Идеальное звучание

7174

Как казахстанец собирается перевернуть мировой рынок музыкального оборудования

ФОТО: Андрей Лунин

В 2015 году алматинец Темирлан Айгожин вернулся домой из Массачусетса после обучения в Вустерском политехническом институте. Хотел работать в нефтяной компании, где на развитие технологий выделяется много ресурсов, но, увидев, что сектор подкосил кризис, устроился в LG Electronics. Два года инженер по образованию продавал телевизоры, пока в один день не получил приглашение на встречу выпускников университета. На тот момент он уже некоторое время вынашивал идею создания особого аудиопродукта. Темирлан написал бывшему преподавателю (под руководством которого во время учебы выиграл награду за лучший проект) с предложением поработать над новой идеей. Профессор, внимательно выслушав, согласился проспонсировать пребывание бывшего подопечного в США, где тот за разрешенные по туристической визе полгода разработал аудиосистему, уникальную для мирового рынка музыкального оборудования.

Назад в будущее

29-летний Айгожин пытается объяснить, в чем особенность его продукта, с помощью небольшого урока физики. «Любое музыкальное оборудование включает предусилитель и усилитель. Все, что нужно, чтобы совершить работу со звуком, – это получить маленькую волну и сделать ее большой, – рассказывает он, сопровождая рассказ графиками на доске. – В предусилителе волна получает скачок в напряжении, как если в шланге с водой увеличить напор. Это важный этап в прослушивании музыки, так как здесь происходит детализация волны. А в усилителе добавляется сила тока, то есть дополнительная вода в шланг, что, по сути, просто раскачивает динамики».

При этом, продолжает собеседник, разные типы усилителей отличаются друг от друга в основном точностью, влияющей на чистоту звука, и эффективностью. «Святым Граалем» аудиоинженерии из-за своей точности считается усилитель класса А, но он также, по сути, имеет очень низкий КПД и потому сильно нагревается. Такие усилители очень громоздки и в последнее время стали вымирать, продолжая использоваться лишь в узкоспециальных сферах. Чаще всего применяется класс AB – звуковая волна в нем менее совершенна, зато эффективность достигает примерно 70%. Поэтому все работающее от сети музыкальное оборудование преимущественно относится к этому классу. Самый же эффективный – класс D (около 90%). В нем работает система импульсного усиления, то есть усилитель включается только в момент, когда заходит волна, а остальное время находится в спящем режиме, благодаря чему его можно посадить на аккумулятор.

Обычно используются усилитель и предусилитель одного класса. Но Айгожин придумал соединить предусилитель класса А, так как для увеличения напряжения много энергии не требуется, с усилителем класса D – как наиболее эффективным. Он также сделал предусилитель ламповым, что за счет четной гармоники искажения дает максимально приближенное к живому звучание.

Но это еще не все. При своем качестве аудиосистема Айгожина – портативная, похожая на популярные Bluetooth-колонки. «Ламповые усилители класса А существуют, но производятся очень консервативными людьми. Они используют старомодный дизайн и не любят портативность, тогда как молодежь предпочитает колонки, которые можно взять с собой на вечеринку. В результате класс А начал вымирать, – говорит собеседник. – Отдельно колонки тоже есть, но нет комплементарных предусилителям столь высокого уровня. Никто не подумает подключать такое разное оборудование друг к другу».

Команда мечты

«Я всегда хотел себе ламповый предусилитель класса А, но у меня не было на него денег, да и тратить $5–6 тыс. не собирался. В университете я также подрабатывал диджеем и мечтал о колонке, которая была бы достаточно громкой, но помещалась в рюкзак. Смотрел разные в интернете, но все они делают ставку на супербас, а я люблю инструментальную музыку, большая часть которой играется не на низких, а на средних и высоких частотах», – вспоминает Айгожин.

Поняв, что на рынке нет адекватного по цене и при этом качественного в плане звука предложения, он задался целью изменить тренд. Через несколько лет, с помощью американского профессора, Темирлан сумел воплотить идею в жизнь. В Казахстан в сентябре 2017-го он вернулся с прототипом. Правда, на вид это была лишь дощечка с закрепленными на ней деталями. Тем, как выглядит аудиосистема сейчас, изобретатель обязан местной команде.

Темирлан Айгожин
ФОТО: Андрей Лунин
Темирлан Айгожин

Амирхан Омаров, тогда директор коворкинга Smart Point, с которым Айгожин познакомился через общих знакомых, выделил для проекта помещение. Первым в команду вошел друг Темирлана – Руслан Ни, на плечи которого легла разработка корпуса аудиосистемы (он долгое время занимался производством мебели). Затем Айгожин привлек архитектора Медета Шарипова, супруга своей однокурсницы, который помог с моделированием продукта.

«Я всегда любил работать один, чтобы не слушать мнения других, – признается собеседник. – Но, когда уезжал из США, профессор сказал, что этот проект один я вытащить не смогу. Благодарен Руслану и Медету, потому что они поверили в мою идею и работали на энтузиазме, без оплаты. Мы ходили по свалкам, находили старое оборудование и выдергивали оттуда провода и детали, потому что в магазинах они стоили слишком дорого».

Параллельно ребята искали инвесторов, участвовали в конкурсах старт­апов, но безуспешно. Встречи всегда заканчивались обещанием «привести друга-музыканта», но тот никогда не приходил, как не возвращались и потенциальные инвесторы. Так продолжалось год. «Я уже отчаялся и начал искать работу, ведь надо было обеспечивать маму, плюс у меня шло дело к свадьбе. Решил, что, видимо, лучше заниматься коммерцией, и собирался уничтожить все прототипы, чтобы они никому не достались», – вспоминает Темирлан.

В те дни к нему из соседнего офиса зашел Алмас Туякбаев (сооснователь студии Zero To One Labs, о которой Forbes Kazakhstan писал в июне 2018 года, и директор UXStone). Он предложил привести еще одного кандидата в инвесторы, и, если опять не сложится, то тогда уж закончить с этим. «Я согласился, но к встрече особо не готовился – настолько надоели эти безрезультатные презентации. Мы даже пришли в шортах, – улыбается Айгожин. – И тут заходит известный певец Рахат Турлыханов, я его сразу узнал. Идея ему понравилась, мы встретились на следующий день вновь – обсудить детали, а к вечеру уже переезжали в офис, который он нам выделил».

Так у Champloo появилось будущее (название своему детищу Темирлан дал в честь любимого аниме Samurai Champloo). Турлыханов на тот момент уже несколько лет занимался инвестициями в стартапы, но до Champloo это были только американские компании. «Помимо того что у Рахата есть ресурсы, он сам прекрасно разбирается в музыке и умеет задавать направление развития», – говорит Айгожин. Также к проекту официально присоединился и Туякбаев – без программиста сегодня не построить большую компанию.

Версия для Amazon

Планы у ребят, к слову, не ограничиваются созданием только одного продукта. В линейке Champloo в будущем должны появиться наушники и портативная колонка меньшего размера. Но заявить о себе на мировом рынке они хотят именно с помощью флагманской аудиосистемы.

«Для меня важно создать казахстанский аудиобренд, который будут уважать за качество звучания, дизайн и за то, что мы не забываем старую школу. Потому что после исчезновения усилителей класса А, особенно ламповых, человечество потеряет возможность слушать музыку, близкую к живой. Голоса ушедших певцов и распавшихся групп умолкнут навсегда, потому что оборудование, которое нам везде предлагают, не способно точно передать то, что они хотели исполнить», – подчеркивает Темирлан.

При этом цена Champloo будет смешной для такого уровня – примерно $1000. Низкая себестоимость объясняется малочисленностью команды – не надо содержать штат инженеров, как в крупных компаниях. Кроме того, производители усилителей класса А, желая создать люксовый продукт, часто используют дорогие элементы и материалы. Например, вместо медных проводов используют серебряные. «Они также тратят усилия на качество звучания в той части спектра, где музыка в принципе не создается», – утверждает Айгожин.

Тем не менее стоит отметить, что на вид аудиосистема легко может сойти за работу лучших иностранных производителей. Усилитель и колонка имеют форму неправильных трапецоидов (за основу взяты формы созвездий Большой и Малой Медведицы) и выполнены из каленого стекла. В комплекте будут продаваться все необходимые кабели и аксессуары.

Изготавливается Champloo на заводе в Китае, главный инженер которого 20 лет проработал на Microlab, одном из крупнейших производителей аудиооборудования в мире. Первая партия продукции (500 штук) будет готова этой осенью и сначала поступит в магазины электроники Казахстана. Инвестиции в этот цикл, не считая затрат на маркетинг, составляют около $150 тыс. Почти сразу планируется выход и на американский рынок, где у продукта уже есть потенциальные покупатели.

«От знакомых в США к нам как-то приехал друг одного из гитаристов Guns N’ Roses. Ему очень понравились звук и идея продукта, и он познакомил нас с представителями Amazon. Им проект приглянулся настолько, что они даже предлагали помочь финансово», – рассказывает Айгожин.

В американскую версию колонки будет встроена Alexa (виртуальный ассистент Amazon). Это позволит Champloo из очередной аудиосистемы, которую временами достают с дальней полки, стать неотъемлемой частью каждодневной жизни пользователей. Платформа Champloo в дальнейшем будет пополняться не только hardware-продуктами, но и новым ПО.

«Мы хотим развивать индустрию вокруг звука, – заявляет Темирлан. – Музыка – это лучший способ повлиять на настроение людей. И когда Champloo будет вызывать улыбку у слушателей, все будут знать, что это продукт из Казахстана. Ведь у каждой страны есть компании, которыми она гордится».

   Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить