Aviata планирует выйти на новый зарубежный рынок. Теперь по франшизе
Об этом обозревателю Forbes.kz рассказал сооснователь сервиса Алексей Ли
В марте 2017 Forbes.kz сообщал, что казахстанский сервис по продаже авиабилетов Aviata.kz вышел на рынок Индонезии и запустил Aviata.id. Обозреватель Forbes.kz побеседовала с сооснователем сервиса Алексеем Ли и узнала, как у компании обстоят дела на индонезийском рынке.
F: Алексей, понимаю, что прошло совсем мало времени, чтобы подводить какие-то итоги по вашему выходу на рынок Индонезии, но хотелось бы узнать, как казахстанская компания чувствует себя в Юго-Восточной Азии?
Chocofamily привлёк крупных инвесторов и купил конкурента
Об этом сообщил глава холдинга Рамиль Мухоряпов на пресс-конференции, проше... →
- В марте мы совершили технический запуск сервиса Aviata.id и продали несколько билетов, но потом были вынуждены приостановить работу. На рынке в Индонезии мы по-прежнему упираемся в операционные вопросы. Я пока не могу поехать в Индонезию на длительный срок и начать решать все вопросы на месте, поэтому с Aviata.id все продвигается существенно медленно. На данный момент в нашем индонезийском офисе нет человека, который готов автономно решать рутинные и операционные вопросы. Там надо иметь смелость принимать решения автономно и идти дальше.
Помимо Индонезии мы планируем запуститься свой сервис еще в одной стране, но там уже по франшизе. Если в Индонезии мы самостоятельно строили весь бизнес с нуля, то во второй стране есть локальные партнеры, которым мы передаем свои технические решения, бренд и опыт. Но управлять компанией на новом рынке будут партнеры.
F: О какой стране идет речь?
- Пока не могу раскрыть эту информацию.
F: Расскажите об условия франшизы.
- Это должен быть локальный бизнес, которому надо понимать цифровую среду. Условия франшизы мы пока обсуждаем.
F: Вы готовы сейчас активно продавать франшизу?
- Это для нас следующий уровень развития.
Бизнес-ангел: Казахстан – отличная тест-площадка для стартапов
Отечественный инвестор Адиль Нургожин рассказал в интервью Forbes.kz о перс... →
F: Если все процессы будут отработаны и вы получите положительный опыт, то вы будите готовы идти по пути франчайзинга?
- В принципе мы готовы. Сейчас для нас важно разобраться с ситуацией на индонезийском рынке и на втором рынке, полностью запустить там работу наших сервисов, и после этого мы выберем путь развития на других рынках.
F: Вы сфокусировались на внешних рынках. Не стали ли вы из-за этого терять позиции на внутреннем?
- Мы сохраняем лидирующие позиции, чувствуем себя достаточно комфортно в Казахстане. Самое главное, что потребители нас «правильно» воспринимают. Продажа авиабилетов - это чувствительный сектор, где важен уровень сервиса. Мы - компания, которая предоставляет хороший сервис, и именно так нас воспринимают на рынке. Наше внимание сосредоточено на внешних рынках, так как мы сейчас учимся масштабировать наш бизнес. В Казахстане нет опыта выхода интернет-компаний на другие рынки. Если в Кремневой долине, запуская свой стартап, можно выйти на основателей Uber и спросить совета, то на нашем рынке вы не найдете компании с таким опытом. В среде интернет-компаний мы в этом отношении первопроходцы. Совета спросить не у кого, и нам приходится учиться на своих ошибках.
F: Вы пробовали обратиться за советом к зарубежным компаниям?
- Так обычно поступают очень богатые компании. Они могут заказать консультацию у любого специалиста.
Чем будут заниматься люди, когда работать за них будут роботы?
Человек близок к полному освобождению от бремени труда – по крайней мере, в... →
F: Вы планируете запускать еще какой-то проект?
- Мы не позиционируем Aviata как компанию, которая занимается продажей авиабилетов. Мы позиционируем ее как компанию, которая способна делать интернет-продукты. И авиабилеты - это один из продуктов. Таким образом Aviata может выпустить что-то помимо авиабилетов.
F: Холдинг Chocofamily, в который входит ваш основной конкурент Chocotravel, активно привлекает инвесторов. Вы, насколько я понимаю, к этому не готовы?
- Нам комфортно и так.
F: А, может, инвесторы как раз смогут привнести не только инвестиции, но и опыт выхода на другие рынки?
- Если к нам обратятся инвесторы, у которых будет такой опыт, то мы их предложение рассмотрим. Мы не находимся в активном поиске инвесторов, но открыты для предложений.
F: Инвесторы к вам часто обращаются?
- Нет, в Казахстане рынка венчурных инвестиций в интернет-проекты пока не существует. Если мы зарекомендуем себя как глобальную компанию, которая может работать не только в одной стране, то можно будет обсуждать вопрос привлечения международных инвестиций.
F: В местных инвесторах вы не заинтересованы?
- У них нет экспертизы, и явного аппетита к интернет-проектам мы не видим.
F: Компания«Freedom Finance» инвестировала в интернет-холдинг Chocofamily…
- Обычно инвесторы не вкладывают в конкурирующие проекты.