Приказано выжить

14740

Как глава Alina Group адаптирует свой диверсифицированный холдинг под изменившиеся условия

Ерлик Балфанбаев
ФОТО: Андрей Лунин
Ерлик Балфанбаев

Ерлик Балфанбаев, основатель и президент Alina Group (№31 рейтинга крупнейших частных компаний Forbes Kazakhstan), считает, что текущий кризис, вызванный пандемией коронавируса и наложившимся на нее очередным падением национальной валюты, будет гораздо сложнее, чем все предыдущие, которые его компания пережила за свою 30-летнюю историю.

«Последствия будут даже серьезнее, чем ипотечный кризис 2007–2008 годов – самый тяжелый из тех, что были. Я солидарен с международными экспертами, которые соизмеряют негативное воздействие на мировую экономику с Великой депрессией, но есть предпосылки, что будет еще хуже и сопоставимо с кризисом после Второй мировой войны», – делится своими оценками бизнесмен.

Сейчас, по его словам, в зависимости от направления деятельности в разных подразделениях группы формируются соответствующие стратегии, адаптированные к текущим условиям рынка. Туристическое направление пришлось остановить полностью, производства работают наполовину своих мощностей, хотя продолжают выводиться новые продукты, продажи в основном перешли в онлайн. Половина сотрудников холдинга из около 3000 человек уже отправлены в отпуск без содержания или попали под сокращения, что, как признает собеседник, еще не предел. «Остановка разных сегментов нашей деятельности коснется еще 15–20 тысяч рабочих мест в компаниях-смежниках, функционирующих вокруг нас», – предполагает он.

При этом для подразделения строительных материалов год, со слов Балфанбаева, начинался очень позитивно – дела шли намного лучше по сравнению с прошлым годом, даже обогнали собственные планы и цели. Но с момента введения карантина и постепенного закрытия регионов можно наблюдать, как день за днем происходит снижение продаж. Это повлекло за собой переход производств с двух и трех смен на одну, чтобы обеспечивать сохранившийся небольшой спрос. В карантинный период план по реализации был выполнен лишь на 20%. В основном продажи перешли в онлайн, доля которого выросла на 10%, прямые продажи сохранились лишь на некоторых стройках. В больших городах функционирует своя доставка, в регионах Alina Group пользуется услугами логистических компаний. «Возобновление работы остановленных производственных объектов – очень сложный процесс по сравнению с ресторанами, торговыми и другими объектами. Последствия я оцениваю как ужасающие. Не знаю, сможем ли мы выплыть или нет», – мрачно констатирует бизнесмен.

Вследствие снижения доходов холдинг начал испытывать проблемы с оборотными средствами, так как имеет обязательства перед банками. Как оказалось, отсрочка по кредитам, о которой заявило государство, носит лишь рекомендательный характер. «Примерно по 50% от всех обязательств банки дали отсрочку на три месяца по выплатам основного долга, по остальным – нет. Но и эти три месяца – очень маленький срок, я думаю, что для восстановления понадобится как минимум от года до полутора. Наши финансисты прогнозируют огромные кассовые разрывы, и сейчас не очень понятно, как мы будем из этого выкручиваться», – делится проблемами предприниматель.

Из-за ограничительных мер в странах, где функционируют заводы поставщиков, возникли проблемы с импортом сырья и доставкой. Компанию спасает только готовность к такого рода форс-мажорам – имелись запасы. Далее этот вопрос будет решаться по мере открытия производств. По словам Балфанбаева, девальвация тенге повлечет удорожание продукции, так как от 30 до 50% себестоимости товаров под брендом Alina – это импорт. Но он не слишком уверен в возможности повышения цен для компенсации потерь, потому что рынок к этому не готов. К тому же вследствие роста числа безработных и урезания зарплат значительно упадет покупательская способность населения.

Самый болезненный вопрос, который в данный момент стоит перед компанией: будут ли люди думать о ремонте или о строительстве через два-три месяца, когда все закончится? «Большинство покупателей рассчитывают свои ожидания в долларах. В тенге это теперь совершенно другие суммы. Поэтому покупка недвижимости становится менее доступной», – говорит бизнесмен.

По его данным, на сегодняшний день доля «производственников» составляет лишь 4% от общего числа предприятий Казахстана. Без помощи государства они могут не выжить – и ее необходимо оказать, пока ситуация не стала непоправимой. «Нас идентифицируют как крупный бизнес, которому поддержка не полагается. Но мы находимся в тех же рыночных условиях, что и МСБ: вносим свой вклад в развитие страны, у нас работают такие же казахстанцы, как в любой другой компании», – недоумевает Балфанбаев. В начале апреля руководство холдинга написало письмо в правительство с просьбой о поддержке. Оно рассматривалось около 10 дней, после чего пришел ответ с отказом без обоснований. Но в компании не теряют надежду, и письмо отправлено повторно, так как за это время ситуация значительно ухудшилась.

Собеседник поясняет, что у них нет и не было особой подушки безопасности. «Все, что мы зарабатываем, инвестируем внутри страны – в оборудование, строительство цехов. Подушки, которая лежала бы в виде денег на счетах, нет, да у кого они просто так лежат?» – спрашивает он. Между тем при нынешней ситуации требуется кеш, чтобы платить персоналу, выполнять обязательства перед поставщиками, банками, покрывать расходы на коммунальные услуги.

Что касается туристической отрасли, Балфанбаев, как и многие эксперты, ожидает бум внутреннего туризма, потому что внешний будет восстанавливаться долго, кроме того, окажется труднодоступен. На сегодня принадлежащий бизнесмену горнолыжный курорт Oi-Qaragai Lesnaya Skazka близ Алматы полностью закрыт и почти 100% сотрудников из 400 остались без работы. Сохранилась только группа жизнеобеспечения: служба безопасности, инженерная служба, IT-специалист, несколько человек на удаленке. Многие из них единственные кормильцы в своих семьях. «Мы как можем поддерживаем персонал, на днях будем выплачивать материальную помощь», – рассказывает Балфанбаев. Это делается не из средств курорта, там касса нулевая – помогает группа.

Компания работает над внесением предложений государству касательно поддержки внутреннего туризма. «Туризм у нас не был развит и до кризиса – люди в основном стремились ездить в другие страны. Нужно это менять. Во многих государствах, к примеру, действуют программы субсидирования детского спортивного отдыха, такого как обучение катанию на лыжах, сноуборду, трекингу. Некоторые субсидируют отдых пенсионеров, также делаются вычеты для работодателей, отправляющих своих сотрудников на объекты внутреннего туризма. Помимо мотивации это будет повышать загрузку существующих объектов и простимулирует возникновение новых», – уверен Балфанбаев.

В еще одном подразделении группы – Doctor Green, производящем бытовую химию, 20 апреля начали выпускать антисептики. «На этот период выпал ребрендинг, мы почистили продуктовую линейку, вывели новые продукты, в том числе и дезинфицирующие средства. В Алматы производители не справляются с потребностями рынка, поэтому предприняли такую антикризисную меру», – поясняет бизнесмен. Оборудование и тара схожи с имеющимися, компании оставалось сделать этикетку, разработать рецептуру и найти дефицитное во время пандемии сырье – спирт. Планируемая производственная мощность – 10 тонн в сутки. После сохранится тот объем выпуска, который будет удовлетворять спрос.

Балфанбаев поддержал обращение бизнес-сообщества к правительству по мерам стимулирования бизнеса в кризисный период и считает, что это минимальные вещи по сравнению с прямыми вливаниями, которые делают западные страны. По его ощущениям, после кризиса в зависимости от отрасли выживет лишь 50% бизнеса. Для того чтобы как можно больше компаний остались на плаву, говорит предприниматель, нужны более существенные меры. К примеру, снижение или полное освобождение от некоторых видов налогов – в зависимости от отрасли – на определенный период. Также он считает, что перерабатывающей промышленности нужно предоставить доступ к недорогим деньгам, так как после резкого увеличения ставки рефинансирования расплачиваться по кредитам стало еще сложнее.

По мнению Балфанбаева, мир, в который мы вернемся после карантина, станет другим с философской, социальной и экономической точек зрения. Поэтому предпринимателям следует обратить внимание на те продукты и услуги, которые будут востребованы в посткоронавирусный период. Пока стоит максимально сократить расходную часть. Если каждый будет делать свое дело, легче будет выбраться всем.

В то же время бизнесмен убежден, что любой кризис – это еще и возможности. Основная цель, которую Alina Group ставит перед собой, – сохранить и усилить команду за счет квалифицированного персонала, чтобы быть готовыми удовлетворить восстановившийся спрос на строительные материалы. Также хочется реализовать запланированный выпуск новых продуктов. В течение одного-трех лет возобновить инвестиционную деятельность: разработку проектов БРК, запуск нового производства и модернизацию некоторых существующих. Осуществить проекты по дальнейшему развитию курорта Oi-Qaragai Lesnaya Skazka и внутренние проекты по развитию системы ERP (планирования ресурсов предприятия) и автоматизации бизнеса в области IT.

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить
ЧТО НЕ ТАК С СУДОМ НАД БИШИМБАЕВЫМ Смотреть на Youtube