Стандарт Сейтжановых

15635

Как строить прибыльный цементный бизнес после схлопывания строительного пузыря

Фото: Артём Орлянский

Казахстан в этом году стал нетто-экспортером цемента – впервые за свою историю, включая советский период. За девять месяцев 2018 года отечественные производители отправили на экспорт более 1,4 млн тонн на $71,5 млн, что почти вдвое больше, чем за аналогичный период 2017 года. Импорт при этом остался на прошлогоднем уровне – 717 тыс. тонн, $38,8 млн. До прошлого года импорт всегда в разы превышал экспорт, и в предкризисном 2013 году достиг рекордных $150 млн (при экспорте на $16,3 млн). То есть по крайней мере в этом секторе правительственные программы индустриализации, можно сказать, достигли поставленной цели.

Самый крупный в стране цементный завод, проектной мощностью 2 млн тонн продукции в год, расположен в Сайрамском сельском округе Шымкента. Это Standard Cement, построенный восемь лет назад известным не только на юге, но и во всей стране бизнесменом Серикжаном Сейтжановым (№17 рейтинга богатейших и №16 рейтинга самых влиятельных бизнесменов Forbes Kazakhstan), главой и основателем корпорации «Онтустик», владеющей помимо цементного завода контрольным пакетом нефтяной «Саутс-Ойл», буровыми, строительными и генерирующими компаниями, товарно-сырьевой биржей, пятизвездочным отелем Rixos Khadisha Shymkent и долей в Talas Investment Company – единственном казахстанском производителе цианида натрия.

Когда мы встречались с главой семьи Сейтжановых в 2012 году в ходе подготовки первого рейтинга крупнейших отечественных бизнесменов, цементный завод работал лишь второй год и крупнейшим совсем не был – объем продаж составлял 600 тыс. тонн при проектной мощности 1 млн тонн, а у запущенного почти одновременно французскими инвесторами в Жамбылской области Мынаральского было 1 млн 200 тыс. тонн. В ЮКО тогда было целых три цементных завода, среди которых старейший – Шымкентский, построенный аж в 1956 году. Поэтому энтузиазм нефтепромышленника, кредитовавшегося в хороших европейских банках (среднегодовая цена «бочки» составляла тогда $110, еще и нефть на его месторождениях оказалась «легкой», то есть абсолютно беспроблемной) по поводу такого абсолютно не респектабельного актива казался странным. Тем более что и сверхприбылей он после схлопывания строительного пузыря в Казахстане явно не обещал. Но Сейтжанов им явно гордился – и качеством продукции, и экологичностью производства, и тем, что предприятие построено в рамках программы «30 корпоративных лидеров». «За 22 месяца завод запустили! А когда начинали это дело в 2009 году, помните, кризис был, вся стройка встала? Но я вовремя среагировал. Финансировали китайский Эксимбанк и немецкий Deutsche Bank через БТА. Со всеми переговорили, общий язык нашли, не остановили этот проект», – восклицал он, будто сам удивляясь такой удаче.

Давняя мечта

Управление проектом в качестве генерального директора еще на этапе переговоров с китайскими партерами было поручено старшему сыну Бауржану. «Это была инициатива и мечта отца – построить в Казахстане современный цементный завод. Он же строитель по профессии», – объясняет Бауржан Сейтжанов, возглавляющий предприятие по сей день.

Действительно, первые полтора десятилетия трудовой жизни главы ФТПК «Онтустик» были вмонтированы в стройиндустрию – в 1971 году после окончания Казахского химико-технологического института он пришел в трест «Чимкентпромстрой» мастером, а ушел уже с должности генерального директора в перестроечные органы власти, создав попутно новую технологию цементозаменяющей смеси и защитив докторскую диссертацию по теме «Технология модифицированных тонкомолотых многокомпонентных вяжущих на основе природного и техногенного сырья Казахстана».

До 2011 года весь цемент в стране выпускался экологически грязным мокрым способом по сильно устаревшим, еще советским технологиям. «Мы запустились в конце декабря 2010 года, а до этого, конечно, изучали рынок в поисках ниши. И поняли, как бы это банально ни звучало, что этой нишей может быть качество. На тот момент доминантами на рынке были два-три завода, которые не очень сильно увлекались вопросами качества, потому что знали: у потребителя выбора нет. Мы решили завоевать рынок именно высокими стандартами выпускаемой продукции, и у нас это получилось», – говорит Бауржан.

Фото: Артём Орлянский

Впрочем, точнее будет говорить о соотношении качества и цены – Standard в первый год, знакомя рынок со своим товаром, продавал цемент на 10–15 % дешевле конкурентов, так что практически сразу у ворот завода образовалась очередь. Потом необходимость в демпинге отпала – потребитель оценил продукт и готов был платить за него рыночную цену. 80 % дороги Западная Европа – Западный Китай от границы Кызылординской области до границы Жамбылской построено из цемента Сейтжановых. Запущенный в 2017 году новый шестиполосный автобан Шымкент – Ташкент тоже построен на «стандартовском» продукте. Причем конкурентная борьба выиграна на открытом рынке – победившие в тендере строительные компании (поначалу это были в основном иностранцы) стройматериалы выбирали сами.

«Когда мы вывели первую технологическую линию на проектную мощность в 1 млн тонн, то поняли, что не удовлетворяем наработанный спрос. И решили построить вторую, доведя мощность завода до 2 млн», – рассказывает генеральный директор.

Эффект синергии

Вторая линия была запущена в 2015 году. Общий объем инвестиций составил 43,2 млрд тенге. Теперь у завода, помимо всего прочего, собственные железнодорожный и автомобильный парки. «Standard Cement сейчас практически не зависит от внешних поставщиков, – поясняет Бауржан Сейтжанов. – Мы закольцевали весь цикл производства, начиная с карьеров и заканчивая упаковкой и тарировкой цемента, оборудовав высокотехнологичным инспекционным лабораторным оборудованием систему контроля». На балансе материнской компании несколько карьеров – угольный, известняковый, рудный, глиняный, песчаный, которые полностью обеспечивают предприятие сырьем требуемого качества. Электроэнергия тоже своя – на месторождении Кенлык у Сейтжановых завод по переработке попутного газа в сжиженный пропан-бутан и автогорючее, который попутно еще и вырабатывает 68 МВт электроэнергии. По своей линии электропередачи ток поставляется до сетей КЕGОC, часть продается Кызылординской области, а остальное идет на нужды цементного завода.

Все это позволяет контролировать себестоимость и продолжать интенсивный рост, хотя конкуренция на цементном рынке с вводом в строй новых предприятий все более ужесточается. Уже пятый год выручка и объемы производства Standard Cement растут в среднем на 20 % ежегодно. В 2018 году предприятие, по словам собеседника, выйдет на производство 1,8 млн тонн цемента, практически дойдя до пределов проектной мощности.

Конечно, локальный рынок не смог бы переварить такой рост – несмотря на некоторое общее восстановление экономики после «жесткой посадки» 2016 года, внутреннее потребление портландцемента в Казахстане падает – по статистическим данным, за девять месяцев 2018 года внутри страны было продано 7,26 млн тонн, что на 2,5 % ниже показателей 2017 года. Перспективы развития дает экспорт. Увеличились поставки казахстанского цемента в Россию и Кыргызстан, но больше всего возможностей для рывка предоставил, конечно, Узбекистан – за тот же период текущего года, согласно данным стат­агентства, соседи купили нашего цемента почти на $60 млн, притом что в 2016 году объем сделок был микроскопическим, а до этого Казахстан сам закупал цемент у узбеков.

Пойманный шанс

«Прощупывать» узбекский рынок Standard Cement начал еще в 2016 году, до вступления в должность нового президента страны. «Там тоже свои монополисты были, ситуация – как у нас восемь лет назад. Схема завоевания такого рынка у нас уже была. Мы нашли партнеров в Узбекистане, готовых нас продвигать. Они небольшими партиями, буквально мешками, стали поставлять наш цемент на различные торговые точки, строительные базары и так далее. И ведь завоевали рынок – опять качеством! Конечно, поначалу, как и в Казахстане, ставили цену несколько ниже местной, потом выравнивали потихоньку. И сейчас Standard Cement – бренд №1 в Ташкенте. Заказывают и частные, и государственные компании – поставки идут вагонами. В этом году 35 % объемов продано в Узбекистан, это 500 тыс. тонн. Кстати, с теми первыми нашими партнерами мы продолжаем работать до сих пор», – рассказывает Бауржан.

По статистике, в целом за девять месяцев 2018 года в Узбекистан продано около 1 млн тонн казахстанского цемента, сейтжановские 500 тысяч – как раз половина. Могли бы, наверное, и больше, но надо закрывать и внутренние контракты.

Фото: Андрей Лунин

Однако хорошие ниши долго не пус­туют, комфорт, как правило, длится недолго – в Казахстане вводятся в строй все новые и новые заводы, маржа падает. Сейчас она, по словам собеседника, составляет у всех игроков в цементном бизнесе максимум 20 %, а цена 1 тонны упала с $300–400 времен строительного бума примерно до $50. Экстенсивного роста не предполагается, возможности экспорта тоже ограничены: цемент – товар локальный, цена невысока, вес большой, стоимость транспортировки делает его неконкурентоспособным на дальних расстояниях.

«Много новых игроков. В Кызылорде запустился завод, возле Астаны «Кокше Цемент» тоже заканчивает строительство, так что расширяться мы больше не будем. Все эти годы прибыль уходит на обслуживание кредита, закрыто пока чуть больше половины. Если все будет как планируем, через три-четыре года закроем и начнем наконец получать чистую прибыль. Да, бизнес локальный, но мы, слава богу, в правильном месте поставили завод – область густонаселенная, население предприимчивое, все время что-то строит, зима короткая – как раз то, что надо для нашего бизнеса. Ну и Ташкент рядом, это наш естественный рынок – до узбекской столицы 120 км, а до Кызылорды – 450 км, до Алматы – 700 км. Главное, чтобы экономики Казахстана и Узбекистана дружно росли и вместе с этим росла покупательская способность населения», – рассуждает Бауржан. «Шымкентцемент» тоже сменил хозяев, произвел полную модернизацию технологий и оборудования, войдя в транснациональную группу Heidelberg Cement, уже имеющую сеть цементных заводов в Казахстане, так что конкуренция ужесточилась даже в месте дислокации.

Как бы то ни было, свою долю на рынке Standard Cement уступать никому не собирается. На внутреннем рынке Сейт­жановы оценивают ее в 10 %. В целом, по данным статведомства, за 10 месяцев 2018 года в Казахстане произведено 8,8 млн тонн, плюс 717 тыс. тонн импорта (в основном из России и Ирана). Перспективы на следующий год оптимистичные в связи с переносом областного центра в Туркестан. «Слышал, что предполагается выделить на это из госбюджета значительную сумму, и большая часть, конечно, пойдет на строительство – там же ничего нет. Конечно, будем участвовать», – говорит генеральный директор. Кстати, как сообщили СМИ, от себя Сейтжановы построят в городе первый пятизвездочный отель Rixos Khadisha Turkestan, проектной стоимостью 10 млрд тенге.

Есть кое-какие надежды и на расширение экспорта. «Если получится, может, и в Афганистан начнем поставлять, это тоже недалеко. Проблема только в дороге, но узбекские власти намереваются ее решить. Конечно, и в самом Узбекистане ситуация может измениться, слышал, что россияне хотят поставить там новый цементный завод, посмотрим. Но даже в этом случае у нас есть в запасе два-три года, чтобы подумать, как дальше будем работать», – делится планами предприниматель.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить