реформ в казахстанском образовании

27521

Отечественное образование за прошлый год существенно не прибавило – как по качеству знаний, так и в плане равного доступа

ФОТО: © Depositphotos.com/Wavebreakmedia

Нельзя сказать, что правительство не проводит реформы, напротив – структура казахстанского школьного и высшего образования довольно быстро меняется. Эксперты, опрошенные Forbes Kazakhstan, в один голос говорят: эффект от проводимых реформ мы увидим лишь через какое-то время. Как минимум через пять лет.

Знаковым событием для образовательной сферы в 2022 году стало разделение Министерства образования и науки на два ведомства: Министерство просвещения и Министерство науки и высшего образования. Комментируя это решение, экс-министр образования и науки Асхат Аймагамбетов говорил, что разделение МОН – важный для дальнейшего развития образования и науки шаг, который позволит сфокусироваться на задачах по развитию этих сфер, поставленных президентом страны.

Министерская реформа – своего рода признание: правительство не способно управлять и наукой, и высшим и средним образованием с помощью одного ведомства. Насколько эффективным окажется разделение министерства, неясно. Мировой опыт демонстрирует неоднозначность эффекта дробления ведомств. Некоторые эксперты считают, что существование единого министерства образования и науки более оправданно. С одной стороны, это способствует применению научных принципов в образовательной сфере. С другой – содействует внедрению научных достижений в практику, что в конечном счете повышает качество образования.

Из плюсов реформы: отделение науки от образования может улучшить координацию между образовательными учреждениями и научно-исследовательскими институтами. Каждое из двух новых министерств может сосредоточиться на решении собственных задач и сотрудничать с другими ведомствами, чтобы достичь общих целей. Кроме того, немаловажным здесь видится разделение бюджетов, благодаря которому научно-исследовательская деятельность в Казахстане должна получить новый финансовый толчок к развитию.

В конце прошлого года МОН объявило три конкурса на грантовое финансирование научно-исследовательской деятельности на 2023–2025 годы. Общий бюджет конкурсов составил 86 млрд тенге. Уже на этот год запланировано поэтапное увеличение финансирования прикладной науки, в том числе за счет софинансирования научных исследований бизнесом. Правительство также планирует развивать специализированные инжиниринговые центры, научно-технологические парки при ведущих вузах и крупных предприятиях, а также создать Национальный совет по науке и технологиям с участием ведущих ученых (соответствующий указ подписан Токаевым в конце января).

«Круг задач и вызовов в сфере дошкольного, среднего, дополнительного, технического и профессионального образования объективно растет. Что касается высшего образования и науки, уже достигнутые результаты позволяют ставить новые амбициозные задачи по подготовке кадров и развитию научной отрасли. Настоящая реформа даст новый импульс развитию данных сфер», – комментировал изменения в образовании на своей странице в Facebook Асхат Аймагамбетов. По его словам, учитывая глобальные вызовы, которые стоят перед национальной экономикой, рост числа исследований может повлечь за собой целую цепочку позитивных событий: рост добавленной стоимости производимых в стране продуктов, появление научно-исследовательских центров, которые, например, позволят казахстанским IT-компаниям не задумываться о переезде в страны с развитой научно-технической базой. Сегодня в стране более 22 тыс. научных работников. Из них 36% – люди в возрасте до 35 лет. Есть с кем работать и на кого надеяться. Все зависит от того, насколько последовательными будут очередные реформы.

Мы к вам приехали

Один из главных трендов в казахстанском высшем образовании – наращивание сотрудничества с зарубежными вузами и учеными. В январе прошлого года Касым-Жомарт Токаев поручил правительству открыть в стране не менее пяти филиалов зарубежных университетов. Сегодня правительство ведет переговоры по открытию филиалов Университета Гериота-Ватта (Великобритания) на базе Актюбинского регионального университета им. Жубанова; Университета Калгари (Канада) и Вагенингенского университета (Нидерланды) на базе Университета им. Шакарима; Берлинского технического университета (Германия) на базе Восточно-Казахстанского технического университета им. Серикбаева. Также прорабатывается возможность стратегического партнерства ЮКУ им. Ауэзова с южнокорейским институтом KAIST и Калифорнийским университетом в Лос-Анджелесе.

Что касается иностранных ученых, сегодня в казахстанских вузах преподают такие именитые специалисты, как экс-советник генерального секретаря ООН по вопросам изменения климата и член удостоенной Нобелевской премии мира 2007 года Межправительственной комиссии по изменению климата Рае Квон Чунг (Auezov University) и политолог Екатерина Шульман (КазГЮУ).

Похоже, планы казахстанского правительства по развитию высшего образования внушают оптимизм и казахстанским ученым. Некоторые из них так воодушевлены перспективами отечественных вузов, что возвращаются на родину, чтобы заняться преподавательской деятельностью. Ректор Kozybayev University Ерлан Шуланов отмечает, что не один Казахстан стремится вернуть своих ученых на родину. «Сейчас идет на них (известных ученых, работающих за рубежом. – Прим. авт.) охота. Мы одного нашего ученого уговорили переехать и работать у нас. Он преподавал в американском вузе и не имел собственной научной программы, работал под руководством другого профессора. Заинтересовали его тем, что гарантировали творческую и академическую свободу», – рассказывает Шуланов.

Всё тот же дефицит

Реформы в образовании внушают осторожный оптимизм, однако проблема нехватки кадров в стране пока не решена. Чиновники и депутаты ищут крайних. В конце прошлого года мажилисмены подвергли критике образовательную программу «Болашак». «Примерная стоимость одного года обучения одного болашаковца составляет до 35 млн тенге. А специалистов как не хватало, так и не хватает», – возмущалась депутат мажилиса седьмого созыва Айгуль Жумабаева на заседании нижней палаты парламента в декабре прошлого года.

Права ли Жумабаева и те, кто критикует практику обучения талантливых казахстанских студентов за рубежом за государственный счет, сказать трудно. За 30 лет существования «Болашака» выпускники программы стали неотъемлемой частью госаппарата и рынка труда в целом. Их уже порядка 12 тыс. и будет больше: «Болашак» сворачивать не планируют. Программу просто переориентируют на подготовку инженерных кадров. Доля грантов по инженерно-техническим специальностям в структуре «Болашака» достигла 60%. Так руководство Центра международных программ, оператора стипендии, планирует бороться с тем самым засильем экономистов, юристов и финансистов, о котором в одном из своих выступлений 2022 года говорил президент Токаев. Чтобы адаптироваться под требования рынка труда, в «Болашаке» также расширяют географию доступных стипендиатам вузов и регулярно обновляют список специальностей.

Наперегонки с демографией

Как бы ни манила казахстанскую молодежь заграница, большинство выпускников школ все же будет обучаться в местных вузах. Именно они будут доминировать на рынке труда к концу десятилетия. По прогнозам демографов, к 2030 году люди до 30 лет составят 80% всего трудоспособного населения Казахстана. В стране стремительно растет число студентов: всего за пять лет, с 2015-го по 2020-й, их стало на четверть больше. По данным Миннауки и высшего образования, этот тренд продолжится. Если в 2022 году студентов в стране было порядка 600 тыс., то уже к 2030 году их будет около миллиона. Это создаст огромную нагрузку на вузовскую инфраструктуру.

На одном из посвященных образованию форумов, прошедших в Астане в августе прошлого года, министр науки и высшего образования Саясат Нурбек сравнил грядущее давление на вузовские ресурсы с текущим дефицитом мест в детсадах и школах, так хорошо знакомым казахстанцам. Это последствия бума рождаемости в начале 2000-х годов. Молодежь сегодня составляет порядка пятой части населения страны. По прогнозам, к 2030-му число молодых людей достигнет пиковых значений (порядка 4,5 млн человек), после чего начнет снижаться. С учетом этой динамики инвестиции государства в образование кажутся не просто своевременными, а жизненно необходимыми.

Казахстан примет на себя и часть демографического роста, который переживают страны Азии. По данным Бюро нацстатистики, в прошлом году число иностранных студентов у нас составило порядка 28 тыс. человек. Это всего 5% от общего количества учащихся вузов. Едут в нашу страну в основном из близлежащих стран: Узбекистана, Туркменистана, Монголии. По мнению Нурбека, иностранцев в местных вузах станет больше, если последние обеспечат студентам должное качество инфраструктуры и преподавания. Чтобы достичь этих целей, государство стремится к обеспечению академической свободы и старается привлечь частный капитал в такие сферы, как, например, строительство студенческих общежитий. В Миннауки и высшего образования даже создали проектный офис, который призван убеждать бизнесменов в привлекательности инвестиций в строительство для студентов.

Шанс преуспеть

Несмотря на экономические и геополитические трудности, казахстанское образование продолжает идти по пути глобализации. Развитие технологий упростило этот процесс. Благодаря доступности информации преподавателям легче внедрять новые элементы в учебную программу. Доступные онлайн языковые курсы помогают студентам подтянуть английский и другие иностранные языки. Молодые люди используют интернет, чтобы узнать о программах обмена и грантах, что делает их более мобильными. Вузы наращивают международное сотрудничество. То, как охотно пошли американцы из Аризонского университета на контакт с североказахстанским Kozybayev University (читайте материал об этом далее), говорит о том, что наша страна становится частью мирового рынка образования. Это радует: в сегодняшнем взаимосвязанном мире протекционизм в образовании вряд ли оправдан.

Пандемия коронавируса ускорила глобализацию образования. Застрявшие в четырех стенах молодые люди были вынуждены смириться с необходимостью посещать виртуальные лекции и семинары. Преподаватели старших поколений с трудом, но освоили навыки пользования ПК. И те и другие поняли: знания ближе, чем когда-либо. И хотя рост рынка EdTech в последний год замедлился по ряду причин, среди которых насыщение рынка и меньшая доступность финансирования, онлайн успел стать неотъемлемой частью образования. Это значит, что его глобализация продолжается. Какое место займет Казахстан на рынке глобального образования, зависит от общих усилий чиновников, экспертов, преподавателей, родителей, студентов – и, конечно, бизнеса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить