Как Beeline помогает расти и делать бизнес казахстанским компаниям

13098

Об этом рассказал директор по корпоративным продажам оператора Рауан Кабдрахимов

Рауан Кабдрахимов.
Фото: Денис Овчинников
Рауан Кабдрахимов.

Корпоративный исход

Рауан, насколько мне известно, в 2016 ваша компания столкнулась с непростой ситуацией в сегменте B2B (business to business, бизнес для бизнеса), точнее, с корпоративными абонентами, доходы от которых стали заметно сокращаться. Всему виной девальвация 2015 года?

- Да, девальвация повлияла на экономику клиентов – многие захотели перераспределить и сократить свои расходы, в том числе на сотовую связь.

Причем, основной удар финансовой нестабильности пришелся на наших корпоративных клиентов. Что тут говорить, если по официальным данным, в Казахстане после девальвации 2015 года у трети компаний сократилось количество сотрудников.

С октября 2015 мы наблюдали разные ситуации: одни клиенты сокращали лимиты звонков своих сотрудников; другие урезали статьи на определенные услуги, например, на роуминг, который занимает большую долю в расходах компаний.

В целом, за этот период количество клиентов - юридических лиц у нас выросло примерно на 15%, но это, к сожалению, не отразилось на доходах – они упали.

Дно этого падения уже видно?

- Ситуация уже стабилизировалась к середине прошлого года, когда корпоративные клиенты перестали сокращать расходы, а к концу 2016 мы уже увидели динамику роста.

Что касается нашумевшей отмены «мобильного рабства», мы весьма довольны результатом. В сфере В2В Beeline Казахстан получил в 3 раза больше клиентов, чем потерял. Каждый месяц мы в среднем привлекаем 1,5 – 2 тыс. новых B2B-абонентов. Многие с нетерпением ждали внедрения MNP, чтобы перейти к нам.

Сколько сегодня корпоративных абонентов у Beeline Казахстан?

- Мы учитываем два сегмента – собственно корпоративных клиентов, а также их вместе с окружением – друзьями и семьями. Доля «чистых» юрлиц в нашей абонентской базе - около 8%. Вместе с окружением – около 15%. Это - хороший показатель для нашего рынка, и он сопоставим с нашим основным конкурентом.

В поиске новых решений

Рауан, какие решения вы ищете, чтобы компенсировать падение доходов от корпоративных клиентов?

- Мы сосредоточены на поиске новых источников дохода и уже добились заметных результатов. Анализ сильных сторон показал ряд преимуществ, на которых мы делаем ставку. В первую очередь – это возможность объединить все услуги телекома – мобильную связь, фиксированный интернет, IP-телефонию, мобильные финансы и множество другого в один удобный пакет. С одним интерфейсом и одной точкой доступа. Большие ожидания от развития сегмента M2M (machine to machine, интернет вещей). Также мы очень серьезно изучаем направление информационно-коммуникационных технологий (ICT) – тут мы кооперируемся с партнерами, которые долгое время развивались самостоятельно в сфере IT.

Сейчас наступило такое время, когда партнерство – неотъемлемая часть будущего B2B-сегмента. Мы создаем совместные решения с партнерами, имеющими собственный продукт, кооперируем его с нашими услугами и продаем.

Можете привести пример?

- В августе 2016 мы запустили решение Mobile Device Management (MDM) для управления устройствами и их безопасностью через продукт KNOX от Samsung. Возьмем IT‑специалиста крупной компании, у которого в зоне ответственности тысяча сотрудников. Раньше ему надо было идти к каждому коллеге, устанавливать ему почту, делать настройки. С помощью нашего решения сисадмин может это делать удаленно и централизованно. Это позволяет экономить время и дает повышенный уровень безопасности.

Вот другой пример. Как вы знаете, сейчас в госорганах нельзя использовать смартфоны с выходом в интернет и с фотокамерой. Но с MDM можно было бы избежать этого запрета – решение может блокировать в рабочее время использование на смартфоне этих функций: камеры, интернета или определенных сайтов и т.д. Словом, возможности этого решения очень широки.

Да, времени прошло немного, чтобы делать серьезные выводы по эффективности внедрения MDM, но спрос на него уже есть. К тому же рынок подобных софтовых решений в Казахстане только формируется. Пока далеко не все корпоративные клиенты готовы тратиться на подобные разработки. Но с ростом диджитализации потребность в таких услугах будет расти. Потому у нас большие ожидания на 2017.

Как следить за собаками и нефтяными качалками

Казахстан технологически далеко не самая продвинутая страна. Видите ли, вы здесь перспективы развития сегмента M2M?

- Сегодня база наших сим-карт, работающих на M2M, исчисляется в сотнях тысяч. Ежегодный прирост здесь – на десятки процентов. Мы ожидаем, что до 2021 года мы прирастем в этом сегменте еще в 5 раз. Ранее рынок Казахстана в M2M развивался довольно медленно, но сейчас этот рост будет колоссальным.

Что сегодня вы можете предложить клиентам в сегменте M2M?

- Массу решений. От автоматизации систем контроля и учета электроэнергии, транспорта, газовых датчиков, до отслеживания местонахождения детей и трекинга животных. В декабре 2016 мы подписали контракт с мировым поставщиком систем управления в сегменте M2M, компанией Jasper. Эта платформа позволяет управлять всеми сим-картами сети. Ожидаем, что в середине 2017 мы запустим ее в коммерческую эксплуатацию.

Сегодня уже есть запросы от компаний, например, по дистанционному отслеживанию оборудования, по видеопотоку, который бы передавал информацию в онлайн-режиме. И тут мы предоставляем как услуги связи и интернета, так предлагаем и комплексные решения.

Например, мы можем дать комплексное решение для нефтяной компании по слежению за работой станков-качалок. Там устанавливаются камеры и прочее оборудование, которые включаются по запросу. Датчики показывают рабочее положение станка. Если диспетчер видит, что станок вдруг остановился и давление в трубах снизилось, он может включить камеру и просмотреть, какого рода поломка произошла и какую ремонтную бригаду туда отправлять. Это экономит время. Это лишь один из множества примеров, в котором мы готовы сотрудничать с компаниями.

Помимо этого, мы активно думаем над развитием направления интернета вещей. Потенциал в этой области до конца ни одна компания не понимает. Но в целом, это направление будет развиваться бурно, и Beeline станет органичной частью этой новой экосистемы.

Как купить пирожок с баланса телефона

В 2016 вы также активно стали работать в сегменте мобильных финансов. Какие направления вам интересны здесь?

- Во-первых, мы активно работаем над увеличением количества партнеров, которые могли бы своим клиентам продавать услуги, используя мобильные финансы. Во-вторых, нам интересно направление мобильных POS-терминалов, которые мы хотим продвигать.

В 2016 мы запустили возможность оплаты с баланса мобильного телефона парковки в Алматы, проезда в общественном транспорте, коммунальных услуг и т.д. Вот, в середине декабря 2016 впервые был куплен пирожок на деньги с баланса телефона (смеется).

Серьезно?

- Абсолютно! В одном кафе, которое является нашим клиентом, мы внедрили систему оплаты за продукты из меню через QR-код. Клиенту – абоненту Beeline - было достаточно просканировать код и заплатить за пирожок.

То есть, вы еще и банкам на пятки наступаете.

- Есть, конечно, здесь конкуренция. Но современного человека трудно представить без телефона. Смартфон превращается в универсального помощника, и Beeline займет свою нишу в сфере предоставления финансовых услуг.

У вас более 9 млн абонентов – это прекрасная база данных. Пробовали ли вы заработать на этом?

- Это так называемая Big Data. Мы активно разрабатываем эту территорию, сотрудничаем со страховыми компаниями, с банками. Например, в одном банке выпустили новый продукт и захотели понять, какое количество клиентов он заинтересовал в разбивке по регионам. А мы можем дать, разумеется, обезличенные данные, в рамках закона, и сформировать отчет по продукту: какое количество обращений было в кол-центр с мобильного телефона.

Мы можем предоставить данные по количеству пользователей различных моделей телефонов, по потокам людей в определенной зоне. Например, если какой-то бизнесмен владеет сетью ресторанов, мы ему можем дать данные, где неплохо было бы открыть еще одно заведение, потому что там наблюдается большое скопление людей.

Словом, и тут возможности большие.

Таково будущее развития сегмента B2B у оператора?

- Мир вокруг нас стремительно меняется, прежние методы работы уже не дают необходимого результата. Мы не можем позволить себе сидеть сложа руки и ждать, когда изменения произойдут органически. Beeline уже не сотовая компания, мы цифровой оператор и наша трансформация – это реально работающий кейс, который уже принёс свои плоды. Мы меняемся сами, меняем экосистему и правила игры. Мы развиваемся вместе с нашими клиентами и нам самим интересно то будущее, которое уже наступило.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить