Как Beeline заставляет нервничать казахстанские банки

25004

Может ли премиальный продукт быть для массового потребления? В Beeline Казахстан уверены, что да. Предложив рынку проект Simply, оператор уже обеспечил сотни тысяч казахстанцев платиновой картой VISA

Сергей Головань
ФОТО: архив пресс-службы
Сергей Головань

О том, как развивается этот проект, рассказал директор по развитию MFS (мобильный финансовый сервис) в Beeline Казахстан Сергей Головань.

Финансовая инклюзия

Сергей, для чего Beeline запустил мобильный необанк Simply? Вы так рассчитываете привязать часть ваших абонентов к себе?

- История MFS в казахстанском Beeline началась в 2016 году, и с тех пор стратегия не изменилась. Наша цель – развивать мобильные финансовые сервисы не только для наших абонентов, но и для всех казахстанцев, у кого есть мобильный телефон. Поэтому вполне логичен запуск Simply, где мы связали кошелек электронных денег с цифровой премиальной картой в смартфоне и сделали продукт открытым для абонентов всех телеком-операторов. Фактически Simply - это наш выход на смежные рынки.

Я бы не сказал, что задача продукта — якорная привязка. Скорее, это попытка развить финансовую инклюзию. В Казахстане, несмотря на наличие нескольких десятков банков, более 40% населения по тем или иным причинам не имеет доступа к банковскому счету. В 2020 году, когда был инициирован проект по выплате государством адресной помощи, Минтруда обратилось к мобильным операторам за помощью, потому что очень много людей просто не могли предоставить счет банковской карты - IBAN. Мы в достаточно в короткие сроки организовали перевод этой адресной помощи на кошельки электронных денег и обеспечили вывод удобным способом через банкоматы и отделения.

Тогда вы и придумали проект Simply?

- Именно! Ситуация с выплатами убедила нас, что рынку нужен такой продукт — с достаточно легким онбордингом клиента, где всё будет в смартфоне.

А обрамили мы его достаточно интересными фишками и премиальными предложениями — к кошельку оформляется цифровая карта VISA Platinum. Мы вышли на рынок с очень интересным продуктом, и главным фактом его признания является то, что со 2 июня к нам пришли 450 тыс. пользователей. Такой темп прироста пользователей наши коллеги из VISA оценивают как беспрецедентный и ставят нас в пример для других рынков и игроков.

В режиме инвестирования

Еще несколько лет назад руководство Beeline рассказывало, что мобильные финансы существенных доходов вам не приносят. С Simply история поменялась?

- Мы не волшебники: во всем мире практика ведения кошельков с дебетными продуктами сама по себе еще не генерировала прибыль. Сейчас мы находимся в режиме инвестирования, и в этот период будем формировать клиентскую базу. Ее монетизация - следующий этап, когда мы начнем предоставлять клиентам маржинальные услуги: кредиты, переводные и трансграничные операции, куплю-продажу валюты, страховок, девайсов в рассрочку и т.д.

Важный момент: когда клиент пользуется мобильными финансами у своего мобильного оператора, это благотворно влияет на ключевые метрики основного бизнеса. Мы делали замеры: пользователь мобильных финансов приносит на 83% больше выручки в основной телеком-доход.

Также исследования показали, что при пользовании мобильными финансами отток клиентов у оператора на 2% меньше. Это может показаться маленькой цифрой, но для нашей многомиллионной базы это хорошая динамичная цифра с положительным эффектом.

Ну и плюс пользователь мобильных финансов больше использует мобильный трафик.

Уже с текущей клиентской базой у вас есть предположение, когда вы уйдете из фазы инвестирования в фазу заработка?

- Мы надеемся, что 2022 год мы уже закончим с положительными показателями.

Можно ли сейчас оценить долю мобильных финансов в общем котле доходов оператора?

- Безусловно. Если оценивать долю по аудитории, то мы можем сказать, что 21% клиентской базы пользуются мобильными финансами. Порядка 10% выручки компании – от сервисов beyond the core (не телефония и не интернет). Наша стратегическая цель, чтобы данный показатель достиг 20%.

Проявить смелость

Вы предлагаете рынку платиновую карту, но при этом уже имеете 450 тысяч пользователей. Может ли премиальный продукт быть массовым?

- Изначально мы затеяли эту историю для того, чтобы поменять устои на рынке и защищали идею перед VISA. Не скажу, что это было легко - были опасения девальвации самого понятия платинового продукта. С другой стороны, мы исходили из того, что клиентам нужно дать попробовать особенный продукт, и они сами начнут становиться «премиальными» с точки зрения восприятия этой категории. То есть люди сами начнут тратить и пользоваться в соответствии с задумкой премиального продукта. Платежная система нам поверила и позволила создать премиальный продукт для массового потребления.

Вы называете Simply первым казахстанским необанком. Что понадобилось, чтобы стать банком? Получить лицензию, разрешительные документы регулятора?

- Самым сложным было проявить смелость. Было много сомневающихся - нам не верили, что мы сможем автономно вытянуть этот проект, поскольку мы не банк. Нам нужны были банковские специалисты, умение производить расчеты с платежными системами и экспертиза. И дух новаторства победил: нас хорошо поддержали коллеги из платежной системы и регулятор.

Продукт был выпущен в рамках национального законодательства и правил платежной системы. У Beeline уже была своя платежная организация «КазЕвроМобайл», которая и стала участником платежной системы и получила право предоставлять клиентам электронные средства доступа к кошелькам.

Как госорганы относятся к таким нетрадиционным для рынка проектам? И рынок?

- Регулирование в Казахстане заслуживает комплиментов. Я работал в нескольких странах с разным уровнем регулирования, и хочу отметить, что в Казахстане степень либерализации финтех-рынка одна из самых высоких. Хотя мы не совсем банк, нас регулярно приглашали на обсуждение всех законодательных инициатив Национального банка в части оборота электронных денег; мы - участники пяти направлений в государственной программе «Цифровой Казахстан». И в целом, когда мы разрабатывали продукт, у Национального банка была достаточно конструктивная позиция.

А вот некоторые коллеги на рынке стали выставлять нам барьеры. В частности, создали лимиты и даже запреты на перевод денег на кошелёк Simply. Чтобы частично обойти блок, мы создали возможность привязать счет к мобильному балансу Beeline и просто пополнять его через баланс телефона.

Безусловно, мы не оставили эту ситуацию без внимания и подали запрос в Агентство по защите конкуренции для проведения расследования на предмет нарушения конкурентного законодательства. Рад тому, что наш запрос не остался без внимания, и буквально несколько дней назад лимиты на перевод на Simply были сняты.

Аэродром для взлёта

Вы создаете новую категорию клиентов или откусываете от чужих пирогов?

- Изначально у нас было желание предложить легкие и доступные сервисы тем, кому они были недоступны ранее или кто ими не пользовался. Тому, кому было сложно получить выплаты 42500 тенге, или людям, находящимся в рабстве зарплатной карточки. Но реакция банковского сообщества дает понимание, что мы начинаем откусывать от их пирогов, потому что предлагаем их клиентам более интересные и выгодные условия.

Сергей, поделитесь, пожалуйста, интересной статистикой по Simply.

- Конечно. Средний чек покупки у наших клиентов – 5300 тенге. Клиенты расплачивались в 22 странах. Самая крупная сумма на разовую покупку — 5,5 млн тенге. 75% - пользователи смартфонов с Android, 25% - iOS.

Средний возраст клиента — 27 лет.

На данный момент у нас уже 450 тысяч клиентов. Самое приятное для нас: мы предполагали, что основным нашим клиентом будет абонент Beeline, но по факту к нам подключается и очень много абонентов других операторов.

Сейчас Simply — это в целом сформированный продукт или он будет заметно меняться?

- Мы создали аэродром для взлёта. У нас в планах много уникальных тем, которые будут поддерживать наше реноме инноваторов. И если наши конкуренты будут следовать за нами и привлекательность наших продуктов будет выравниваться, то это будет нас стимулировать генерировать новые идеи. Именно такая рыночная гонка поможет развитию экономики.

Мы сейчас уже не на старте, мы взяли хороший темп, но запасов горючего достаточно, чтобы только ускоряться.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить