Правительственные игры в приватизацию

В начале 2016 при инициации пяти институциональных реформ глава государства предупредил, что не допустит имитации реформ. Но как можно оценить последние решения правительства по приватизации?

Давайте посмотрим, как менялись планы по выводу крупнейших государственных компаний на IPO/SPO.

В комплексном плане приватизации на 2014-2016 был следующий график:

· 2014 - IPO «KEGOC»;

· 2015 - IPO «Самрук-Энерго»;

· 2016 -  IPO «Казахстан Темир Жолы» и «КазАтомПром».

Единственным достижением этого плана стало IPO «KEGOC», которое произошло в конце 2014. Всё остальное было перенесено на неопределенный срок.

В декабре 2015 правительством был утвержден новый комплексной план приватизации, теперь уже на 2016-2020. В нем список компаний, выходящих на IPO, был расширен, однако конкретных планов выхода на биржу по годам не было.

Четкие сроки по приватизации крупнейших госкомпаний, в конце концов, были зафиксированы 6 декабря 2016 на заседании правительства. На нем глава АО «ФНБ «Самрук-Казына» Умирзак Шукеев озвучил согласованный с госкомиссией график вывода активов фонда путём IPO/SPO. Этот график почему-то так и не был нигде опубликован, однако его можно посмотреть на видеопрезентации Шукеева на заседании кабмина. Согласно презентации, график вывода на IPO выглядел следующим образом:

· В конце 2017 - IPO «Эйр Астана» и продажа стратегическому инвестору или SPO «Казахтелеком»;

· В первой половине 2018 - IPO «КазАтомПром» и к концу 2018 - IPO «КазМунайГаз»;

· В начале 2019 - IPO «Казпочты» и в середине 2019 - IPO «Самрук-Энерго»;

· В 2020 - IPO «Казахстан Темир Жолы».

27 января 2017 совет директоров ФНБ «Самрук-Казына», возглавляемый премьер-министром, зафиксировал этот же график выхода на IPO в обновленной программе трансформации фонда.

Почти сразу после этого, 31 января, в своем послании глава государства поручил следующее:

«Новый импульс экономическому росту должно дать снижение доли государства в экономике до 15% в ВВП, до уровня стран ОЭСР. Ранее был определен перечень из порядка 800 предприятий для приватизации до 2020 года. Работа здесь ведется. Поручаю правительству ускорить и завершить приватизацию предприятий из этого перечня до конца 2018 года. Надо также ускорить подготовку и выход крупнейших наших компаний на IPO».

Таким образом, после послания президента появилась хоть какая-то уверенность, что новые планы правительства по приватизации станут, наконец, выполнятся. К сожалению, эта надежда жила недолго.

10 апреля в правительстве рассмотрели ход проведения приватизации. На этом заседании правительство озвучило уже другие графики. В частности, министр нацэкономики Тимур Сулейменов сказал:

«8 крупнейших активов нашей страны, такие как АО «Эйр Астана», АО НАК «Казатомпром», АО «Казахтелеком», АО «НК «КазМунайГаз», АО «Казпочта», АО «Самрук-Энерго», АО «НК «Қазақстан темір жолы», АО «НК «ТауКен Самрук», планируется вывести на IPO/SPO в 2019-2020 годах».

Таким образом, завершение сроков вывода на IPO не было изменено, однако начало этого процесса было отложено почти на два года. Как-то это плохо вяжется с поручением президента «ускорить подготовку и выход крупнейших наших компаний на IPO».

Кроме того, это выглядит как заранее невыполнимый план. Вывод на IPO/SPO восьми крупных и сложных госкомпаний в течение всего двух лет трудно назвать другим словом, кроме как прожектёрство. Такой объем и в такие сжатые сроки не осилят ни ФНБ «Самрук-Казына», ни профессиональные участники фондового рынка, ни отечественные и иностранные инвесторы (розничные и профессиональные).

Помимо этого, от правительства мы так и не услышали, как образом оно собирается выполнить поручение президента, сделанное еще в феврале 2014: «До 2020 доля государственной собственности должна быть доведена до уровня стран ОЭСР - 15% от ВВП». Это поручение никто не отменял, но в течение трех с лишним лет, несмотря на все программы приватизации, доля госсектора резко выросла. Почему правительство никак не объясняет этот феномен?

На заседании правительства от 10 апреля шла речь о приватизации сотен госкомпаний до конца 2018 с целью выполнить последнее поручение главы государства. Однако министры и глава ФНБ скромно умолчали о том, что это всё - очень мелкие компании, и их приватизация не позволит даже чуть-чуть снизить долю госсобственности к ВВП.    

В целом, как ни считай, доля государственной собственности по отношению к ВВП на сегодня никак не может быть меньше 45%. Если в расчет брать валовые активы бизнеса, контролируемого государством, то их доля к ВВП уже давно больше 60%. Если брать капитал бизнеса, подконтрольный государству, то он составляет минимум 45% по отношению к ВВП.

Уже более трех лет самым большим секретом правительства является то, как оно само считает долю государственной собственности по отношению к ВВП. До сих пор нет официальной информации о текущем уровне этой доли! Это и всё вышесказанное дает основание заявить, что текущий процесс приватизации выглядит как имитация реформ.

Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
Ошибка в тексте