В ОБСЕ назвали сильные и слабые стороны выборов в Казахстане

10187

Заявление БДИПЧ о предварительных результатах и выводах по выборам в РК опубликовали в понедельник, 20 марта

ФОТО: Depositphotos/romsvetnik

Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ опубликовало отчет с предварительными результатами и выводами по проведению выборов депутатов мажилиса и маслихатов в Казахстане.

Как отмечается в отчете, несмотря на проводимые в Казахстане реформы и принятые во внимание рекомендации БДИПЧ, миссия наблюдателей зафиксировала «значительные процедурные нарушения при проведении выборов».

«Несмотря на то, что органы по проведению выборов провели подготовку эффективно, а голосование в целом было организовано гладко, наблюдались значительные процедурные нарушения, а важные меры безопасности часто игнорировались во время подсчета голосов и подведения итогов, что подрывало прозрачность процесса», – говорится в отчете БДИПЧ.

Участники миссии отметили, что нормативно-правовая база, регулирующая ряд ключевых аспектов избирательного процесса, всё еще не полностью соответствует международным стандартам и обязательствам ОБСЕ в отношении демократических выборов.

«Подготовка к выборам проводилась эффективно и в установленные сроки. Центральная избирательная комиссия (ЦИК) регулярно проводила заседания в прямом эфире и оперативно публиковала свои решения, демонстрируя транспарентность. Тем не менее фактически результаты обсуждались до начала официальных заседаний, что снизило прозрачность процесса принятия решений. В целом занятия, организованные для комиссий нижестоящего уровня, на которых присутствовала МНВ БДИПЧ, были хорошо организованы и интерактивны, но процедуры подсчета голосов и подведения итогов не всегда выполнялись последовательно и своевременно», – отметили в отчете.

Кроме того, наблюдатели миссии отметили ряд расхождений между числом избирателей, отдавших свои бюллетени, и предварительными цифрами явки, о которых было сообщено официально.

«Процедуры голосования в основном соблюдались, но ММНВ (Международная миссия по наблюдению за выборами. – F.) заметила некоторые нарушения. Хотя расположение избирательных участков было оценено в целом как достаточное для проведения голосования, на 3% наблюдаемых избирательных участков не была обеспечена тайна голосования, 4% избирательных участков были переполнены людьми. Групповое голосование и фотографирование избирателями своих бюллетеней наблюдалось на 3 и 5% наблюдаемых избирательных участков соответственно. На 16% наблюдаемых избирательных участков УИК не сохранили ОУГ (открепительное удостоверение для голосования. – F.) , что потенциально подрывает целостность процесса», – говорится в заявлении ОБСЕ.

В отчете также говорится, что наблюдатели ММНВ не смогли следить за процедурами голосования без ограничений на 5% наблюдаемых избирательных участков, что «негативно сказалось на прозрачности процесса и помешало содержательному наблюдению».

Наблюдатели также акцентировали внимание на условия для избирателей с ограниченными физическими возможностями.

«Несмотря на меры по облегчению доступа лиц с разными видами инвалидности к процессу голосования, независимый доступ для лиц с инвалидностью не был обеспечен на 33% наблюдаемых избирательных участков. Планировка была непригодна для избирателей с инвалидностью вследствие физических причин», – говорится в отчете. 

Международные наблюдатели также обратили внимание на работу Генеральной прокуратуры и ЦИК в день выборов касаемо жалоб о воспрепятствовании наблюдательной деятельности.

«В день выборов Генеральная прокуратура получила 66 жалоб и обращений и возбудила 25 дел по обвинениям в голосовании от имени другого лица и нарушении дня тишины. Ряд политических групп и местные наблюдатели проинформировали ММНВ о подаче жалоб на воспрепятствование их наблюдательной деятельности в ЦИК и прокуратуру. Однако прокуратура не сообщила ни о каких административных делах по данным утверждениям. ЦИК не предоставила информацию о полученных и рассмотренных жалобах ни общественности, ни по запросу ММНВ», – заявили международные наблюдатели.

Миссия также негативно оценила подсчет голосов на 58 из 128 наблюдаемых избирательных участков из-за «существенных процедурных ошибок и упущений»: процедуры подсчета голосов не соблюдались и в целом были плохо организованы.

«Члены УИК (участковых избирательных комиссий. – F.) не смогли объявить общее число избирателей в списке избирателей (65 случаев), определить количество выданных бюллетеней на основе подписей в списке избирателей (67 случаев) и объявить выбор избирателя по каждому бюллетеню (91 случай), пропустив важные этапы сверки и поставив под сомнение целостность избирательного процесса подсчета голосов. Бюллетени не были подсчитаны до сортировки по типу выборов/кандидата/партии в 99 случаях, и общее количество бюллетеней из всех урн для голосования было больше, чем число проголосовавших избирателей в 12 случаях на наблюдаемых избирательных участках», – подсчитали в отчете.

Также на некоторых избирательных участках наблюдатели заметили посторонних лиц, не являющихся членами УИК, которые вмешивались в работу участка. К числу нарушений миссия наблюдателей также отнесла предварительную подпись бюллетеней для преднамеренной фальсификации записей в списках избирателей, результатов или протоколов.

«Протоколы о результатах не были заполнены полностью и заполнены карандашом в 24 случаях, а цифры не были озвучены вслух до внесения в протокол в 55 случаях. В 42 случаях из 128 наблюдаемых случаев подписанные копии протоколов не были вывешены на всеобщее обозрение. Гражданские наблюдатели не имели четкого представления о процедурах подсчета голосов в 49 случаях, наблюдатели ММНВ не имели возможности наблюдать без ограничений в 38 случаях и в половине случаев четко видеть отметки избирателей на бюллетенях во время подсчета, что подрывало прозрачность процесса подсчета голосов. В целом процесс подсчета голосов вызвал серьезные опасения по поводу того, были ли бюллетени подсчитаны и представлены честно в соответствии с пунктом 7.4 Копенгагенского документа ОБСЕ 1990 года», – говорится в отчете.

Как отметили в отчете, данное заявление предоставляется до завершения избирательного процесса. Окончательная оценка выборов будет зависеть частично от проведения оставшихся этапов избирательного процесса, включая подсчет голосов, подведение итогов и объявление результатов, а также рассмотрение возможных жалоб или обращений после дня выборов.

БДИПЧ опубликует всеобъемлющий окончательный отчет, включающий рекомендации по потенциальным улучшениям через несколько месяцев после завершения избирательного процесса.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить