Робот из детства

4609

Как казахстанский топ-менеджер банковского сектора развивает детское образование

Шухрат Садыров
Фото: Андрей Лунин
Шухрат Садыров

Карьерная пауза

К лету 2015 года Шухрат Садыров – дважды магистр, стипендиат «Болашака» и заместитель председателя правления ДБ АО «Сбербанк России». В стране ощущается приближение кризиса, банки тем временем переживают мощную трансформацию, а сотрудники прогрессивной компании грезят новыми технологиями. Шухрат принимает решение уйти из банка и поступает в Массачусетский технологический университет.

По возвращении в Казахстан Шухрат запускает два финтех-проекта и открывает центр раннего детского развития. «Это был эксперимент, который создавался, чтобы понять оптимальный формат работы бизнеса с детьми», – рассказывает Шухрат. Приметив интерес собственных детей к американским STEM-предметам, предприниматель решает перейти на новый уровень и выкупает международную франшизу «Открытые инновации», официальный партнер LEGO Education Аfterschool Рrograms.

Сегодня дополнительное образование международного уровня доступно в четырех центрах LEGO Education в Алматы, Астане и Актау. Среди ближайших планов Шухрата – запуск второго столичного центра и создание мобильной точки LEGO Education.

Начать с робототехники не получится

По словам предпринимателя, основная проблема обычных казахстанских STEM-центров – пренебрежение системностью и адаптацией по возрастам. «Нельзя собрать группу, где одному ребенку 12 лет, другому – шесть. Многие родители хотят, чтобы их дети сразу научились конструировать роботов. Начать с робототехники не получится, это будет overshooting», – поясняет Шухрат. В LEGO Education для каж­дой возрастной категории разработан определенный курс. «Все 10 курсов взаимосвязаны, и вершиной всего является робототехника», – рассказывает франчайзер. Вначале дети изучают мир науки, машины и механизмы, устойчивость фигур. На курсах средней сложности делают первые шаги в программировании и сборке простых роботов, затем изучают алгоритмы и базовые законы конструирования и лишь пос­ле переходят к миру робототехники. На занятиях теорию заменяют практикой – помогают не учить законы физики, а создавать что-то с их помощью, рассказывать о своих творениях и, главное, совершенствовать их. «Например, дети собрали вентилятор и должны сделать так, чтобы он вращался быстрее. Задача наших STEM-центров не просто научить воссоздавать что-то, но подходить к решению задачи креативно», – подытоживает бизнесмен.

Фото: архив пресс-службы

Главное – любовь к детям

Команда центра расширила критерии отбора персонала и взяла за основу принцип hire for attitude, learn for skill. «Главное – любовь к детям и своему делу, остальному можно научить», – поясняет Шухрат. Сегодня наравне с учителями в центрах преподают сотрудники международных компаний, банков, специалисты HR, имеющие психологическое или педагогическое образование и владеющие тремя языками.

В январе 2018 года к преподавательскому составу присоединились американские студенты. Заручившись поддержкой спонсора, бизнесмен предложил Массачусетсу использовать базу казахстанского LEGO Education для реализации программы Global Teaching Labs. Американцы пошли навстречу и присоединились к инновационному лагерю Шухрата. В течение месяца лучшие студенты MIT практиковали с ребятами STEM, рассказывали им о профессиях будущего и о том, куда движется наука.

Несмотря на насыщенность рынка, конкуренции Шухрат не боится. «Сначала появляются самостийные центры, но по мере возрастания требований потребителя приходят международные игроки-франшизы, – считает он и добавляет: – Мне хотелось сделать акцент на качественной составляющей, чтобы внести в сегмент системность. С коммерческой точки зрения проект будет сложным, но все же мы решили начать бизнес».

Дорогое удовольствие

Бизнесмен делится: «Наши первоначальные инвестиции в разы превышают инвестиции для открытия аналогичного центра. Мы оплачиваем доступ к технологиям международного уровня». Стартовые вложения из собственных накоплений предпринимателя составили порядка $100 тыс. Средства пошли на закупку методик и лицензий, сертификацию преподавателей, а также приобретение прав для перевода материалов на казахский язык. На открытие второго центра компания получила грант от акимата города Алматы.

Фото: архив пресс-службы

Самая дорогая точка – Mega Silk Way, один ремонт в которой превысил сумму $100 тыс. Минимизировать издержки удалось благодаря партнерству с академией шахмат Дармена Садвакасова. «В одиночку осилить инвестирование в торговый центр было сложно, а партнерство позволило воспользоваться преимуществом общности целевой аудитории, – поясняет Шухрат. – Дети, которые увлекаются шахматами и STEM, близки по духу, поэтому наши проекты дополняют друг друга».

По словам финансиста, сейчас проект на этапе окупаемости и в течение трех лет должен выйти в прибыль. Плата за использование франшизы предполагает сложную вариацию платежей, которые включают ежемесячный паушальный взнос, оплату стоимости программ и самого бренда. «На эти платежи уходит порядка 15–20% от общей суммы затрат», – рассказывает бизнесмен.

Средний чек – 10–12 тыс. тенге. В центрах обучается более 700 человек, уровень повторных обращений – более 90%. Самые популярные программы – «Инженер» (изучение основы инженерии и устойчивости фигур), «Создатель кода» и «Мир робототехники», где ребята с помощью планшета учатся менять конструкции робота под определенные задачи. Сегодня в команде LEGO Education 24 работника.

Разумная франшиза

В выборе бизнеса по франшизе финансист не сомневается: «Качественный трансфер образовательных систем – это тоже бизнес, причем правильный и важный».

Сегодня центр LEGO Education не нуждается в постоянной поддержке и контролируется силами команды и супруги предпринимателя. «Бизнес поставлен на рельсы, и я чувствую, что мои проекты могут развиваться самостоятельно», – уверен Шухрат. Этот факт позволил финансисту вернуться к банковской карьере и присоединиться к команде Евразийского банка. На отсутствие времени предприниматель не жалуется и считает, что балансировать помогает внутреннее ощущение того, что проект полезен для общества: «Я делаю такое дело, за которое не стыдно».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить