Сила нетворкинга

11197

Как развивать женское бизнес-сообщество

Рада Исламова
ФОТО: архив Wonder Women
Рада Исламова

Карьерный путь Рады Исламовой – настоящий гайд по вызовам, с которыми сталкивается современная девушка на пути к самореализации. Буллинг со стороны мужчин и женщин, стеклянные потолки, стереотипы… Сегодня все это – история, которая помогла бывшему директору крупнейшей казахстанской онлайн-оптики Lensmark выработать четкое видение будущего, где есть место для вдохновения, поддержки и взаимопомощи. А потом и воплотить это будущее в проект Wonder Women. О том, как сыграть на слабости и выиграть, – в материале Forbes Woman Kazakhstan.

От олимпийских побед к буллингу

Будущий основатель женского бизнес-сообщества родилась в Ташкенте, затем семья девушки перебралась в Россию. Рада начала строить карьеру в Казани, но сразу по-крупному – в сфере организации международных ивентов. В послужном списке россиянки значились проекты мирового масштаба – Универсиада-2013, Олимпиада-2014, чемпионаты мира и Европы. Амбициозную бизнесвумен заметили представители оргкомитета казахстанской Expo и предложили переехать в Астану. Но рассматривать такую возможность девушка не спешила – карьера Рады шла по понятному пути. Весной 2016-го ситуация изменилась.

«Казань подавала заявку на чемпионат мира по водным видам спорта. Все прошло удачно. Наших топов после успешно проведенных мероприятий отправили на повышение. Состав оргкомитета начал меняться», – вспоминает она. Россиянка столкнулась с буллингом, девушку начали травить руководители – мужчина и женщина. «У каждой команды есть свой почерк управления, – говорит Рада. – Здесь он был насильственным. С людьми общались резко, грубо, свысока. Это ударило по моему самолюбию».

Проверка на прочность

Через два с половиной месяца будущая жительница Алматы поняла, что происходящее в коллективе – это начало конца, и решила покинуть Россию. «Я оказалась в Казахстане из-за того, что сбежала из места, которому отдала шесть лет жизни, где выкладывалась на все 300%. Сейчас я благодарю тех людей за опыт – мне есть чем делиться с женщинами. И если бы они так себя не вели, я бы осталась в своей зоне комфорта. А мне пришлось выйти из нее из-за собственного отчаяния», – вспоминает она.

Из боли и потребности

«Когда после длительного отсутствия я вновь оказалась в родной среде, в Средней Азии, я раскрылась», – делится собеседница. После активной работы над столичным Expo Рада переехала в Алматы и получила оффер в Chocofamily.

Спустя год на пути стремительного развития карьеры управленца появилось препятствие. Одной из главных сложностей оказалась гендерная принадлежность. В это же время в руки Рады попалась книга Шерил Сэндберг «Не бойся действовать. Женщина, работа и воля к лидерству». Темы были знакомы Раде не понаслышке. «Когда тебе нужно решить какой-то вопрос, ты осознанно приходишь в брюках и безразмерной кофте. Потому что так сначала будут слушать тебя, а потом смотреть, как ты выглядишь, – сетует Рада. – Я всегда думала, что такие истории – это про наш регион. Но, почитав книгу, я поняла, что такое происходит везде – у всех женщин в этом мире проблемы один в один».

Вопрос в Choco решился благодаря четкой позиции будущего основателя WW. Но к девушке продолжали обращаться девушки, которые сталкивались с похожими проблемами. Сначала наставница помогала сотрудницам точечно, но поток желающих получить помощь рос. «Я прошла то, через что проходили они, и у меня появилось ощущение внутреннего долга. Но в какой-то момент дополнительная нагрузка начала отражаться на выполнении основной работы. И тогда я решила, что пора создавать сообщество, потому что я такая не одна. У меня классное окружение, в котором есть женщины, и им есть чем поделиться. Почему бы мне не стать хабом?» – рассказывает она.

От чата в WhatsApp к сообществу мирового масштаба

«Все началось с чата в WhatsApp, в который я добавила 30 женщин», – вспоминает Рада. Через 24 часа количество заинтересовавшихся увеличилось в 10 раз. Комьюнити быстро вышло за рамки коллектива Chocofamily. Историями своей реализации начали делиться девушки из разных сфер. Оказалось, что в ресторанном бизнесе женщины сталкиваются примерно с теми же проблемами, что и в корпоративной среде. «Ты знаешь хоть одного шефа-женщину? Они всегда остаются в тени ярких поваров-мужчин», – делилась подруга Рады. «В общем, сообщество образовалось исходя из боли, из потребности. А потребность я увидела через себя», – подытоживает основатель.

ФОТО: архив Wonder Women

От вдохновения к действиям

Цель комьюнити Wonder Women – объединить женщин и создать для них доверительную и безопасную среду, где можно получить мотивацию и делиться важным. «В этой качественной атмосфере мы хотим стать невидимым плечом, которое помогает в самом сложном моменте пути – переходе от вдохновения к действиям», – поясняет основатель.

Первым шагом к реализации идеи стали встречи со спикерами – успешными предпринимательницами и топ-менеджерами. Ивенты для сотрудниц Chocofamily проходили раз в три недели. «Обратная связь была сумасшедшей. Приятельницы начали знакомить меня с такими же подругами, и спикерами становились уже они», – вспоминает основатель. Список выступающих пополнялся быстро, а график встреч был расписан на два года вперед. Затем наступила пандемия, и команда WW перешла ко второй части девиза – «от вдохновения к действиям».

Менторы и менти

В феврале 2021 года комьюнити запустило первую точечную программу сопровождения по 14 направлениям. 16 менторов и 16 менти взаимодействуют в течение трех месяцев. Девушек курируют наставники, цвет женского бизнес- и корпоративного сообщества Казахстана, Таджикистана, Узбекистана и Кыргызстана, и фасилитатор международного уровня. Менторская программа бесплатна.

Целевая аудитория – женщины от 18 до 45 лет. «Возраст – это эксперимент, если есть желание учиться, присоединиться можно и в 65. В следующий поток мы вообще уберем возрастные ограничения, потому что самое главное – это посыл. Попасть может любая – с любым образованием, любым бэкграундом», – поясняет Рада.

Через трудности к осознанию

Проект столкнулся с чередой препятствий. Изначально у WW было три кофаундера. Но одна из девушек столкнулась с проблемами в семье и отказалась от реализации бизнес-идеи. Другая узнала о беременности и решила посвятить себя материнству, а потом создать что-то самостоятельно. «Два человека, на которых я опиралась, вышли из проекта практически одновременно. И ровно по тем же причинам, по которым мужчины отказываются делать ставки на женщин. У меня было ощущение, что меня лишили рук. Планы наполеоновские, задач много, а выполнять их некому. Сейчас я благодарна партнерам за этот опыт и за то, что такое случилось в самом начале пути, хотя, конечно, на тот момент я была обезоружена как никогда», – делится жительница Алматы.

Второй сложностью оказался женский буллинг. «Мы много говорим про феминизм, про равные возможности между мужчинами и женщинами, но на самом деле существует и женский буллинг, и я до сих пор с этим сталкиваюсь», – признается Рада. Пережитое в Казани помогло Раде развить эмпатию. «Важно не бояться выразить свое мнение из-за того, что другие женщины будут травить тебя. А в женском мире это происходит сплошь и рядом. Мы не умеем радоваться друг за друга или навязываем свои стереотипы», – замечает Рада.

Еще одна проблема – конкуренция. «Не каждая готова взять и просто поддержать меня или помочь сообществу, даже если я обращаюсь к ней напрямую, – говорит собеседница. – Потому что не хочется, чтобы кто-то еще цвел так же, как ты. Женщина женщину не поддерживает, и эта проблема гораздо глубже, чем вопрос взаимодействия мужчины и женщины».

Девушка сталкивалась и с критикой, двусмысленными шутками со стороны мужчин. «Их тоже можно понять – у них защитная реакция в ответ на многочисленные обвинения», – поясняет Рада.

Женская экономика

Сегодня WW живет на пожертвования. На закрытие основных потребностей проекта привлекли 3 млн тенге. Одну часть суммы вложила основательница, другую предоставил CEO Chocofamily Рамиль Мухоряпов. Представители Lamoda помогли создать WW брендбук. В планах сообщества – сотрудничество с фондами, которые поддерживают женщин. «WW – социальный проект, который ориентируется на женщин. В текущей программе менторы не получают вознаграждения, а менти ничего не платят. Если мы говорим о монетизации, то я четко понимаю, что самый мощный тренд для любой крупной серьезной компании – это блок социальной корпоративной ответственности. Мы – тот проект, через призму которого можно заявить обществу о своей позиции», – считает Рада.

Сотрудничать с коммерческими организациями Рада планирует с помощью специальных проектов. Амбиции WW впечатляют – основательница планирует объединять женщин по всему миру. «Конечно, без привлечения крупных инвестиций не обойтись. В первом раунде возможны вложения бизнес-ангела, во втором, возможно, удастся привлечь серьезные инвестиции больших компаний», – делится планами основательница.

В будущем управленец не исключает возможности запуска коммерческих программ. «Но задачи штамповать платные проекты для продажи у нас нет. Все программы внутри комьюнити разрабатываются через призму нашей миссии и ценностей. Мы будем делать проекты только с теми компаниями и личностями, с которыми совпадаем», – говорит управленец.

Цель и за цель

Основательница WW подчеркивает, что отказалась от идеи борьбы: «Я не ставлю целью борьбу против стеклянных потолков или дискриминации. У меня, как у основателя, нет на это ни сил, ни желания. Я не видела примеров, где борьба была бы созидательна. Сначала нужно объединить женщин, а потом дать возможность услышать друг друга и женщин, и мужчин. И тогда мы откроем мощную энергию, с помощью которой сможем достигнуть чего угодно, вместе».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить