Есть ли в Казахстане перспективы у коворкинга?

22242

Изначально в нашей стране коворкинг-центры (так называемые коллективные офисы) позиционировали себя как альтернатива офису, помещения, где можно недорого арендовать рабочие места. Сегодня коворкинг создает отдельные комьюнити для успешной работы, особым образом организуя пространства

Фото из архива пресс-службы

Показатели успешности коворкинг-центра – это его наполняемость и время существования. Так считает сооснователь «Первой школы предпринимателей» маркетолог Диас Нургожин: «Один из долгожителей – это алматинский коворкинг L.E.S. Если бы данный бизнес был не рентабелен, они бы уже давно закрылись».

На памяти Диаса в Казахстане открывалось 18 коворкинг-центров в девяти городах Казахстана – Алматы, Астане, Костанае, Актобе, Шымкенте, Кызылорде, Павлодаре, Актау, Усть-Каменогорске. Однако некоторые уже канули в Лету. «Предприниматели, фрилансеры просто не поняли их формата, поэтому наполняемость была маленькой, а финансовая подушка не позволяла жить долго, и случались кассовые разрывы, что и привело к закрытию. Это ведь обычный бизнес», – объясняет эксперт.

По его мнению, рынок коворкинга будет развиваться в Казахстане, но медленно. «С приходом коворкинга в нашу страну казахстанцы не ринулись все снимать рабочие места, – говорит Нургожин. – Большие коворкинг-центры наполовину пусты. Развиваться этот рынок будет при условии быстрого развития молодежного предпринимательства, потому что целевой аудиторией этого бизнеса являются люди 22–32 лет».

Коворкинг-центру Astana Multispace всего год, и он уже окупился, говорит его основатель Эмиль Малджанов. «Для открытия коворкинг-центра необходим стартовый капитал $1–1,5 млн, – рассказывает он. – Бизнес приносит прибыль с первого же дня, если это правильно организованный бизнес. У нас минимальные расходы, связанные только с персоналом, который обеспечивает клиентский сервис. Мы не арендуем помещение, а находимся в здании наших партнеров». По его словам, резидентами их коворкинг-центра являются 350 человек (при 750 посадочных местах).

«У нас конкуренции нет. Клиентов надо не искать, клиентов надо создавать. Плату за рабочее пространство мы ставим для того, чтобы отсечь бездельников, так мы создаём определённую субкультуру деловых людей. Если у тебя нет $200–300 в месяц, значит, ты бездельник», – уверен Эмиль.

Он придерживается мнения, что не надо делать маленьких коворкингов, иначе это будет коммунальная квартира. Свой же коворкинг-центр, занимающий 6500 кв. м, Малджанов называет пятизвёздным отелем для бизнеса. «Коворкинг – это будущее, это смерть офисам, – заявил спикер. – Коворкинг – это не просто прикольный дизайн и рабочее место, это правильная организация рабочего пространства для удобства рабочего процесса». Аренда рабочего места в этом «отеле» осуществляется по клубным картам: для студентов она составляет 15 тыс. тенге ежемесячно, для бизнесменов – от 45 тыс. тенге. Смарт-офисы стоят от 120 тыс. за 20 кв. м; чем больше площадь, тем выше будет оплата.

Алматинский L.E.S. Life Club гораздо меньше (на площади 640 кв. м размещено 40 рабочих мест, конференц- и фитнес-залы, зона питания и даже хостел), однако там давно сформировалось свое сообщество и все места заняты. «Мы берём не всех, кто к нам обращается, – говорит директор по развитию L.E.S. Life Club Анвар Сейфуллин. – У нас своя среда, комьюнити внутри коворкинга». Членство в L.E.S. составляет 50 тыс. тенге в месяц и 30 тыс. тенге за 15 дней, в стоимость входит аренда рабочего места, завтрак, занятия в фитнес-зале и несколько ночей в хостеле.

По его мнению, для успешного коворкинга достаточно $2–3 тыс. на одно рабочее место, а их должно быть порядка 10, чтобы сформировалась своя тусовка. «Думаю, у коворкинга в Казахстане есть потенциал, если «размазать» центры по всей стране, – считает Сейфуллин. – Но главное, открывая коворкинг-центр, вы должны думать, кто с кем будет работать. Коворкинг – это сотрудничество, и надо создавать активность, которая объединит людей, например проводить тренинги».

Недавно открывшийся в Алматы коворкинг «Мама Дом» как раз зарабатывает на активностях – курсах для женщин, развивающих программах для детей. Сдача в аренду рабочих мест пока не приносит достаточно прибыли. Об этом сообщила основатель «Мама Дом» Тамиля Анчуткина, подчеркнув, что у них социальный бизнес, цель которого – популяризировать активное материнство. Абонемент на коворкинг и игротеку действителен для одного взрослого и любого количества детей: 1 тыс. тенге за полдня, 2 тыс. – за весь день, 15 тыс. – 10 дней и 25 тыс. в месяц.

Творческое пространство «Уй 54» коворкингом в классическом виде не назовешь: владелец центра Газиз Уалихан сдает в аренду 17 квартир в доме №54 по ул. Курмангазы в Алматы. Аренда составляет 90–100 тыс. тенге в месяц. Так сложилось, что арендаторами стали люди творческих профессий – дизайнеры, режиссёр, флористы.

«Я хочу выкупить все квартиры в доме и переделать его в гостиницу, – поделился планами Газиз. – Для обитателей «Уй 54» я построю новый коворкинг по соседству». Тогда «Уй 54» станет коворкингом в «неоклассическом» смысле – специально организованным пространством, которое объединяет людей по интересам.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить